Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основные тенденции, формирующие сферу науки и технологий

Первое. Глобализация сферы инноваций и изменение условий международной конкуренции.

Значительно сократились возможности для реализации моделей импортозамещения, связанных с выстраиванием полных цепочек формирования добавленной стоимости только в рамках национальной экономики. Издержки и риски по осуществлению новых научно-технологических прорывов настолько высоки, что идет динамичный процесс формирования межстрановых и межфирменных партнерств, альянсов для консолидации усилий на определенных направлениях. Соответственно снижаются конкурентные возможности компаний, не встроенных в глобальные цепочки.

Существенно сократился цикл освоения и распространения новых технологий в экономиках. Скорость распространения передовых технологий уже фактически определяет конкурентные преимущества для национальной экономики. Неспособность обеспечить быстрый переход от фундаментальных знаний к их практической реализации значительно снижает ценность результатов научного труда с точки зрения общества и экономики.

В мировой экономике интенсифицировались процессы перехода к новому технологическому укладу, основанному на конвергенции наук и технологий. Новая глобальная "технологическая волна" способна привести к кардинальной трансформации рынков высокотехнологичной продукции и услуг, принципиальным образом повлияв на традиционные конкурентные преимущества российской экономики, конкурентоспособность ее отдельных секторов.

Таким образом, динамика международной интеграции ужесточает требования к конкурентоспособности российской науки в мировом масштабе, ее результативности и способности быстро использовать полученные результаты.

Второе. Трансформация поведения основных субъектов инновационной деятельности в России.

Российские компании во все большей степени испытывают конкурентное давление по качеству и новым свойствам продукции (услуг), все более ограниченным становится потенциал удешевления существующей продукции и, напротив, приобретает особую важность задача перехода к выпуску новой, инновационной продукции.

В условиях усиления глобального конкурентного давления российские компании стали предъявлять существенно более высокий спрос на передовые технологии. Данный спрос реализуется в основном через закупку зарубежных технологических решений и все еще слабо воспринимается и удовлетворяется отечественным сектором исследований и разработок.

Произошло ослабление прикладной науки в значительно большей степени, чем фундаментальной. При наличии отдельных достаточно мощных и продуктивных научных центров в целом отсутствует эффективное преобразование формируемых фундаментальных знаний в передовые коммерческие технологии.

В создавшихся условиях усиливается риск анклавизации как фундаментальной науки (замыкание исключительно на роли источника новых знаний), так и внутрифирменной науки (сосредоточение на роли по обеспечению адаптации зарубежных технологий, оптимизации производственных процессов).

Таким образом, есть основания для существенного расширения и конкретизации спроса корпоративного сектора на результаты исследований и разработок, приходящегося на сильно ослабленный сектор прикладных исследований на докоммерческой стадии.

Третье. Обеспечение сбалансированного развития сектора исследований и разработок.

В течение 2000 - 2006 годов научно-технологическая политика была в большей степени подчинена решению задач стабилизации ситуации в секторе исследований и разработок, сохранению научного потенциала (прежде всего, в фундаментальной науке).

Только в последние годы заметное развитие получили инструменты стимулирования научно-производственной кооперации, поддержки связей между различными участниками инновационных процессов. В основном поддержка инноваций была направлена ранее либо на поддержку проведения исследований (формирование предложения), либо на стимулирование инновационной деятельности компаний (поддержка спроса на инновации).

В последние годы произошло существенное перераспределение ресурсов в рамках различных отраслевых федеральных целевых программ в пользу проведения НИОКР на коммерческих стадиях. В результате возник существенный дисбаланс в части поддержки формирования научно-технологического задела, финансирования прикладных исследований на докоммерческой стадии.

С 2007 года наблюдается заметный прогресс в деятельности государственных институтов развития в инновационной сфере, формировании новых институтов развития. Однако их результативность существенно ограничена недостаточным количеством предлагаемых инновационных проектов.

Нарушенный в настоящее время баланс между спросом на результаты исследований на коммерческой стадии со стороны инновационной системы и промышленности и предложением научно-технологического задела со стороны сектора исследований и разработок усугубляет дефицит адекватного спросу предложения.

