Оценка спроса на результаты задельных работ в экономике
Для каждой страны масштаб реализации задельных (поисковых, прикладных проблемно-ориентированных) работ, основывающихся на фундаментальных знаниях, существенно зависит от ряда факторов. К таким факторам относятся: структуры сектора исследований и разработок и корпоративного сектора; система международной кооперации; инновационный климат; динамика развития экономики; государственная политика в части определения уровня технологической независимости, концепции обеспечения обороноспособности и национальной безопасности в целом и другие.
Структура исследований и разработок в российской экономике последние 20 лет была в значительной степени обусловлена стагнацией многих высокотехнологичных секторов и низкими стимулами к инновациям в значительной части сырьевого комплекса, а следовательно - низким спросом на результаты НИОКР. Ключевые научные компетенции сохранялись и поддерживались в основном за счет государственной поддержки. Часть компетенций экспортировалась в различной форме без какой-либо связи с развитием российской экономики. Часть компетенций порождала внутренние и внешние высокотехнологические бизнесы (в основном в информационно-коммуникационных технологиях, создании материалов, научного оборудования).
В данной ситуации основная часть государственного финансирования исследований и разработок приходилась на сектор фундаментальной науки, который порождал спектр задельных исследований. Низкий спрос, естественно, ограничивал стимулы к созданию "задела".
С середины 2000-х резко активизировались инновационные институты, кардинально расширился объем финансирования федеральных целевых программ технологического профиля. К 2011 году впервые обозначилось исчерпание научно-технологического задела по направлениям наиболее динамичного развития секторов экономики. Особенно проявился недостаток задела в биотехнологиях и фармацевтике, начало сказываться отставание в создании задела в информационно-коммуникационных технологиях, по ряду других направлений. В целом, с учетом приоритетов развития в сфере энергетики и энергоэффективности, фармацевтики и медицинской техники, информационно-коммуникационных технологий, а также задач по повышению эффективности сырьевого сектора и перехода к новому поколению техники в авиакосмической отрасли, в транспортном машиностроении? в ряде других отраслей необходимо реализовывать стратегию опережающего развития задельных работ к росту объемов НИОКР в целом. При этом предполагается концентрация усилий на ограниченном числе приоритетов, как по отраслям, так и в рамках конкретных технологических направлений.
В настоящее время осуществляется перевод сектора исследований и разработок из состояния консервации ("сохранения научно-технологического потенциала") в состояние активного использования в развитии экономики. Прогнозные оценки использования 3 процентов ВВП на исследования и разработки к 2020 году в своей основе имеют сохранение потенциала фундаментальной науки. Его развитие связано с длительным формированием научных школ и традиций, занимающим десятилетия. Резкое расширение сектора фундаментальных работ нереалистично, в то же время его сокращение недопустимо и не может быть в дальнейшем компенсировано ускоренным ростом на протяжении нескольких лет.
Предполагается постепенное развитие указанного сектора создания научно-технологического задела, прежде всего, за счет создания четкой системы приоритетов, концентрации ресурсов на их реализации при оптимизации механизмов организации и финансирования сферы исследований и разработок, повышения квалификации исследователей, эффективности стимулирования (увеличения доходов и создания лучших условий работы) и усиления научной конкуренции (привлечения в науку наиболее талантливых исследователей). Одновременно осуществляется ускоренное наращивание в государственных академиях, в вузах, национальных исследовательских центрах и в других исследовательских структурах научных "мощностей" в сфере поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований, обеспечивающих эффективное использование результатов фундаментальных работ и создание практических результатов (научно-технологического задела), уже используемых коммерческим сектором инновационной системы и промышленностью. При этом государственная поддержка задельных работ концентрируется в основном на приоритетных направлениях развития секторов российской экономики.
В целом, объем задельных работ должен расти с темпом, сопоставимым с темпом роста затрат на исследования и разработки в целом. Целевое значение объема финансирования задельных работ (работ на докоммерческой стадии, включающих фундаментальные, поисковые и прикладные проблемно-ориентированные) по отношению к "коммерческим" НИОКР (прикладные объектно-ориентированные исследования и ОКР) составляет приблизительно 3:7, что соответствует структуре российского сектора исследований и разработок, учитывает тенденции использования собственных и заимствования зарубежных технологий и, в целом, соответствует мировой практике.
Поэтому в рамках Государственной программы предполагается одновременно с усилением сектора фундаментальной науки опережающими темпами обеспечить расширение поисковых и прикладных проблемно-ориентированных работ, в том числе за счет стимулирования их реализации на базе институтов государственных академий наук и других организаций, ведущих фундаментальные научные исследования.
Важную роль в расширении круга поисковых и прикладных проблемно-ориентированных работ играют программы инновационного развития компаний с государственным участием, стратегические программы исследований технологических платформ, Программа совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра "Курчатовский институт", и другие инструменты стимулирования перспективных исследований. Расширение работ в сфере поисковых и прикладных исследований в рамках Государственной программы будет стимулировать привлечение научных организаций, вузов, НИЦ к реализации корпоративных заказов на НИОКР.
В рамках других государственных программ отраслевого профиля, а также программ различных зарубежных и российских негосударственных научных фондов, по заказам зарубежных научных организаций будут осуществляться работы по созданию научно-технологического задела в объеме, который по оценкам должен составить до 15 процентов от объема Государственной программы. С учетом их тесной увязки с отраслевыми задачами, реализации их специализированными отраслевыми институтами и исследовательскими подразделениями корпораций представляется целесообразным на данном этапе не включать в Государственную программу, оставив в отраслевых программах.
К 2015 году будет обеспечен аналитический учет этих работ в Государственной программе и разработаны механизмы их межпрограммной координации.
Финансовое обеспечение Государственной программы рассматривается в двух сценариях - бюджетном и модернизационном (бюджетный сценарий с дополнительным финансированием).
Финансовое обеспечение бюджетного сценария Государственной программы определяется параметрами федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Основные параметры финансового обеспечения модернизационного сценария Государственной программы задаются с учетом положений Стратегии инновационного развития, иных стратегических документов, действующих в сфере науки и технологий.
Прогноз объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет частного сектора согласно Стратегии инновационного развития составит в 2015 году 500,5 млрд. рублей (0,63 процента ВВП) и в 2020 году - 2320,6 млрд. рублей (1,73 процента ВВП). При этом за счет средств бюджетов бюджетной системы России финансовое обеспечение научных исследований должно составить к 2015 году 902,8 млрд. рублей (1,14 процента ВВП) и в 2020 году - 1 750,6 млрд. рублей (1,29 процента ВВП).
Следует отметить, что модернизационный сценарий Государственной программы сбалансирован с расширением бюджетного финансирования научных исследований в рамках отраслевых государственных программ с учетом достижения целевых ориентиров Стратегии инновационного развития.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета представлены в приложении 5.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц на реализацию целей Государственной программы представлены в приложении 6.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей