2.4. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
2.4. Показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач
Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы разработаны в соответствии с основными параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и параметрами Стратегии инновационного развития, скорректированными с учетом новых условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Система индикаторов реализации Государственной программы разрабатывалась с учетом требований, обеспечивающих:
отражение наиболее значимых результатов выполнения мероприятий Государственной программы;
возможность мониторинга параметров развития науки и технологий в Российской Федерации на различных этапах реализации Государственной программы и ее подпрограмм;
отражение основных параметров развития науки и технологий в Российской Федерации для альтернативных сценариев, соответствующих различным масштабам и интенсивности проводимых реформ в данной сфере и условиям ее финансирования в период до 2020 года;
сопоставимость с индикаторами, используемыми в международной практике;
возможность построения на основе данных существующей официальной статистики или данных, разрабатываемых на основе показателей, включаемых в Федеральный план статистических работ.
При формировании системы целевых индикаторов реализации Государственной программы в соответствии с используемыми методическими подходами обеспечивается:
репрезентативность индикаторов с учетом содержания конкретных подпрограмм Государственной программы;
согласованность с мероприятиями, реализуемыми в рамках Государственной программы;
иерархия индикаторов в соответствии с целями реализации Государственной программы и ее подпрограмм.
С учетом специфики Государственной программы, основные цели и задачи реализации которой связаны с развитием фундаментальных и прикладных исследований задельного характера, в систему целевых индикаторов, отражающих ее наиболее значимые результаты, включаются:
удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);
число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;
число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);
коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);
удельный вес машин и оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости машин и оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки;
удельный вес публикаций в соавторстве с зарубежными учеными в общем числе публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus;
средний возраст исследователей;
удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей;
внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП;
удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;
отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе;
удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки;
целевые индикаторы и показатели федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу.
Отдельные подпрограммы Государственной программы в соответствии с их содержанием характеризуются следующими целевыми индикаторами.
Подпрограмма 1 "Фундаментальные научные исследования":
число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;
число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);
средний возраст исследователей;
объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП;
удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки.
Подпрограмма 2 "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий":
коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);
удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;
средний возраст исследователей;
объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП;
удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки.
Подпрограмма 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора":
удельный вес средств, полученных от выполнения научной, научно-технологической деятельности, в общем объеме средств ведущих российских университетов;
отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе;
удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей;
коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);
число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;
средний возраст исследователей;
объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП;
удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки.
Подпрограмма 4 "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок":
удельный вес машин и оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости машин и оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки;
удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);
число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;
коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);
средний возраст исследователей;
объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП.
Подпрограмма 5 "Международное сотрудничество в сфере науки":
удельный вес публикаций в соавторстве с зарубежными учеными в общем числе публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus;
удельный вес ученых в возрасте до 39 лет в численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации и университеты.
Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации Государственной программы":
количество организаций - участников Государственной программы, имеющих доступ к информационным ресурсам Государственной программы.
Обеспечение достижения целевых значений указанных показателей и переход России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий, оцениваемым по публикационной и изобретательской активности, могут быть наиболее эффективно реализованы при условии выделения дополнительного финансирования за счет всех источников финансовых средств.
При прогнозировании целевых индикаторов использовались следующие методические подходы:
при разработке прогнозов учитывались последствия предусмотренных Государственной программой изменений в структуре и уровне оплаты труда исследователей;
развитие кадрового потенциала науки и технологий согласовывалось с развитием ее материально-технической базы;
реализация Государственной программы и ее подпрограмм согласовывалась с институциональными преобразованиями в науке и технологиях;
характер динамики значений индикаторов определялся динамикой объемов финансирования соответствующих подпрограмм в период реализации Государственной программы;
при оценке влияния на динамику целевых индикаторов мер, предусмотренных Государственной программой, учитывались временные лаги, определяемые закономерностями, наблюдаемыми в мировой практике;
обоснованность параметров перехода России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий определялась наличием в мировой практике примеров аналогичных и более высоких темпов динамики соответствующих индикаторов в рамках временных интервалов, соответствующих периоду реализации Государственной программы (Китай, Индия, Южная Корея, Бразилия).
По результатам реализации Государственной программы к 2020 году может быть обеспечено достижение Россией уровня публикационной активности, измеряемой числом публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus, в расчете на 100 исследователей государственного и вузовского секторов науки, таких стран, как Великобритания и Франция.
По абсолютным объемам государственного финансирования исследований и разработок Россия вошла в число ведущих стран мира, уступая США, Японии и Германии, но опережая такие страны, как Франция, Великобритания, Италия. На современном этапе поставлена задача повысить эффективность и результативность использования ресурсов, направляемых на развитие науки и технологий.
При разработке сценарных прогнозов для целевых индикаторов Государственной программы использовался модельный инструментарий, на основе которого были реализованы следующие процедуры:
выявление закономерностей в динамике основных индикаторов развития науки и технологий, наблюдаемых в мировой практике;
оценка количественных взаимосвязей между основными индикаторами развития науки и технологий, наблюдаемых в мировой практике, включая взаимосвязи с уровнем и динамикой ее бюджетного финансирования;
экстраполяция динамики индикаторов развития науки и технологий для России и стран, относящихся к целевой кластерной группе.
Значения целевых индикаторов представлены в приложении 2 к Государственной программе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей