Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

Северо-Кавказский федеральный округ образован Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82.

В состав округа входят Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика.

Площадь округа составляет 170,4 тыс. кв. км (1 процент от территории Российской Федерации), центром СКФО является г. Пятигорск. На территории СКФО проживает около 9,5 млн. человек, из них около 24 процентов молодежь.

Округ имеет благоприятные условия для развития туризма, санаторно-курортной сферы, агропромышленного комплекса, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.

Северный Кавказ славится знаковыми местами и объектами, которые составляют драгоценный потенциал для комплексного развития туризма, санаторно-курортной индустрии и инвестиционной привлекательности в целом.

Одно перечисление уникальных и узнаваемых не только в России, но и во всем мире, мест и названий свидетельствует о значительности потенциала округа, необходимости его сохранения и достойного представления потенциальным инвесторам, туристам и гостям Северного Кавказа.

Кавказские Минеральные Воды - особо-охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации. По химическому богатству и разнообразию, качеству и целебным свойствам расположенные здесь источники минеральных вод не имеют аналогов на всем Евро-Азиатском континенте. Здесь же расположены красивейшие горные вершины Бештау и Машук. История Кавказских Минеральных Вод связана с именами многих замечательных людей: в разные времена здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.А. Алябьев, В.В. Маяковский, Ф.И. Шаляпин, М.А. Булгаков.

В связи с высокой государственной значимостью данного региона Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" поручено выполнение разработки концепции комплексной программы развития региона Кавказских Минеральных Вод.

Уникальная горная система Кавказа расположена на перешейке между Каспийским и Черным морями. Для России эта часть территории является самой южной - здесь, по гребню Главного хребта, проходит государственная граница Российской Федерации, за которой лежат Грузия и Азербайджан.

В СКФО расположена самая высокая вершина России - гора Эльбрус.

В горах Северного Кавказа на высоте 2 070 метров расположена Зеленчукская обсерватория с самым большим радиотелескопом в мире: РАТАН-600 и одним из самых больших в мире оптическим телескопом.

На территории округа расположен и самый южный город Российской Федерации - г. Дербент - музей под открытым небом. Один из древнейших "живущих" городов мира, в 2015 году Дербенту исполняется 2 000 лет.

Озеро Кезеной-Ам - самое крупное высокогорное озеро на Северном Кавказе. Расположено оно на отметке 1 870 метров над уровнем моря, на южном склоне Андийского хребта. Глубина озера - 72 метра. Как самое большое и глубокое высокогорное озеро оно занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Значительны и природные ресурсы региона: запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины.

По объективным причинам сегодня естественные преимущества СКФО реализуются не в полной мере, что является одним из оснований разработки и реализации программ и мероприятий активного инвестиционного развития и включения в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года подпрограмм, задача которых создать условия и обеспечить поддержку для привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей экономики:

данной подпрограммы "Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа";

подпрограммы "Развитие особо-охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды";

подпрограммы "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае, Республике Адыгея".

Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, проводится последовательная работа по реализации комплексных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в округе. Главной целью государственной политики является вовлечение региона в общероссийский и мировой рынок, создание условий для притока в регион российского и зарубежного капиталов, укрепление материально-технической базы субъектов.

Приоритеты государственной политики определены в Стратегии развития СКФО, определившей основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО.

С учетом ресурсного потенциала и структуры экономики региона Стратегией развития СКФО основными отраслевыми направлениями развития округа определены: агропромышленный комплекс, туризм, промышленность, топливно-энергетический комплекс, связь. Для развития указанных областей требуются не только меры государственной поддержки, но и эффективные компетентные инвесторы и современные квалифицированные кадры.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 958 издан 18.07.2011, а не 18.07.2012.

Поэтому особо значимо для инвестиционного развития округа создание Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2012 г. N 958 Северо-Кавказского федерального университета.

Для организации инвестиционной деятельности и реализации Стратегии развития округа в СКФО в 2010 году созданы следующие институты развития:

ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" (дочерняя структура ГК "Внешэкономбанк"),

ОАО "Курорты Северного Кавказа" (дочерняя структура ОАО "Особые экономические зоны" - права акционера по данному обществу, учредившему указанный институт развития, осуществляет Минэкономразвития России).

Важнейшее место в системе государственного управления округом занимает Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (далее - Комиссия). <1>

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 1003.

В рамках состоявшихся в 2011 - 2012 годах 6 заседаний Комиссии подробно рассмотрены вопросы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, вопросы развития приоритетных отраслей, а также ход исполнения плана мероприятий СКФО, вопросы реализации федеральных целевых программ и формирования государственной программы СКФО.