Система задач, подпрограмм и мероприятий настоящей Государственной программы сформирована с учетом указанных тенденций и направлена на совершенствование государственной политики в сфере развития науки и технологий. При этом учитываются сформулированные приоритеты развития секторов российской экономики, обеспечения их, где это было целесообразно, существенной государственной поддержкой с использованием инструментов отраслевых федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий и деятельности институтов развития.

В рамках реализации Государственной программы осуществляется создание научно-технологического задела, прежде всего, межотраслевой направленности, основывающегося на системе фундаментальных научных исследований. Сферой ответственности Государственной программы является также создание инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, создание эффективных механизмов ее коллективного использования.

Источником и основой научно-технологического задела являются фундаментальные научные исследования. Поэтому одна из ключевых задач Государственной программы - развитие сектора фундаментальной науки и обеспечение его глобальной конкурентоспособности.

Поисковая и прикладная часть работ по созданию такого задела основывается на результатах фундаментальных научных исследований и ориентирована на поиск путей практического использования этих результатов в предположении об их востребованности в будущих (перспективных) проектах по созданию новых технологий и (или) образцов для коммерческого или специального применения.

В мировой практике наличие достаточного научно-технологического задела - это обязательное условие осуществления крупных корпоративных и государственных проектов (программ) разработки нового поколения техники (технологий), обеспечивающее возможность достижения заданных требований в сроки, поддающиеся планированию. В отсутствие такого задела проект неизбежно превращается из сложной ОКР в НИОКР со всевозрастающим объемом НИР и, соответственно, растущими рисками его реализации.

В рамках создания научно-технологического задела в Государственной программе проводятся работы на стадии, когда вероятность их успешной реализации и степень практической готовности к использованию для создания коммерциализируемой продукции оценивается как недостаточная для включения соответствующих работ в разработки в рамках проектов создания конечного продукта или технологий финансируемых (софинансируемых) в рамках федеральных целевых программ отраслевого профиля, институтами развития, коммерческими организациями, в том числе с государственным участием, венчурными фондами.

Работы по созданию научно-технологического задела завершаются результатами, которые могут быть в дальнейшем использованы в рамках проектов по созданию продукции (технологий). С учетом сложившегося дефицита научно-технологического задела и высокими рисками, связанными с переводом его на коммерческую стадию, необходимо обеспечить опережающее формирование результатов исследований по отношению к текущим (прогнозируемым) масштабам перспективных проектов. Такой подход сформирует основу для проведения гибкой научно-технологической политики при появлении новых технологических вызовов на государственном или корпоративном уровне.

В соответствии с мировой практикой риски финансирования работ по созданию научно-технологического задела в основном берет на себя государство. При потенциально высокой эффективности использования результатов исследований возможна реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на условиях софинансирования с коммерческими структурами (инновационными институтами, промышленными компаниями).

В практике российской промышленности (как государственной, так и негосударственной) начало исследовательских работ (финансовое участие в работах) возможно лишь после получения положительных результатов поисковых, а чаще - проблемно-ориентированных работ. Значительная часть объектно-ориентированных работ в ряде отраслей ведется отраслевыми институтами (в том числе - государственными научными центрами) в рамках отраслевых федеральных целевых программ, а также в рамках исследовательских программ корпораций и компаний различных форм собственности. Поисковые и проблемно-ориентированные исследования (задельные работы) ведутся отраслевыми центрами в рамках федеральных целевых программ отраслевого профиля в ограниченном количестве и по ограниченному числу направлений.

В Государственной программе сконцентрирована основная часть задельных, преимущественно поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований, ведущихся в Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в рамках софинансирования соответствующих работ организаций государственного сектора экономики, по тематикам, соответствующим приоритетам развития российской экономики. Исключение составляет ограниченный круг задельных работ, направленных на реализацию конкретных проектов создания продукции и технологий в рамках отраслевых федеральных целевых программ и иных программ.