1.3. Прогноз основных результатов развития судостроения России при реализации государственной программы
1.3. Прогноз основных результатов развития судостроения
России при реализации государственной программы
Реализация мер, предусмотренных настоящей Программой, позволит сохранить за Россией статус морской державы, достигнуть принципиального улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире и обеспечить возможность удовлетворения существенной доли потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения.
Реализация мероприятий Программы с применением программно-целевого метода обеспечит создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих управлять эффективностью реализации Программы.
В отечественном судостроении будут созданы условия для безусловного выполнения государственного оборонного заказа и Государственной программы вооружения и для качественного улучшения Военно-морского флота, способного противостоять действующим и потенциальным угрозам национальной безопасности страны.
В России будет создан опережающий научно-технический задел и технологии, необходимые для создания перспективной наукоемкой морской техники гражданского и военного назначения.
Будет создан механизм постоянного совершенствования научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли.
В судостроении будет достигнут достаточный уровень по качеству продукции, технологичности производства и производительности труда для производства наукоемкой морской техники.
Растущая инвестиционная привлекательность российского судостроения будет привлекать иностранный капитал.
При выполнении прогноза рассмотрены два полярных варианта с использованием Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Оптимистический прогноз - инновационный сценарий.
Прогноз объемов продукции в интересах обороны произведен на базе Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы и параметров проекта долгосрочной программы военного кораблестроения при условии их выполнения в заданные сроки в полном объеме (все прогнозные расчеты выполнены в ценах 2012 года).
Принято, что после 2020 года объемы продукции в интересах обороны стабилизируются вследствие того, что произойдет перераспределение затрат на строительство и содержание Военно-морского флота в пользу менее дорогих работ по содержанию (ремонт, модернизация и т.п.).
Рост объема производства в гражданском судостроении по предлагаемому варианту возможен только при широкой поддержке государства, которая, в первую очередь, заключается в финансировании в полном объеме действующих, разрабатываемых и перспективных федеральных целевых программ, результатом которых будет создание новых мощностей, стимулирование развития инноваций в существующих организациях, поддержка создания новых инновационных компаний, реализация проектов лизинга речных транспортных и морских промысловых судов отечественного производства и др.
Предполагается, что наиболее острые проблемы отрасли будут решены. Конкурентоспособность отечественного судостроения достигнет расчетного уровня.
По данному сценарию к 2020 году объемы производства отрасли по сравнению с 2010 годом возрастут почти в 4 раза, а к 2030 году - более чем в 5 раз.
Производительность труда (выработка на 1 работающего) возрастет к 2020 году более чем в 4 раза, к 2030 году - более чем в 5 раз.
Численность должна увеличиться к 2030 году примерно на 35 тыс. чел. Учитывалось, что будут построены новые верфи, что в состав интегрированных структур в дальнейшем будут включаться заводы, в настоящее время не относящиеся к судостроительной промышленности (например, будет обеспечено становление и развитие кластера судового машиностроения). Будет обеспечен рост привлекательности работы в судостроительной промышленности. Выйдет комплекс законов, стимулирующих молодежь работать на промышленном производстве, или "конкурирующие" сектора экономики на рынке труда по каким-либо причинам проиграют конкурентную борьбу за квалифицированные кадры.
При реализации данного прогноза средняя заработная плата к 2030 году должна достичь 100 тыс. руб. (в ценах 2011 года).
Пессимистический прогноз - Консервативный или энерго-сырьевой сценарий.
Прогноз разрабатывался на базе основных параметров сценария развития страны, анализа достигнутого уровня судостроительной промышленности и планов и программ развития отрасли, а также анализа проблемных вопросов и факторов.
Судостроительная отрасль во многом зависит от заказов и субсидий из федерального бюджета. Основные работы выполняются в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества. Поэтому прогнозные оценки по росту объема продукции в интересах обороны и военно-технического сотрудничества увязаны с запланированным ростом валового внутреннего продукта и принятыми приоритетами в развитии флота.
Также при поддержке государства в отрасли предпринимаются меры, направленные на оптимизацию производственного потенциала промышленности и улучшения финансово-экономического положения организаций.
Поэтому на протяжении последних лет судостроительное производство и другие показатели отрасли растут более высокими темпами, чем по промышленности в целом и есть все предпосылки для сохранения этой тенденции. Исходя из этого, принятые темпы роста объема продукции в интересах обороны и военно-технического сотрудничества в судостроении на перспективу также несколько выше, чем по промышленности в целом.
