Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.1. Законодательная поддержка судостроения

Система мер государственной поддержки национального судостроения и судоходства, которая будет соответствовать общепринятой мировой практике ведущих морских стран, в Российской Федерации только начинает создаваться.

В бюджет страны с 2009 года включаются целевые статьи расходов, направленные на развитие судостроительной промышленности:

взносы в уставные капиталы ряда организаций;

средства соответствующих федеральных целевых программ;

субсидии на оплату процентов за кредит и лизинг транспортных и рыбопромысловых судов, построенных в России.

Как инструмент государственного регулирования в сфере реализации Программы осуществляется комплекс налоговых, таможенных и иных льгот (субсидий), направленных на поддержку и развитие отечественного судостроения и судоходства, в частности:

налоговые льготы для судовладельцев (судоходных компаний), регистрирующих свои суда в Российском международном реестре судов: налоги на добавленную стоимость при приобретении судна, прибыль, имущество, транспортный налог, страховые взносы в ПФ, ФСС и ФФОМС РФ с заработной платы;

налоговые и таможенные льготы для организаций судостроительной промышленности, получивших, в соответствии с Федеральными законами от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", статус промышленно-производственной особой экономической зоны: налог на добавленную стоимость при приобретении материалов и ресурсов, комплектующих изделий и оборудования, часть налога на прибыль, перечисляемую в бюджет субъектов Российской Федерации, налог на имущество и земельный налог на срок до 10 лет с момента организации особой экономической зоны, таможенные платежи.

Использование вышеперечисленных мер позволит:

судовладельцам (судоходным компаниям) - повысить рентабельность и конкурентоспособность эксплуатируемого флота, в результате чего они получат возможность пополнения и улучшения качественного состава флота за счет списания морально и физически устаревших судов и приобретения новых, в т.ч. и построенных в отечественных судостроительных организациях. В качестве примера была проведена оценка финансовых прогнозных показателей от сдачи в аренду "НИС-катамаран", концептуальный проект которого был разработан в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, с учетом и без учета действующих льгот. Как показала оценка, использование льгот способствует увеличению чистой прибыли судовладельца на 49% за счет уменьшения строительной стоимости судна (исключается налог на добавленную стоимость) и соответственного уменьшения выплат по банковским процентам за меньшую величину кредитных средств, а также снижению налоговых выплат в бюджеты всех уровней. Срок окупаемости судна при этом снижается с 10 до 7 лет, а за оставшиеся 18 лет эксплуатации (при 25-летнем плановом сроке) будет получена прибыль, достаточная для строительства 2,9 ед. аналогичных судов против 1,7 в варианте без использования льгот;

организациям отечественного судостроения - увеличить портфель заказов, а также повысить рентабельность производства, в результате чего они получат возможность за счет дополнительной прибыли выполнить модернизацию и техническое перевооружение своих в настоящее время значительно изношенных и морально устаревших основных фондов, ликвидировав при этом или существенно уменьшив техническую и технологическую отсталость от лидеров мирового судостроения. В качестве примера была проведена оценка стоимости строительства упомянутого "НИС-катамаран", с учетом и без учета действующих льгот. Как показала оценка, использование льгот способствует увеличению чистой прибыли судостроительной верфи на 18%. Кроме того, увеличение портфеля заказов организации также приведет к увеличению его прибыли, как минимум, в прямой пропорции.

В свете вступления России во Всемирную торговую организацию примечательно то обстоятельство, что используемые в настоящее время меры для поддержки и развития отечественного судостроения и судоходства не противоречат "Соглашению стран - членов Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам", так как являются "неспецифичными". "Неспецифичность" определяется тем, что они могут быть практически автоматически получены любым собственником построенного в Российской Федерации или приобретенного за рубежом судна при условии его регистрации в Российском международном реестре судов, а также любой судостроительной верфью, выигравшей конкурс на получение статуса особой экономической зоны.

Такие же меры поддержки отечественного судостроения необходимо осуществить и в последующих нормативно-правовых актах. Среди таких мер можно выделить следующие:

содействие государства в получении судостроительными организациями статуса промышленно-производственной особой экономической зоны;

содействие государства в развитии лизинга судов и морских сооружений для освоения шельфа, построенных в российских организациях на класс Российского морского регистра судоходства, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов. Здесь и далее необходимо иметь в виду, что данная субсидия не направлена на импортозамещение, так как зарубежные верфи, как правило, не занимаются строительством судов и плавсредств ледового класса, удовлетворяющих требованиям Российского морского регистра судоходства. Поэтому она не может быть признана "специфичной" и противоречащей "Соглашению стран - членов Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам";

субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, полученным в российских кредитных организациях на строительство в России судов и морских сооружений для шельфа на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов;

внесение изменения в действующий порядок согласования и финансирования за счет средств федерального бюджета объектов судостроения с целью конкретизировать и упростить процедуры и четко определить порядок планирования и принятия решений, организации проведения конкурсов по выбору подрядных организаций для строительства судов (морской техники), строительство которых предусматривает серийность производства (две и более единицы);

предоставление государственных гарантий по крупным кредитам российских и зарубежных инвесторов на постройку в России на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов ледостойких платформ, специальных судов, морских сооружений, плавучих и прибрежных терминалов для размещения заводов для сжижения газа и переработки углеводородов в конечную дорогостоящую продукцию, терминалов для ее хранения и отгрузки морским транспортом;

частичное использование для создания современных судостроительных комплексов средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (на возвратной основе) и т.д.

В части развития отечественного рыбопромыслового флота необходимо:

внести изменения в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота в отечественных судостроительных организациях;

рассмотреть возможность создания Правительством Российской Федерации Фонда утилизации морских рыбопромысловых судов возрастом 26 - 30 лет и более. Средства этого фонда могут использоваться исключительно на цели строительства новых рыбопромысловых судов, т.е. засчитываться как целевой взнос компании-лизингополучателя.

Принятие перечисленных выше и иных мер обеспечит пополнение портфеля заказов организаций отечественного судостроения и, на базе этого, конструктивное продолжение с 2012 года реализации инвестиционных проектов модернизации их мощностей и строительства в России современных морских транспортных и рыбопромысловых судов, морской техники для освоения шельфа. В конечном итоге эти меры будут способствовать реализации мероприятий подпрограмм "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения" и "Обеспечение эффективности производства и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения" и оказывать существенное влияние на следующие индикаторы государственной программы:

"Увеличение объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году";

"Объем выпуска гражданской продукции российского судостроения";

"Доля обновленных и новых основных производственных фондов судостроительных организаций отрасли (верфей)";

"Количество созданных инновационных организаций в отрасли";

"Рост фондоотдачи промышленного производства судостроительных верфей по отношению к 2011 году".