Во исполнение решений, принятых Комиссией в 2012 году, Минрегионом России образована рабочая группа по разработке и реализации на территории СКФО государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, мероприятий федеральных целевых программ, государственных инвестиционных программ и проектов (далее - рабочая группа).

В состав рабочей группы входят представители Аппарата Правительства Российской Федерации, Секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, институтов развития - ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Корпорация развитого Северного Кавказа", ОАО "Курорты Северного Кавказа", Северо-Кавказского федерального университета, федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".

Для упорядочения и координирования инвестиционной работы на территории округа Минрегионом России совместно с субъектами Российской Федерации, входящими в состав СКФО, институтами развития, субъектами естественных монополий и заинтересованными организациями организована работа по формированию, актуализации и сопровождению специального реестра мониторинга и сопровождения проектов округа - "Инвестиционный план СКФО" (дополнительные материалы N 3).

Округом представлено более 1 000 реализуемых и перспективных инвестиционных проектов и проектных идей, реализация которых предполагается в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наибольшее количество проектов представлено Ставропольским краем, Кабардино-Балкарской Республикой, Чеченской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой. В 2012 году на момент формирования данной подпрограммы в состав Инвестиционного плана было включено 830 проектов на общую сумму более 2,4 трлн. руб. Оценочно реализация полного объема проектов, представленных субъектами Российской Федерации, входящими в состав СКФО, для включения в Инвестиционный план СКФО, позволит создать около 147 тысяч новых рабочих мест.

Цель Инвестиционного плана - сформировать базовый инвестиционный каркас из проектов, реализация которых позволит в ближайшие годы придать существенный импульс развитию округа.

Структура проектов Инвестиционного плана соответствует отраслевым приоритетам, определенным Стратегией развития СКФО.

Минрегионом России организован постоянный мониторинг и актуализация проектов, включенных в Инвестиционный план.

Для эффективной реализации Стратегии развития СКФО и данного Инвестиционного плана необходимо системно использовать все действующие инструменты государственной поддержки, в первую очередь следующие.

государственные гарантии Российской Федерации, работу по которым уполномочены провести Минрегион России, Минфин России совместно с ГК "Внешэкономбанк",

создание инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и региональных инвестиционных фондов,

работа ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" по участию в реализации инвестиционных проектов округа, включая предоставление прямых инвестиций,

создание туристического кластера, осуществляемое ОАО "Курорты Северного Кавказа".

Понимая объективные организационные и методические сложности начального этапа инвестиционного развития округа и внедрения инструментов поддержки инвестиционных проектов, Минрегион России в постоянном режиме выполняет сопровождение и консультирование субъектов и принципалов.

Для начала работы из состава Инвестиционного плана СКФО были выделены проекты, находящиеся в высокой степени готовности для подготовки заявок, рассмотрения в целях первоочередной реализации и определения необходимых мер государственной поддержки.

Государственные гарантии Российской Федерации (далее - госгарантии) <1> являются сравнительно новым инструментом поддержки инвестиционного развития округа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 338 утверждены Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита в части, составляющей до 70 процентов фактически предоставленной суммы кредита, привлекаемого на срок от 3 до 10 лет на реализацию инвестиционных проектов на территории округа, 30 процентов составляют средства инвестора. Необходимость применения инструмента государственных гарантий Российской Федерации для поддержки реализации инвестиционных проектов округа обусловлена в первую очередь недостатком залоговой базы принципалов-инициаторов проектов для обеспечения обязательств по привлекаемым кредитам, что является следствием низкого инвестиционного развития экономики округа и отсутствием достаточного количества действующих масштабных производств и реализованных проектов со сформированными ликвидными активами и достаточным объемом собственных средств.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 338.

При этом реализация капиталоемких масштабных проектов обеспечит наибольший эффект по количеству создаваемых рабочих мест и формированию доходной базы субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, позволит сформировать "центры инвестиционного роста" с созданием смежных производств и организацией подготовки кадров.

Учитывая комплексный и отраслевой характер проектов, для экспертной оценки и рассмотрения заявок Минрегион России в соответствии с полномочиями по отбору проектов создал Межведомственную инвестиционную комиссию по отбору инвестиционных проектов СКФО (далее - МВК) <1>. В состав МВК вошли представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа", федеральных органов исполнительной власти.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 355.

В 2011 - 2012 годах проведено 5 заседаний МВК.

Из 58 инвестиционных проектов на территории СКФО, представленных для рассмотрения на заседаниях МВК, по состоянию на октябрь 2012 г. отобран 21 проект с суммой гарантий 44 234,2 млн. руб.

