Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы

1. Общая характеристика сферы реализации

Государственной программы

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накапливавшихся в течение десятилетий и обострившихся в сфере исследований и разработок в период кризисного развития 1990-х годов, по развитию и реализации интеллектуального потенциала страны.

В 2005 году были одобрены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года.

В 2008 году принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - основополагающий документ, определяющий стратегию развития страны, в том числе научно-технологического комплекса и инноваций в научно-технологической сфере.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия инновационного развития), обозначено восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене.

В январе 2012 года приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Стратегической целью государственной политики установлено обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

В рамках реализации указанных документов сформированы основы действующей национальной инновационной системы, осуществлен комплекс мер по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, образовательной среды, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

В период с 2002 по 2011 годы увеличено финансовое обеспечение гражданской науки за счет средств федерального бюджета в 9,8 раза. Финансирование научной деятельности осуществляется через механизмы федеральных целевых программ, а также федеральные государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Ключевым элементом поддержки создания широкого научно-технологического задела является федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы".

В последние годы предпринятые государством меры по повышению уровня оплаты труда в государственном секторе науки, в том числе в области фундаментальных научных исследований, впервые за постсоветский период позволили этому сектору заметно опередить по этому показателю большинство других секторов экономики. В 2010 году среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 25 тыс. рублей, или 119,5 процентов по отношению к средней заработной плате по экономике в целом.

За последние годы был реализован ряд мероприятий по привлечению в науку молодых ученых. Важную роль в подготовке и закреплении научных кадров сыграла федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. В результате с 2002 по 2010 год численность молодых исследователей (в возрасте до 29 лет включительно) увеличилась с 56,1 до 71,2 тыс. человек. Их доля в общей численности исследователей за тот же период выросла с 13,5 до 19,3 процента.

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем профессиональном образовании. В настоящее время реализуется целый ряд мероприятий по развитию ведущих вузов:

создание на их базе инновационной инфраструктуры;

стимулирование кооперации с высокотехнологичными компаниями;

создание лабораторий под руководством ведущих ученых и другие.

В результате доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась с 5,4 процента в 2002 году до 8,4 процента в 2010 году.

Предпринимаются шаги по организации крупных национальных исследовательских центров (далее - НИЦ). Создан первый НИЦ "Курчатовский институт", имеющий уникальную исследовательско-технологическую инфраструктуру мирового класса. Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования (далее - ЦКП) через предоставление научного оборудования, уникальных научных стендов и установок, реализация на территории Российской Федерации проектов создания уникальных научных установок мега-сайенс.

Россия активно участвует в больших международных исследовательских проектах, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на наиболее современных научных установках мирового уровня.

Для развития научной инфраструктуры важную роль сыграли федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы" и Программа совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра "Курчатовский институт", на 2010 - 2012 годы.

Большое значение для сохранения научного потенциала страны имела реализация Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 233-р.

За последние годы в законодательство о налогах и сборах внесен ряд положений, стимулирующих деятельность компаний в области выполнения НИОКР.

Важнейшими инструментами по повышению координации и стимулированию взаимодействия различных секторов экономики с сектором исследований и разработок становятся Программы инновационного развития крупнейших российских компаний с государственным участием, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры.

Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество "Российская венчурная компания"), государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", открытое акционерное общество "РОСНАНО" и другие.

На международном уровне Российская Федерация занимает 51 место в рейтинге Global Innovation Index 2012. К факторам, определяющим качество инновационной деятельности, можно отнести характеристику уровня образования и состояние сферы исследований и разработок:

по уровню образования Россия занимает 55 место в мире, этот показатель также является средневзвешенным по отдельным показателям в сфере образования;

оценка сферы исследований и разработок включает 3 показателя: количество исследователей на 1 млн. человек населения (35 место в мире), затраты на НИОКР (29 место в мире) и качество исследовательских институтов (57 место в мире).

Существенной проблемой является отсутствие действенных механизмов перевода новых научных знаний в прикладные результаты. По созданию новых научных знаний, характеризуемому количеством патентов и научных статей, Россия занимает 29 место в мире. Однако по показателю распространения знания Россия занимает лишь 56 место.