Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.4. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач

2.4. Показатели (индикаторы) достижения целей

и решения задач

Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы разработаны в соответствии с основными параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и параметрами Стратегии инновационного развития, скорректированными с учетом новых условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Система индикаторов реализации Государственной программы разрабатывалась с учетом требований, обеспечивающих:

отражение наиболее значимых результатов выполнения мероприятий Государственной программы;

возможность мониторинга параметров развития науки и технологий в Российской Федерации на различных этапах реализации Государственной программы и ее подпрограмм;

отражение основных параметров развития науки и технологий в Российской Федерации для альтернативных сценариев, соответствующих различным масштабам и интенсивности проводимых реформ в данной сфере и условиям ее финансирования в период до 2020 года;

сопоставимость с индикаторами, используемыми в международной практике;

возможность построения на основе данных существующей официальной статистики или данных, разрабатываемых на основе показателей, включаемых в Федеральный план статистических работ.

При формировании системы целевых индикаторов реализации Государственной программы в соответствии с используемыми методическими подходами обеспечивается:

репрезентативность индикаторов с учетом содержания конкретных подпрограмм Государственной программы;

согласованность с мероприятиями, реализуемыми в рамках Государственной программы;

иерархия индикаторов в соответствии с целями реализации Государственной программы и ее подпрограмм.

С учетом специфики Государственной программы, основные цели и задачи реализации которой связаны с развитием фундаментальных и прикладных исследований задельного характера, в систему целевых индикаторов, отражающих ее наиболее значимые результаты, включаются:

удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);

число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;

число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);

коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);

удельный вес машин и оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости машин и оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки;

удельный вес публикаций в соавторстве с зарубежными учеными в общем числе публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus;

средний возраст исследователей;

удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей;

внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП;

удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;

отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе;

удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки;

целевые индикаторы и показатели федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу.

Отдельные подпрограммы Государственной программы в соответствии с их содержанием характеризуются следующими целевыми индикаторами.

Подпрограмма 1 "Фундаментальные научные исследования":

число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;

число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);

средний возраст исследователей;

объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП;

удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки.

Подпрограмма 2 "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий":

коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);

удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;

средний возраст исследователей;

объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП;

удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки.

Подпрограмма 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора":

удельный вес средств, полученных от выполнения научной, научно-технологической деятельности, в общем объеме средств ведущих российских университетов;

отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе;

удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей;

коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);

число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;

средний возраст исследователей;

объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП;

удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки.

Подпрограмма 4 "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок":

удельный вес машин и оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости машин и оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки;

удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science);

число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;

коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения);

средний возраст исследователей;

объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП.

Подпрограмма 5 "Международное сотрудничество в сфере науки":

удельный вес публикаций в соавторстве с зарубежными учеными в общем числе публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus;

удельный вес ученых в возрасте до 39 лет в численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации и университеты.

Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации Государственной программы":

количество организаций - участников Государственной программы, имеющих доступ к информационным ресурсам Государственной программы.

Обеспечение достижения целевых значений указанных показателей и переход России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий, оцениваемым по публикационной и изобретательской активности, могут быть наиболее эффективно реализованы при условии выделения дополнительного финансирования за счет всех источников финансовых средств.

При прогнозировании целевых индикаторов использовались следующие методические подходы:

при разработке прогнозов учитывались последствия предусмотренных Государственной программой изменений в структуре и уровне оплаты труда исследователей;

развитие кадрового потенциала науки и технологий согласовывалось с развитием ее материально-технической базы;

реализация Государственной программы и ее подпрограмм согласовывалась с институциональными преобразованиями в науке и технологиях;

характер динамики значений индикаторов определялся динамикой объемов финансирования соответствующих подпрограмм в период реализации Государственной программы;

при оценке влияния на динамику целевых индикаторов мер, предусмотренных Государственной программой, учитывались временные лаги, определяемые закономерностями, наблюдаемыми в мировой практике;

обоснованность параметров перехода России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий определялась наличием в мировой практике примеров аналогичных и более высоких темпов динамики соответствующих индикаторов в рамках временных интервалов, соответствующих периоду реализации Государственной программы (Китай, Индия, Южная Корея, Бразилия).

По результатам реализации Государственной программы к 2020 году может быть обеспечено достижение Россией уровня публикационной активности, измеряемой числом публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus, в расчете на 100 исследователей государственного и вузовского секторов науки, таких стран, как Великобритания и Франция.

По абсолютным объемам государственного финансирования исследований и разработок Россия вошла в число ведущих стран мира, уступая США, Японии и Германии, но опережая такие страны, как Франция, Великобритания, Италия. На современном этапе поставлена задача повысить эффективность и результативность использования ресурсов, направляемых на развитие науки и технологий.

При разработке сценарных прогнозов для целевых индикаторов Государственной программы использовался модельный инструментарий, на основе которого были реализованы следующие процедуры:

выявление закономерностей в динамике основных индикаторов развития науки и технологий, наблюдаемых в мировой практике;

оценка количественных взаимосвязей между основными индикаторами развития науки и технологий, наблюдаемых в мировой практике, включая взаимосвязи с уровнем и динамикой ее бюджетного финансирования;

экстраполяция динамики индикаторов развития науки и технологий для России и стран, относящихся к целевой кластерной группе.

Значения целевых индикаторов представлены в приложении 2 к Государственной программе.