Реализация данных проектов позволит привлечь в экономику СКФО более 90 млрд. руб. частных инвестиций, увеличить объем налоговых поступлений в бюджетную систему всех уровней на 10 млрд. руб. в год, создать более 7 тысяч постоянных рабочих мест.

Инвестиционный план в части проектов, реализация которых предполагается с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации, насчитывает более 80 проектов стоимостью более 200 млрд. руб.

На эффективность применения механизма предоставления государственных гарантий первоочередное влияние оказывает наличие у принципала квалифицированной команды, способной осуществить реализацию масштабных инвестиционных проектов с привлечением кредитных ресурсов.

Предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) <1> инвестиционным проектам, реализуемым и планируемым к реализации на условиях государственно-частного партнерства - эффективный инструмент государственной поддержки, действующий с 2006 года.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации".

Снятие инфраструктурных ограничений развития экономики - один из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности СКФО.

Главная цель использования средств Фонда - поддержка приоритетных для государства и региона конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

Отбор проектов, претендующих на предоставление бюджетных ассигнований Фонда, а также рассмотрение иных вопросов, возникающих при реализации проектов, прошедших отбор, осуществляет Инвестиционная комиссия по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда. <1>

--------------------------------

<1> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 2.

В настоящее время на территории СКФО за счет средств Фонда реализуется 9 инвестиционных проектов.

Общий объем инвестиций для реализации 9 инвестиционных проектов составит 40 692 млн. руб., в том числе:

за счет бюджетных ассигнований Фонда - 7 023,6 млн. руб.;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 981,9 млн. руб.;

за счет средств местных бюджетов - 15,4 млн. руб.;

за счет средств инвесторов - 32 671,1 млн. руб.

Представление бюджетных ассигнований Фонда указанным инвестиционным проектам позволит привлечь в экономику Северного Кавказа более 30 млрд. руб. частных инвестиций, увеличить объем налоговых поступлений в бюджетную систему всех уровней на 2,3 млрд. руб. в год, создать более 2 тысяч постоянных рабочих мест.

В 2011 году по всем показателям, характеризующим состояние реального сектора экономики, в СКФО наблюдалась положительная динамика.

Так, объем промышленного производства за 2011 год вырос на 4,4 процента, что примерно соответствует среднероссийскому приросту (4,7 процента).

Объем произведенной продукции сельского хозяйства в 2011 году превысил среднероссийский уровень (Россия - 22,8 тыс. руб.) и составил около 26 тыс. руб. на душу населения.

Важно отметить положительную динамику показателей в сфере доходов и занятости населения <1>:

--------------------------------

<1> Федеральная служба государственной статистики.

увеличился размер среднемесячной номинальной заработной платы на 2,7 тыс. руб. в месяц (с 15,8 тыс. руб. в декабре 2009 г. до 20,2 тыс. руб. в декабре 2011 г.);

увеличилась величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО с 4,3 тыс. руб. за IV квартал 2009 г. до 5,3 тыс. руб. за IV квартал 2011 г.;

увеличился уровень в 2011 году доходов консолидированного бюджета на душу населения на 4,6 тысячи руб. по сравнению с аналогичным показателем 2009 года;

снизилась доля населения СКФО с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 3,3 процентных пункта (с 18,4 процента в 2009 году до 15,1 процента в 2011 году);

снизился уровень зарегистрированной безработицы на 1,5 процентных пункта (с 16,5 процента в 2009 году до 15 процентов в 2011 году по методологии Международной организации труда).

Следствием оживления инвестиционной политики в округе также стало увеличение объема инвестиций в основной капитал, который вырос в 2011 году на 2,7 процента (в 2010 году - 11,8 процента), а в расчете на душу населения в среднем по округу повысился с 33,7 тыс. руб. до 36,6 тыс. руб.

Вместе с тем абсолютные цифры объема инвестиций в расчете на душу населения по-прежнему остаются ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Причинами низкого уровня показателей инвестиционной деятельности в СКФО являются:

недостаточная координация действий федеральных, региональных и местных органов власти, институтов развития СКФО, инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности на территории округа;

отсутствие единой информационной системы мониторинга результатов инвестиционной деятельности на территории СКФО;

недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства;

недостаток современной инфраструктуры для развития частного бизнеса;

недостаток высококвалифицированных кадров, в том числе управленческих.

Тем не менее, при реализации в 2010 - 2012 годах действующих мер государственной поддержки инвестиционных проектов наблюдается рост количества новых проектов в отраслях, для развития которых в СКФО существуют наилучшие природные, экономические и ресурсные предпосылки. В их число входят, прежде всего, агропромышленный комплекс, туризм, производство строительных материалов.