2.3. Цели, задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы
2.3. Цели, задачи, описание основных ожидаемых конечных
результатов Государственной программы
Настоящая Государственная программа задает направления и условия развития до 2020 года работ по созданию научно-технологического задела в Российской Федерации. Государственная программа формирует единое, открытое к международной кооперации научно-образовательное пространство в стране, задает ориентиры научному и образовательному сообществам, коммерческим компаниям, молодежи, международным партнерам в отношении тенденций в развитии науки и технологий в стране. Исходя из установленных государством стратегических ориентиров развития науки и технологий, определены цели и задачи Государственной программы, условия ее реализации.
Основными целями Государственной программы являются:
формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие фундаментальных научных исследований;
создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, системы управления и финансирования, интеграция науки и образования;
формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.
Основные ожидаемые результаты Государственной программы:
обеспечение мирового уровня исследований в сфере фундаментальных и поисковых работ, соответствующего уровню исследований в странах с лидирующей экономикой, высокая степень международного сотрудничества в интересах формирования современной технологической базы экономики страны;
концентрация кадровых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечение создания научно-технологического задела, востребованного секторами экономики;
вхождение России в число стран - лидеров по патентной активности;
увеличение практического применения результатов научных исследований, проводимых в рамках Государственной программы;
обеспечение поддержки и развития национальных исследовательских центров как базовых элементов инновационной системы страны;
обеспечение эффективной интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности;
реализация программы фундаментальных научных исследований мирового уровня в ведущих университетах, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах, выполняемых с привлечением ведущих ученых;
обеспечение эффективной интеграции российского научно-технологического комплекса в глобальную инновационную систему, подтверждение статуса России как мировой научной державы.
К важнейшим условиям реализации Государственной программы относятся:
Определение в рамках настоящей Государственной программы долгосрочной перспективы (до 2020 года) устойчивого бюджетного финансирования фундаментальных и иных работ по созданию научно-технологического задела. Механизмы финансирования должны в средне- и долгосрочной перспективе обеспечивать необходимую ресурсную поддержку, в том числе, прорывным исследованиям в области национальной безопасности и стратегических секторов экономики. Расходы по Государственной программе до 2020 года в соответствии с бюджетным сценарием будут поддерживаться на уровне 0,22 процента ВВП. Следует отметить, что финансовое обеспечение Государственной программы в целом включает более 80 процентов средств федерального бюджета на фундаментальные научные исследования. В случае отсутствия других инструментов финансирования фундаментальных научных исследований снижение бюджетных ассигнований на мероприятия Государственной программы в процентах к ВВП может привести к снижению конкурентоспособности соответствующей сферы. В соответствии со Стратегией инновационного развития должен быть обеспечен кратный рост внебюджетного финансирования исследований и разработок, что возможно только при активном софинансировании исследований и разработок со стороны государства.
Развитие механизмов формирования и реализации приоритетов, постановки задач исследований, учет их при формировании направлений технологического развития других государственных программ, отраслевых стратегий, программ развития технологических платформ, программ инновационного развития компаний с государственным участием, стратегий и планов развития других компаний секторов экономики, мировых научных трендов.
Повышение качества экспертизы и научно-технологического прогнозирования, расширение международного сотрудничества в этой сфере, развитие системы подготовки технических заданий, усиления межведомственной координации в сфере исследований и разработок, привлечение к участию в органах управления Государственной программой, в формировании тематики, экспертизе предложений, оценке результатов представителей технологических платформ, крупных компаний, отраслевых союзов и ассоциаций, других потребителей создаваемого научно-технологического задела.
Модернизация научных организаций, развитие исследовательских компетенций вузов, стимулирование развития корпоративной науки.
Обеспечение конкурентного уровня доходов научных работников, занятых в реализации мероприятий настоящей Государственной программы (ориентиром является достижение к 2018 году среднего уровня оплаты труда не менее 200 процентов от среднего по стране, с учетом региональных особенностей, позволяющего ученым сосредоточиться на реализации одного или ограниченного числа проектов, что существенно повышает социальную привлекательность научного труда).
Повышение требований к результативности ведущихся работ при кардинальном упрощении и повышении прозрачности индикаторов эффективности (используя, прежде всего, показатели публикационной и патентной активности).
Развитие в рамках реализации Государственной программы конкурсных процедур поддержки научных исследований с формированием эффективной модели экспертизы, предусматривающей использование апробированных в ряде стран процедур и широкое привлечение экспертов и специалистов с высокой репутацией в отечественной академической сфере и за рубежом. Развитие принятых в России подходов к оценке результативности деятельности научных организаций и итогов проектов, выполняемых за счет или с участием бюджетных средств, должно быть связано с дополнением используемых сегодня процедур качественными (экспертными) оценками и решениями, расширением области применения подобных подходов и приданием определенности действиям государства в зависимости от содержания экспертных заключений и/или рекомендаций.
Распределение финансирования на конкурсной основе широко используется за рубежом, так как такой механизм позволяет вкладывать деньги в реальные проекты, которые будут иметь практическое применение и приносить доход. "Плановое" распределение финансирования не позволяет достичь той же эффективности, так как при заранее известных объемах финансирования отсутствуют стимулы к повышению эффективности деятельности. Например, внебюджетное (частное) финансирование предполагает большую заинтересованность в результатах исследований, и, соответственно, более качественную систему мониторинга.
Государственная программа предполагает расширение участия корпоративного сектора в ресурсном обеспечении сферы исследований и разработок, в том числе в целях повышения мотивации для обеспечения адаптации исследований и ориентации их результатов на практическое применение и коммерциализацию.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей