5.2. Развитие системы лизинга морской и речной техники
"Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" предусмотрено создание системы государственно-частного партнерства на основе использования лизинга, как одного из финансовых инструментов, способного стимулировать совершенствование производственных процессов и внедрение технологических инноваций в отрасли.
Лизинг в судостроении характеризуется рядом особенностей, обусловленных, в частности, длительными сроками окупаемости судов (8 - 12 лет и более) и их высокой стоимостью. Вместе с тем, в сравнении с альтернативными способами финансирования (собственные средства или банковский кредит), лизинг в ряде случаев обладает преимуществами, основным из которых является отсутствие требований к лизингополучателю по единовременному отвлечению значительных оборотных средств, кроме выплаты авансовых платежей в размере от 15 до 25% стоимости судна или технологического оборудования.
Комплексным планом действий по реализации "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.08.2008 N 112) в рамках направления "Законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения" предусмотрена организация работы по реализации порядка субсидирования части расходов по уплате лизинговых платежей транспортным компаниям и пароходствам, а также разработка и реализация конкретных проектов лизинга гражданских судов отечественного производства.
В последние годы было обеспечено участие государства в реализации проектов лизинга морских и речных судов посредством инвестиций в уставной капитал открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", а также субсидии российским судовладельцам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей на приобретение судов, построенных на российских верфях на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов.
В настоящее время наибольшие проблемы с организацией финансирования строительства судов испытывают, в первую очередь, средние и малые судоходные и рыболовные компании. Реальным путем решения этих проблем может быть активная деятельность специализированной лизинговой компании, которая объединит разрозненные и слабо финансово обеспеченные заказы отдельных компаний на строительство 1 - 2 судов в относительно крупные серии (от 8 - 10 судов). Укрупнение серийности постройки при лизинге позволит не только оптимизировать и удешевить строительство судов, но и организовать межзаводскую кооперацию, а также системную закупку по существенно более низким оптовым ценам и поставку для них импортного судового комплектующего оборудования, стоимость которого может составлять до 50 - 60% от цены судна.
Потенциальными клиентами такой лизинговой компании (компаний) могут быть:
российские судоходные компании, большинство из которых не в состоянии самостоятельно осуществить полный объем финансирования строительства судов на российских верфях;
российские государственные структуры, имеющие (или предполагающие иметь) в своем составе суда и/или другие плавучие средства, необходимые им для выполнения своих функций (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российская академия наук, Федеральное агентство по рыболовству и др.), однако, в силу разных причин, неспособные самостоятельно организовать их строительство и финансирование;
российские судостроительные заводы (верфи), которые зачастую не могут самостоятельно организовать строительное финансирование судов и, прежде всего, закупку импортного судового оборудования, а также приобретение крупного технологического оборудования для модернизации производства;
зарубежные судоходные компании, пытающиеся заказать постройку судов на российских верфях, но не получающие от верфей так называемых возвратных гарантий на свои авансовые платежи, составляющие до 40% цены судна.
Перечисленные направления деятельности лизинговой компании требуют долгосрочного финансового обеспечения, в том числе и бюджетного, на возвратной основе, включая возможность получения субсидий на покрытие части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, поскольку их действующий уровень, неприемлем для лизинговой деятельности.
Финансирование лизинговой деятельности из государственного бюджета Российской Федерации должно осуществляться при следующих условиях:
строительство на российских верфях;
строительство по проектам российских проектных организаций;
строительство на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа;
эксплуатация судов под флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов, как минимум, на срок возмещения обязательств по выделенной помощи государства.
Практическим шагом в направлении создания подобной лизинговой компании стало преобразование федерального государственного унитарного предприятия "Внешнеэкономическое предприятие "Судоэкспорт", которое в течение нескольких последних лет специализировалось в области разработки и развития лизинговых схем в судостроительной, судоходной и рыбопромысловой отраслях, в открытое акционерное общество (100%-ной федеральной собственности) с включением его в состав открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" (Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 696).
Согласно действующим программам и проектировкам (на основе разработанного открытым акционерным обществом "Объединенная судостроительная корпорация" маркетингового прогноза программы производства гражданской судостроительной продукции) развития морского и речного транспортного флота и рыбопромыслового флота, в период 2011 - 2020 годов с использованием системы лизинга может быть построено не менее 250 судов речного и смешанного плавания и промысловых судов. Для этого может быть использован механизм реализации проектов строительства на территории России и передачи в лизинг новых гражданских судов, предложенный открытым акционерным обществом "Объединенная судостроительная корпорация", - с привлечением 20% средств заказчика, 40% - средств открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" и 40% - средств лизинговых компаний, при субсидировании из бюджета значительной части процентов за кредит и лизинговые платежи.
Реализация такой масштабной программы лизинга может полностью загрузить не менее 10-ти судостроительных заводов средней мощности и численности, т.е. обеспечит на этот период высококвалифицированной работой не менее 10 тысяч человек. При стабильной загрузке этих заводов в течение ближайших 4 - 5 лет можно будет осуществить их техническую и технологическую модернизацию, в том числе за счет закупки или лизинга современного импортного технологического оборудования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей