5.1. Законодательная поддержка судостроения
Система мер государственной поддержки национального судостроения и судоходства, которая будет соответствовать общепринятой мировой практике ведущих морских стран, в Российской Федерации только начинает создаваться.
В бюджет страны с 2009 года включаются целевые статьи расходов, направленные на развитие судостроительной промышленности:
взносы в уставные капиталы ряда организаций;
средства соответствующих федеральных целевых программ;
субсидии на оплату процентов за кредит и лизинг транспортных и рыбопромысловых судов, построенных в России.
Как инструмент государственного регулирования в сфере реализации Программы осуществляется комплекс налоговых, таможенных и иных льгот (субсидий), направленных на поддержку и развитие отечественного судостроения и судоходства, в частности:
налоговые льготы для судовладельцев (судоходных компаний), регистрирующих свои суда в Российском международном реестре судов: налоги на добавленную стоимость при приобретении судна, прибыль, имущество, транспортный налог, страховые взносы в ПФ, ФСС и ФФОМС РФ с заработной платы;
налоговые и таможенные льготы для организаций судостроительной промышленности, получивших, в соответствии с Федеральными законами от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", статус промышленно-производственной особой экономической зоны: налог на добавленную стоимость при приобретении материалов и ресурсов, комплектующих изделий и оборудования, часть налога на прибыль, перечисляемую в бюджет субъектов Российской Федерации, налог на имущество и земельный налог на срок до 10 лет с момента организации особой экономической зоны, таможенные платежи.
Использование вышеперечисленных мер позволит:
судовладельцам (судоходным компаниям) - повысить рентабельность и конкурентоспособность эксплуатируемого флота, в результате чего они получат возможность пополнения и улучшения качественного состава флота за счет списания морально и физически устаревших судов и приобретения новых, в т.ч. и построенных в отечественных судостроительных организациях. В качестве примера была проведена оценка финансовых прогнозных показателей от сдачи в аренду "НИС-катамаран", концептуальный проект которого был разработан в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, с учетом и без учета действующих льгот. Как показала оценка, использование льгот способствует увеличению чистой прибыли судовладельца на 49% за счет уменьшения строительной стоимости судна (исключается налог на добавленную стоимость) и соответственного уменьшения выплат по банковским процентам за меньшую величину кредитных средств, а также снижению налоговых выплат в бюджеты всех уровней. Срок окупаемости судна при этом снижается с 10 до 7 лет, а за оставшиеся 18 лет эксплуатации (при 25-летнем плановом сроке) будет получена прибыль, достаточная для строительства 2,9 ед. аналогичных судов против 1,7 в варианте без использования льгот;
организациям отечественного судостроения - увеличить портфель заказов, а также повысить рентабельность производства, в результате чего они получат возможность за счет дополнительной прибыли выполнить модернизацию и техническое перевооружение своих в настоящее время значительно изношенных и морально устаревших основных фондов, ликвидировав при этом или существенно уменьшив техническую и технологическую отсталость от лидеров мирового судостроения. В качестве примера была проведена оценка стоимости строительства упомянутого "НИС-катамаран", с учетом и без учета действующих льгот. Как показала оценка, использование льгот способствует увеличению чистой прибыли судостроительной верфи на 18%. Кроме того, увеличение портфеля заказов организации также приведет к увеличению его прибыли, как минимум, в прямой пропорции.
В свете вступления России во Всемирную торговую организацию примечательно то обстоятельство, что используемые в настоящее время меры для поддержки и развития отечественного судостроения и судоходства не противоречат "Соглашению стран - членов Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам", так как являются "неспецифичными". "Неспецифичность" определяется тем, что они могут быть практически автоматически получены любым собственником построенного в Российской Федерации или приобретенного за рубежом судна при условии его регистрации в Российском международном реестре судов, а также любой судостроительной верфью, выигравшей конкурс на получение статуса особой экономической зоны.
Такие же меры поддержки отечественного судостроения необходимо осуществить и в последующих нормативно-правовых актах. Среди таких мер можно выделить следующие:
содействие государства в получении судостроительными организациями статуса промышленно-производственной особой экономической зоны;
содействие государства в развитии лизинга судов и морских сооружений для освоения шельфа, построенных в российских организациях на класс Российского морского регистра судоходства, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов. Здесь и далее необходимо иметь в виду, что данная субсидия не направлена на импортозамещение, так как зарубежные верфи, как правило, не занимаются строительством судов и плавсредств ледового класса, удовлетворяющих требованиям Российского морского регистра судоходства. Поэтому она не может быть признана "специфичной" и противоречащей "Соглашению стран - членов Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам";
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, полученным в российских кредитных организациях на строительство в России судов и морских сооружений для шельфа на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов;
внесение изменения в действующий порядок согласования и финансирования за счет средств федерального бюджета объектов судостроения с целью конкретизировать и упростить процедуры и четко определить порядок планирования и принятия решений, организации проведения конкурсов по выбору подрядных организаций для строительства судов (морской техники), строительство которых предусматривает серийность производства (две и более единицы);
предоставление государственных гарантий по крупным кредитам российских и зарубежных инвесторов на постройку в России на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов ледостойких платформ, специальных судов, морских сооружений, плавучих и прибрежных терминалов для размещения заводов для сжижения газа и переработки углеводородов в конечную дорогостоящую продукцию, терминалов для ее хранения и отгрузки морским транспортом;
частичное использование для создания современных судостроительных комплексов средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (на возвратной основе) и т.д.
В части развития отечественного рыбопромыслового флота необходимо:
внести изменения в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота в отечественных судостроительных организациях;
рассмотреть возможность создания Правительством Российской Федерации Фонда утилизации морских рыбопромысловых судов возрастом 26 - 30 лет и более. Средства этого фонда могут использоваться исключительно на цели строительства новых рыбопромысловых судов, т.е. засчитываться как целевой взнос компании-лизингополучателя.
Принятие перечисленных выше и иных мер обеспечит пополнение портфеля заказов организаций отечественного судостроения и, на базе этого, конструктивное продолжение с 2012 года реализации инвестиционных проектов модернизации их мощностей и строительства в России современных морских транспортных и рыбопромысловых судов, морской техники для освоения шельфа. В конечном итоге эти меры будут способствовать реализации мероприятий подпрограмм "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения" и "Обеспечение эффективности производства и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения" и оказывать существенное влияние на следующие индикаторы государственной программы:
"Увеличение объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году";
"Объем выпуска гражданской продукции российского судостроения";
"Доля обновленных и новых основных производственных фондов судостроительных организаций отрасли (верфей)";
"Количество созданных инновационных организаций в отрасли";
"Рост фондоотдачи промышленного производства судостроительных верфей по отношению к 2011 году".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей