Подпрограмма 3. "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины"
В современных условиях уровень развития медицинской науки должен обеспечивать эффективность и независимость отечественного здравоохранения. Без развития сферы медицинской науки невозможен переход на инновационный путь развития в здравоохранении и, как следствие, обеспечение устойчивого социального развития общества
Эффективность и качество медицинской помощи больным сегодня напрямую зависит от уровня и результативности высокотехнологичной медицинской науки, внедрения в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения. Развивающееся направление "трансляционная медицина" представляет собой единую систему получения новых результатов, объектов, технологий и оперативное внедрение их в медицинскую практику в качестве лекарственных препаратов, диагностических систем, аппаратурных комплексов. Анализ мировых тенденций развития науки позволяет сделать вывод о превращении ее в производственную область, генерирующую инновационные продукты для клинической практики.
Лидерство в современном мире принадлежит странам, создающим технологии и обладающим технологиями. В основе инновационного развития здравоохранения лежит комплексное развитие биомедицины, биотехнологий, укрепление инфраструктуры медицинской науки, создание инновационных потоков "лаборатория-производство-клиника", повышение качества и актуализация научных исследований. Все это должно привести к появлению принципиально новых продуктов для медицины с высоким содержанием интеллектуальной составляющей, снижению зависимости здравоохранения и медицинской науки от импортных продуктов и технологий, повышению составляющей российской медицинской науки в мировом научном пространстве, повышению качества специалистов здравоохранения и науки.
Необходимой базой развития научно-инновационной деятельности является необходимость ликвидации отставания в развитии соответствующей инфраструктуры. Сегодня развитие современной биомедицины, с учетом требований, предъявляемых международными регламентами к такой деятельности (качественная лабораторная практика GLP, качественная клиническая практика GCP, качественная производственная практика GMP), системно не обеспечено, что сказывается на уровне исследований и разработок. Доклинические, биоинформационные исследования, моделирование новых биологически активных молекул, создание реестров физиологически активных веществ, создание коллекций биоматериалов, развитие фармакогенетики, специальных моделей патологических процессов на животных, поиск биологических маркеров не инфекционных заболеваний (в т.ч. онкологических) с целью диагностики, все это и многое другое требует создания специальных условий для исследователей и врачей.
Результатом деятельности должно стать создание инфраструктурных центров современных научных исследований, функционирующих на базе существующих учреждений науки, высших учебных заведений. К таким инфраструктурным центрам относятся центры доклинических трансляционных исследований, центры биоинформатики, центры коллективного пользования на базе высших учебных заведений. Планируется создание в этих структурах условий, соответствующим мировым требованиям, и насыщение их современным дорогостоящим научным оборудованием. Создание таких структур обеспечит условия для роста качества научных исследований, вовлечения молодежи в инновационные процессы, защиты интересов государства при разработке и испытаниях отечественных лекарственных средств, диагностических систем, биомедицинских клеточных продуктов и др.
Одновременно на базе одного из учреждений предполагается создание национального центра стратегических биомедицинских технологий и биобезопасности. Он призван стать центром лидерства в области современных биомедицинских технологий, обеспечить опережающее развитие некоторых стратегически значимых областей биомедицины.
Важнейшим направлением является развитие регенеративной биомедицины, технологий клеточной и тканевой инженерии, трансплантологии органов, которые позволят уже в ближайшем будущем одержать победу над некоторыми социально значимыми заболеваниями.
Для реализации Подпрограммы требуется совершенствование нормативной базы в области применения продуктов биомедицинских технологий.
Современные исследования в биомедицине носят в большинстве случаев междисциплинарный характер. Координация проектов проводится на основе Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года. (Программы БИО-2020).
Целью Подпрограммы является повышение эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки) в области медицины.
В ходе реализации Подпрограммы будут решены задачи преодоления фрагментарности инновационной инфраструктуры, актуализирована и приведена в соответствие с мировыми тенденциями деятельность всего инновационного сектора здравоохранения.
Задачи развития медицинской науки структурированы по четырнадцати научным медицинским платформам, определяющим тематические рамки исследований и их связь с потребностями практической медицины. Такое структурирование будет положено в основу организации управления процессом инновационного развития в медицине.
Медицинская научная платформа - комплекс методологических, экспертных, информационных, организационных инструментов, позволяющих обеспечить развитие приоритетного направления, осуществлять целевое планирование и внедрение результатов научной деятельности.
