Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками реализации Государственной программы

8. Анализ рисков реализации Государственной

программы и описание мер управления рисками реализации

Государственной программы

Реализация Государственной программы подвержена влиянию следующих групп рисков и негативных факторов.

При реализации Государственной программы в бюджетном сценарии возможно невыполнение целевых значений показателей, в том числе установленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработных плат научных работников к 2018 году до уровня 200 процентов от средней по экономике в соответствующем регионе, а также N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части показателей финансового обеспечения государственных научных фондов, объемов внутренних расходов на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту, публикационной активности российских исследований в международных базах данных научных публикаций и других показателей.

Данный риск характеризуется средней величиной возможного ущерба, а также средней вероятностью наступления события.

Недостаточное финансирование исследований и разработок за счет внебюджетных средств может оказывать существенное негативное влияние на реализацию мероприятий Государственной программы. В соответствии с наиболее оптимистичным сценарием развития российской экономики по оценкам Минэкономразвития России объем затрат на исследования и разработки в частном секторе согласно модернизационному сценарию Государственной программы должен увеличиться к 2015 году в 2,6 раза и к 2020 году - в 5 раз по сравнению с уровнем 2012 года. Обеспечение соответствующих темпов роста частных внутренних затрат на исследования и разработки возможно в случае скоординированных мероприятий всех государственных программ, нацеленных на развитие фундаментальных и прикладных исследований в Российской Федерации, и лишь частично затрагивается инструментами Государственной программы "Развитие науки и технологий".

Данный риск характеризуется средней величиной возможного ущерба, а также средней вероятностью наступления события.

Усиление конкурентного давления в технологической сфере со стороны зарубежных разработчиков, появление новых и усиление позиций существующих конкурентов на мировых рынках новых технологий и продуктов могут привести к существенному сокращению позитивных результатов и эффектов Государственной программы, прежде всего, в части обеспечения масштабного притока в российскую экономику передовых технологий отечественной разработки.

С учетом относительно высоких темпов экономического роста ряда новых индустриальных стран и уделяемого ими существенного внимания вопросам развития науки и технологий данный риск является существенным.

Его минимизации способствуют мероприятия государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" (ответственный исполнитель - Минэкономразвития России).

В рамках Государственной программы важным фактором снижения данного риска является отбор для оказания государственной поддержки приоритетных направлений научно-технологического развития, в наибольшей мере соответствующих имеющимся и, что еще более важно, перспективным направлениям развития отечественного производственного сектора, способствующих максимально полной реализации национальных конкурентных преимуществ национальной экономики.

Данный риск характеризуется средней величиной возможного ущерба, а также средней вероятностью наступления события.

Сохраняющаяся высокая зависимость показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию не только фундаментальных, но и спекулятивных факторов.

Резкое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках может негативно сказаться на ключевых параметрах социально-экономического развития и, как следствие, на функционировании научно-технологической сферы.

Данный риск обладает высокой значимостью, для его компенсации в рамках целого ряда государственных программ, в частности, "Экономическое развитие и инновационная экономика" (ответственный исполнитель - Минэкономразвития России) и "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (ответственный исполнитель - Минпромторг России) предусмотрены мероприятия, направленные на диверсификацию российской экономики, модернизацию традиционных и развитие новых секторов.

В свою очередь, Государственная программа содержит мероприятия, предусматривающие разработку новых перспективных технологий (прежде всего, в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"), а также создание и развитие необходимой научной и инженерной инфраструктуры (подпрограммы 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора", 4 "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок", 5 "Международное сотрудничество в сфере науки") в интересах обеспечения ускоренной модернизации и совершенствования структуры российской экономики, в том числе снижения ее зависимости от экспорта сырья.

Данный риск характеризуется средней величиной возможного ущерба, а также низкой вероятностью наступления события.

Основным специфическим риском, способным оказать существенное негативное влияние на реализацию большинства подпрограмм и мероприятий Государственной программы, является риск неверного (неоптимального) выбора приоритетов и перспективных направлений научно-технологического развития для государственной поддержки.

Значимость данного риска повышается вследствие недостаточного уровня межведомственной координации, возможных проявлений инертности федеральных органов исполнительной власти и отдельных научных организаций и вузов, излишнего формализма в реализации предусмотренных Государственной программой действий.

Для минимизации данного риска Государственной программой сформулированы требования в отношении межведомственной координации, распределения сфер ответственности основных сторон, непосредственно участвующих в ее осуществлении. Кроме того, необходимо проведение мониторинга хода реализации мероприятий Государственной программы, регулярной оценки их результативности и эффективности с возможностью оперативного принятия решений по корректировке отдельных мероприятий и направлений поддержки.

Данный риск характеризуется высокой величиной возможного ущерба, а также средней вероятностью наступления события.