В настоящее время в рамках ряда федеральных целевых программ, в особенности в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, предусмотрено техническое перевооружение организаций отрасли и реализация целого комплекса научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, в первую очередь за счет роста качества товаров и сокращения сроков строительства.
В связи с этим даже по пессимистическому сценарию судостроительная промышленность в сфере гражданского судостроения должна развиваться более высокими темпами, чем оборонная продукция.
В то же время, в отличие от оптимистического прогноза (инновационный сценарий), в данном прогнозе предполагается, что в промышленности в целом полностью не будет преодолен ряд негативных тенденций и проблем.
Рост объема производства при незначительном приросте численности работающих будет обеспечиваться ростом производительности труда, связанным с обновлением научно-производственного потенциала.
По данному сценарию к 2020 году объемы производства отрасли, по сравнению с 2010 годом возрастут в 2,1 раза, а к 2030 году - более чем в 3 раза.
Производительность труда (выработка на 1 работающего) возрастет к 2020 году более чем в 1,9 раза, к 2030 году - более чем в 2,8 раза.
Численность должна увеличиться к 2030 году примерно на 10 тыс. чел.
В качестве основных показателей развития отрасли приняты параметры умеренно-оптимистического варианта прогноза.
При реализации государственной программы планируется достичь к 2030 году следующих макроэкономических показателей (в ценах 2012 года):
объем промышленного производства в гражданской сфере, млн. руб. - 260 000;
объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, млн. руб. - 80 000;
численность работающих в промышленности, среднегодовая, тыс. чел. - 145;
численность работающих в науке, среднегодовая, тыс. чел. - 35;
выработка на одного работающего в промышленности в гражданской сфере, тыс. руб./чел. - 4 500;
средняя заработная плата в отрасли, руб. - более 100 000.
Непринятие предусмотренных государственной программой мер по устранению проблем развития отечественного судостроения может с высокой степенью вероятности привести уже в ближайшие годы к весьма серьезным негативным последствиям.
В сфере военного кораблестроения существует угроза невыполнения основных параметров Государственной программы вооружения, что отрицательно повлияет на обороноспособность страны.
В области гражданского судостроения основными негативными последствиями являются:
дальнейшее снижение конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и мировом рынках судостроения;
ослабление научно-технического и технологического потенциала страны из-за крайне низкого объема исследований на важных направлениях научно-технического развития, к которым относится развитие морской техники (объективная необходимость развития морской техники для освоения арктического шельфа и расширения судоходства в Арктике приведет к тому, что в решение соответствующих научно-технических проблем, в том числе в интересах российских судоходных и морских нефтегазодобывающих компаний, будут широко вовлечены зарубежные научные организации и судостроительные компании, в том числе - "неарктических" стран, что приведет к увеличению научно-технологического отставания России и безвозвратной потере тех сегментов мирового рынка, которые сегодня рассматриваются как перспективная ниша для российского судостроения);
снижение безопасности судоходства по причине дальнейшего старения флота, для рыболовного флота - в том числе из-за приобретения судов зарубежной постройки на вторичном рынке;
ухудшение экологической обстановки на внутренних водных путях и в морских прибрежных акваториях по причине эксплуатации флота, не соответствующего современным требованиям по экологии;
снижение уровня национальной безопасности в связи с увеличением доли стратегических грузов России, перевозимых зарубежными судоходными компаниями;
потери бюджета России от сокращения доли национальных грузов, перевозимых зарубежными компаниями, а также от сокращения объемов производства и числа рабочих мест (одно рабочее место в судостроении создает в среднем до семи рабочих мест в смежных отраслях промышленности);
возникновение проблем с занятостью населения в моногородах, основу промышленности которых составляет судостроение и смежные отрасли;
задержка с реализацией российских проектов на континентальном шельфе, поскольку на мировом рынке морской техники (в частности, рынке буровых платформ, рынке танкеров и газовозов высоких ледовых классов и рынке ледоколов) очевиден недостаток в судах и плавсредствах, пригодных для эксплуатации в условиях Арктики, а это влечет за собой существенные потери бюджета от недопоставок углеводородов на экспорт.
Как уже было указано, одни и те же организации судостроительной отрасли зачастую производят оба вида продукции - гражданскую и военную. Поэтому меры поддержки оборонных проектов имеют и опосредованное воздействие на стабильность выпуска гражданской продукции, и наоборот - развитие гражданского сектора способствует росту эффективности оборонного производства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей