1.2.6. Внутренний водный транспорт
В России действует более 20 речных пароходств и судоходных компаний, многие из которых обеспечивают жизнедеятельность регионов Сибири, где реки являются практически единственными транспортными магистралями. Речной флот в настоящее время насчитывает свыше 9 тыс. судов, средний возраст которых составляет более 28 лет. В ближайшие 5 - 10 лет около 90 процентов этих судов будут списаны по техническому состоянию.
Среди них сегодня из примерно 150 речных круизных судов, находящихся в эксплуатации, более половины выслужили 40 - 50 лет и более и нуждаются в срочной замене. Успехи российского судостроения в части создания современных речных грузовых судов, характеризующихся высоким уровнем безопасности и комфортности для экипажа, являются основой для реализации в России программы обновления внутреннего пассажирского, в том числе - круизного, флота. Несмотря на недостаточность отечественного опыта разработки речных круизных судов, этот сегмент рынка представляется для российского судостроения весьма перспективным.
Внутренний водный транспорт обеспечивает 10 - 15% грузовых и около 5% пассажирских внутрироссийских перевозок. Основное преимущество этого вида транспорта - низкая себестоимость перевозок, основной недостаток - сезонность эксплуатации и медленная окупаемость.
В последние десятилетия интенсивность использования внутренних водных путей растет, в 2010 - 2012 годах отмечено резкое увеличение заказов российских судоходных компаний на грузовые суда внутреннего и смешанного плавания, однако рост перевозок отстает от потребности по причине отсутствия требуемого количества судов. При появлении на рынке новых технических решений по приемлемой цене наблюдается ажиотажный спрос. Так, например, в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на период 2009 - 2016 годов полученные в одной из опытно-конструкторских работ теоретические результаты позволили создать новый конкурентоспособный проект танкера смешанного река-море плавания (проект RST27).
Уникальные характеристики судна вызвали активный интерес у ведущих российских судовладельцев. За период с марта 2011 г. было заказано около 30 танкеров проекта RST27. Головное было заложено на открытом акционерном обществе "Завод Красное Сормово" 30 августа 2011 года, а 12 июля 2012 года на этом же заводе был спущен на воду уже шестой танкер серии проекта RST27.
На заводе "Окская судоверфь" 28 июля 2012 года был спущен на воду третий на верфи танкер указанного проекта. Всего на заводе должно быть построено пятнадцать таких танкеров. Кроме этого, по заявлениям в мае 2012 года руководителей открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" суммарный портфель заказов по данному проекту танкера составит не менее 60 судов (на сумму более 30 млрд. руб.).
В этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей. Высокая серийность и типовые решения в постройке позволят внедрить как эффективные технологии строительства, так и организовать эффективную межзаводскую кооперацию по изготовлению комплектующих изделий для них.
Строящиеся сегодня транспортные суда внутреннего плавания предназначены для судоходства по Единой глубоководной системе Европейской части России. В то же время практически не обновляется флот судоходных компаний, обеспечивающих жизнедеятельность регионов Сибири, где реки являются практически безальтернативными транспортными магистралями. Актуальной является задача разработки новых проектов судов для рек Енисей, Обь, Лена и организации их производства на местных заводах (Тюмень, Красноярск и др.).
Перспективной задачей является разработка нового поколения речных грузовых судов, предназначенных для эксплуатации в период продленной навигации, что должно существенно повысить рентабельность внутреннего водного транспорта.
Развитие скоростных пассажирских перевозок обеспечивает решение актуальной социальной задачи повышения транспортной доступности для населения ряда регионов России. Основные перспективы связаны с развитием пассажирских судов с динамическими принципами поддержания - с воздушной каверной на днище, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланов. При этом суда на воздушной подушке и экранопланы обеспечивают всесезонность перевозок. По ряду пассажирских судов, в том числе скоростных, в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы" разрабатываются концептуальные проекты (некоторые - до стадии технического проекта включительно), ориентированные на конкретные технические требования, сформулированные Минтрансом России.
В свете принятых решений по модернизации внутренних водных путей России (ремонту судопропускных и других гидротехнических сооружений, поддержанию гарантированных глубин) актуальной является также задача создания соответствующих судов технического флота (дноуглубительные суда, плавкраны и др.), который на сегодняшний день не удовлетворяет современным требованиям ни по количественному, ни по качественному составу.
Данный сегмент рынка мало интересует зарубежных судостроителей, поэтому наше преимущество в отсутствии конкуренции. Здесь сложилась благоприятная ситуация для судостроителей. Высокая серийность и типовые решения в постройке позволят внедрить как эффективные технологии строительства, так и организовать эффективную межзаводскую кооперацию по изготовлению комплектующих изделий для них.
Общий портфель заказов на внутренний водный транспорт в ближайшие 8 - 10 лет может составить более 100 млрд. руб. (более 80% внутреннего рынка).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей