Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Потенциал развития Республики Ингушетия

2. Потенциал развития Республики Ингушетия.

Основными отраслями экономики Республики Ингушетия являются промышленный комплекс и сельское хозяйство.

Основу промышленного производства представляют добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа и индустрия строительных материалов.

Нефть является важнейшим полезным ископаемым, основой топливно-энергетического комплекса республики. Добыча нефти на территории Республики Ингушетия ведется с 1915 года, когда были открыты нефтяные залежи в Малгобекском районе.

Значительные запасы общестроительных полезных ископаемых, инвестиционных площадок для развития новых производств, а также наличие трудовых ресурсов создают перспективу развития на территории Республики Ингушетия предприятий строительства и стройиндустрии.

Сельское хозяйство является основной специализацией Республики Ингушетия. Республика богата и земельными ресурсами. Почвы черноземные, плодородные. Общий земельный фонд республики составляет 362,8 тыс. га, из которых 166,2 тыс. га приходится на земли, используемые в сельском хозяйстве. Наличие плодородных почв и благоприятных климатических условий создает основу для развития в регионе эффективного агропромышленного комплекса.

Наличие в республике запаса спелых и перестойных ценных пород деревьев, таких как дуб, бук, граб, чинар, делает возможным развитие деревообрабатывающей отрасли.

Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, туристско-рекреационного комплекса и транспортной инфраструктуры позволит содействовать не только росту экономики республики, но и развитию позитивного имиджа, позволит стать республике грузораспределительным центром регионального значения и, соответственно, создаст условия для уменьшения бюджетной зависимости экономики Республики Ингушетия.

За последний период инвестиционный климат в Республике Ингушетия изменился в лучшую сторону. До конца 2012 года планируется привлечение инвестиций в объеме более 10 млрд. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников - 5,1 млрд. рублей, что в 2,7 раза превышает показатель 2011 года.

Данный рост достигнут в результате комплексного подхода к проблемам привлечения инвестиций, в том числе посредством принятия ряда нормативных правовых документов, содействующих эффективной реализации инвестиционных проектов в республике:

Закона Республики Ингушетия "Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия" от 7 декабря 1996 г. N 15-рз;

Закона Республики Ингушетия "О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия" от 21 апреля 2000 г. N 7-рз;

Закона Республики Ингушетия "О технопарках в Республике Ингушетия" от 7 декабря 2010 г. N 61-рз;

Закона Республики Ингушетия "Об инновационной деятельности в Республике Ингушетия" от 7 декабря 2010 г. N 58-рз;

Закона Республики Ингушетия "Об основах государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия" от 4 мая 2010 г. N 24-рз;

Постановления Правительства Республики Ингушетия N 137 от 12 мая 2003 г. "О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия";

Постановления Правительства Республики Ингушетия N 345 от 7 октября 2009 г. "Об утверждении положений о порядке предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства";

Постановления Правительства Республики Ингушетия N 4 от 18 января 2011 г. "Об утверждении Положения об инвестиционных площадках Республики Ингушетия";

Решения заседания Попечительского совета Регионального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия от 29 августа 2009 г. N 2 "Об утверждении порядка формирования и использования средств гарантийного фонда Республики Ингушетия".

На фоне благоприятного инвестиционного законодательства в 2011 году в республике были запущены два инвестиционных проекта с использованием механизма государственной гарантийной поддержки Российской Федерации на общую сумму около 400 млн. долл. - проект компании "Ин Ариа" по производству строительных материалов и компании "АРТИС" по созданию промышленно-производственного кластера.

Другой пример успешных инвестиций - крупный инвестиционный проект компании "Сатурн-1" по строительству мукомольного комбината стоимостью свыше 100 млн. долл. и производственной мощностью 2400 тонн зерна в сутки, также претендующий на получение государственной поддержки в виде софинансирования за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Наличие большого рекреационного потенциала с возможностью создания горнолыжных трасс международного уровня, многочисленными месторождениями минеральных источников, большим количеством культурно-исторических и природных достопримечательностей, а также транспортной доступности региона способствует привлечению частных инвестиций в туристическую отрасль, результатом которого стало заключение Соглашения между Правительством Республики Ингушетия и компанией "АКРОПОЛЬ". В 2012 году начато строительство первого туристического объекта - горнолыжного спуска на базе санатория "Армхи" в с. Джейрах. При общей стоимости объекта 2,6 млн. долл. объем освоенных инвестиций уже составил 1,3 млн. долл.

В результате сотрудничества с российским МСП-Банком малые и средние предприниматели республики получили доступ к относительно дешевым и "длинным" ресурсам. На первом этапе подписано 8 Соглашений на общую сумму примерно 35 млн. долл.

Необходимо отметить, что взаимовыгодное сотрудничество государства с частным бизнесом в рамках государственно-частного партнерства способно стать катализатором экономического развития республики. Успешная реализация инвестиционных проектов позволит довести общий объем налоговых доходов с 2,6 млрд. рублей до 4,2 млрд. рублей, кроме того, будет способствовать росту предпринимательской активности населения, что позволит довести к 2015 году количество малых предприятий в расчете на 1 тыс. человек до 3 единиц.

Уникальное географическое расположение в центре Северного Кавказского хребта в приграничном районе дает возможность республике стать сухопутными воротами для входа в Россию пассажиро- и грузопотоков из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана. Находясь между портами Черного и Каспийского морей, Ингушетия имеет возможность обеспечить транзит межпортовых грузов, стать грузораспределительным центром регионального значения.

Богатые природные ресурсы, включая большие запасы разведанных месторождений полезных ископаемых (сланец, бентонитовые глины, доломит, нефть), уникальные леса, разнообразный животный мир, великолепные природные ландшафты, благоприятные климатические и экологические условия способствуют развитию экономической активности в производстве строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, туристско-рекреационном комплексе.

Транспортная инфраструктура, представленная железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и воздушным транспортом, прохождение через территорию республики транспортных путей федерального и межгосударственного значения (автодорога Баку - Ростов-на-Дону - Москва, Северо-Кавказская железная дорога, Военно-Грузинская автодорога, нефтепровод Баку - Новороссийск) создают основу для роста экономики республики и развития ее транзитного потенциала.

Благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста, создает основу для роста экономики как с точки зрения развития производства, так и формирования внутреннего спроса на продукцию и услуги.

Разнообразие естественных ландшафтов республики, уникальные по красоте и богатству исторические памятники древней культуры ингушского народа создают условия для развития туризма.