Для каждой научной платформы формируется программа развития, включающая проработку таких разделов, как продуктовая стратегия, эпидемиологические и эконометрические модели, многоуровневое развитие инфраструктуры. Содержательное и инфраструктурное наполнение каждой платформы (в соответствии с которыми структурированы мероприятия Подпрограммы) может быть детализовано до программы развития отдельного научного учреждения - участника платформы. Программа развития предполагает системное планирование видов научной деятельности и соотнесена с формированием государственного задания. Программы развития и показатели государственного задания напрямую связаны с системой мотивации руководства и персонала института.
На первом этапе реализации Подпрограммы будет проведен ряд институциональных преобразований. В частности, создается Научный совет Министерства здравоохранения Российской Федерации как ключевой экспертный орган по оценке проектов в области медицинской науки, обеспечивающий поддержку принятия решений и реализацию роли Министерства как заказчика инновационной продукции. В составе Научного совета будет действовать 14 секций в соответствии с числом медицинских научных платформ. Целью данных преобразований является повышение актуализации планирования и анализа результатов, повышение уровня требовательности к качеству выполнения государственных заданий, повышение значимости профессиональной экспертизы.
Изменения коснутся подходов к оценке результативности деятельности учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в сфере охраны здоровья. В новой системе в полной мере будут применимы такие количественные показатели, как цитируемость научных публикаций, количество объектов интеллектуальной собственности, а в дальнейшем также и рыночная (инвестиционная) оценка результатов исследований.
Эффективное государственное управление результатами интеллектуальной деятельности является нерешенной проблемой инновационного сектора всей страны. Отсутствие эффективных механизмов управления результатами интеллектуальной деятельности сдерживает развитие инновационных процессов и не приводит к возврату средств от внедрения государству. Следует отметить, что уровень патентной активности в научных и образовательных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, довольно высок. В 2011 году учреждениями было получено 634 патентов Российской Федерации. Построение системы анализа и управления результатами интеллектуальной деятельности превращается на настоящем этапе в актуальнейшую проблему инновационного развития здравоохранения.
Целью данных преобразований является сокращение административных барьеров для старта и развития инновационных процессов, создание условий по передаче малому и среднему инновационному бизнесу полномочий по внедрению и продвижению результатов научно-инновационной деятельности. Возможности создания малых предприятий в научно-технической сфере в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической деятельности" позволяют обеспечить внедрение результатов интеллектуальной деятельности и сформировать вокруг научных учреждений "инновационное облако" с привлечением на рабочие места научной и учащейся молодежи.
К важнейшим инновационным направлениям, эффективно функционирующим в Европе и США, следует отнести и ядерную медицину, высокотехнологичную область, позволяющую оказывать диагностическую и лечебную помощь больным злокачественными новообразованиями, сердечно-сосудистыми и другими социально значимыми заболеваниями. В настоящее время доля использования радионуклидной диагностики и лучевой терапии имеет тенденцию интенсивного роста. Использование этих методов позволяет обеспечить повышение продолжительности жизни населения, повысить эффективность стационарного и амбулаторного лечения.
В настоящее время эти методы диагностики и терапии еще недостаточно широко используются в отечественной системе здравоохранения. Отделения лучевой терапии зачастую оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. Медленно осуществляется внедрение в клиническую практику ПЭТ-диагностики, не хватает должным образом подготовленных кадров. В настоящее время Россия в области ядерной медицины значительно отстает по уровню оснащенности оборудованием от стран с развитой инфраструктурой.
Важной задачей, решаемой с помощью инновационных технологий, является реализация комплекса организационных, технологических и финансовых мероприятий, обеспечивающих оказание медицинской помощи дистанционно (вне медицинских организаций).
Оказание медицинской помощи дистанционно (телемедицина) позволит сократить время пребывания пациентов в стационаре путем перевода пациентов на дневной стационар или амбулаторно-поликлиническое обследование. Внедрение методов телемедицины обеспечит высококвалифицированную дифференциальную диагностику пациентов, в т.ч. в первичном звене, снизит вероятность появления ошибочных диагнозов и позволит оптимизировать схемы лечения.
Одновременно оказание медицинским работником консультации (диагностики) удаленно, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая телемедицинские технологии, позволит в режиме реального времени оценить состояние здоровья пациента и оказать экстренную помощь в критической ситуации, которую пациент может недооценить.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей