2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Государственной программы
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Интенсификация производства и использования новых научно-технологических результатов предопределила резкое сокращение периода инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Современные глобальные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок ("чистая" энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и другие), по многим из которых в нашей стране нет существенных заделов.
На сегодняшний день в мировых исследованиях по методике форсайта эксперты выделяют такие основные тенденции мирового научно-технологического развития, как:
усиление конвергенции наук (в первую очередь - нано-, био-, инфо-, когнитивных (НБИК) наук) и формирование на этой основе конвергентных технологий (НБИК-технологий);
рост значимости мультидисциплинарного подхода в научных исследованиях;
усиление диффузии современных высоких технологий в среднетехнологические секторы производственной сферы (промышленности, транспорта, сельского хозяйства и другие);
усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса, стимулирующее развитие гибких сетевых структур.
В рамках каждой из этих тенденций формируются перспективные новые технологии и новые области науки с точки зрения их потенциального применения в различных сферах человеческой деятельности. Новые технологии являются ответами на глобальные вызовы и формируют новый технологический образ мира. Сценарии долгосрочного развития России, идущие процессы модернизации экономики не могут не учитывать этих тенденций и связанных с ними технологий, которые во многом будут определять как сами будущие рынки, так и конкурентоспособность стран на них.
Одним из мировых трендов развития науки и технологий является усиление поддержки научных исследований, проводимых в вузах, являющихся базой для подготовки кадров для новой технологической сферы. В развитых странах исследовательские университеты являются ядром интегрированного научно-образовательного комплекса, который обеспечивает выполнение значительной доли фундаментальных и прикладных исследований. Развивается целый комплекс мер, направленных на поддержку и постепенную концентрацию научных исследований в вузах (усиление кадровой составляющей вузовской науки, обновление оборудования, участие вузов в технологических платформах, в создании малых предприятий, поддержка их кооперации с предприятиями и другие). Эта тенденция является одной из определяющих в мировом научно-техническом развитии наряду с развитием междисциплинарной исследовательско-технологической базы класса мега-сайенс в крупнейших научных центрах (как национальных, так и международных). Наблюдается интеграция научно-образовательного комплекса с научно-исследовательскими организациями, обладающими указанной инфраструктурой.
Наблюдаются следующие организационно-управленческие и институциональные тренды развития науки и технологий в мире:
рост эффективности функционирования сферы науки и технологий на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, повышения качества регулирования в данной сфере;
приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;
интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовского сектора науки и создание научно-образовательных центров, интеграция вузовского и академического секторов науки;
развитие материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки, включая обеспечение современным оборудованием, приборами и материалами, совершенствование инфраструктуры функционирования научных организаций;
интеграция национальной науки в мировые процессы научно-технологического развития;
создание условий для вовлечения в экономический оборот результатов научной и научно-технологической деятельности, формирование и развитие рынка объектов интеллектуальной собственности, обеспечение ее правовой охраны;
формирование широкого взаимовыгодного партнерства с международными и зарубежными организациями и компаниями, нацеленного на обеспечение международного признания национальной науки и образования.
Основы проведения государственной научной политики, установленные Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки", определяют приоритеты для перечисленных ниже стратегических документов.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определяет стратегическую цель развития российской экономики как достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Это обуславливает необходимость структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, что в свою очередь предусматривает:
формирование конкурентоспособной в мировом масштабе национальной инновационной системы, включающей в себя в качестве одного из основных элементов интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, а также инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.
Стратегия инновационного развития в качестве единственного варианта инновационного развития Российской Федерации, согласующегося с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяет вариант достижения лидерства в ведущих научно-технологических секторах и фундаментальных научных исследованиях. Этот вариант характеризуется:
восстановлением лидирующих позиций российской фундаментальной науки;
существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок;
концентрацией усилий на наиболее перспективных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг;
увеличением спроса на научные и инженерные кадры;
ростом финансирования исследований и разработок со стороны бизнеса;
формированием развитой национальной инновационной системы.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий, определенной в "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. N Пр-83), является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
В рамках указанного документа главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, в сфере настоящей Государственной программы (создание научно-технологического задела и развитие современной инфраструктуры сектора исследований и разработок) являются:
повышение эффективности государственного участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, необходимых для обеспечения национальной безопасности, систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства;
активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;
обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.
В соответствии с основными целями и задачами государственной политики в рассматриваемой сфере в рамках настоящей Государственной программы основные усилия будут сосредоточены на создании научно-технологического задела и формирования исследовательского потенциала на приоритетных направлениях развития науки и техники и ориентированных на:
поддержку и развитие конкурентных преимуществ высокотехнологичных секторов российской экономики (атомная, авиакосмическая и ряд других);
формирование принципиально новой технологической базы российской экономики, основанной на конвергенции наук и технологий;
обеспечение секторов экономики, создающих в ходе своего развития гарантированный внутренний спрос на инновации, а следовательно, на исследования и разработки (медицина, агрокомплекс, транспорт, энергетика, строительство и ряд других);
решение задач национальной безопасности, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.
В развитие указанных выше задач в сфере научно-технологической и инновационной политики, с учетом изложенных приоритетов определены основные задачи Государственной программы:
развитие фундаментальных научных исследований;
создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, системы управления и финансирования, интеграция науки и образования;
формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.
Государственная программа направлена также на:
повышение конкурентоспособности исследований и разработок, эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку и развитие, в том числе путем: определения и уточнения приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития, осуществляемых, в том числе и в рамках деятельности технологических платформ; постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научных фондов в финансировании фундаментальных научных исследований; формирования института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой; расширения состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение финансирования из внебюджетных источников; формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;
развитие материально-технической базы фундаментальной науки;
поддержку среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных организаций;
поддержку формирования исследовательских университетов;
адресную поддержку работ, осуществляемых исследователями и научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на мировом уровне;
реализацию стратегических программ (проектов) национальной значимости на базе национального исследовательского центра "Курчатовский институт" и государственных научных центров;
совершенствование системы государственных научных центров, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;
содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры и поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;
осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, венчурное финансирование реализации собственных разработок);
реформирование системы оплаты труда в сфере науки, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы;
развитие финансирования фундаментальной науки через долгосрочные формы адресного финансирования на конкурсной основе отдельных научных групп, реализующих исследовательские проекты под руководством ведущих ученых;
содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом;
содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферами.
Направления научных исследований, финансируемых за счет средств Государственной программы, будут увязаны с направлениями исследований государственных программ других ведомств (Минпромторга России, Минздрава России и других). Проект перечня тематических областей для финансирования поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий в рамках подпрограммы 2 Государственной программы представлен в приложении 1.
Данный перечень корректируется с учетом параметров прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, сформированного с использованием системы технологического прогнозирования.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определяет задачу повышения экономической привлекательности работы в сфере науки и фиксирует необходимость повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Решение соответствующей задачи будет осуществляться через поддержку научных коллективов государственных организаций науки, демонстрирующих высокие результаты научно-публикационной активности.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" определяет задачи:
систематизации научной деятельности и определение приоритетов ее развития через формирование Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период и развитие механизмов ее финансирования, нацеленных на достижение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента валового внутреннего продукта;
развития конкурсных механизмов поддержки научных исследований через расширение деятельности государственных научных фондов и увеличение к 2018 году их финансирования до 25 млрд. рублей;
интернационализации и распространения результатов научной деятельности российских исследователей через увеличение к 2015 году доли их публикаций в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), до 2,44 процента.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей