2.1. Приоритеты государственной политики в судостроении
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроительной промышленности" определены в соответствии с основными положениями "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Концепцией определено, что целью государственной политики в сфере судостроения является создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области развития судостроительной промышленности определены следующие.
Первое направление - создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути, создание высокотехнологичных среднетоннажных транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологичных рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов.
Второе направление - дальнейшее развитие и оптимизация проведенных институциональных преобразований в отрасли, переход к формированию кластерной системы развития и построения отрасли, развитию интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской рыбопромысловой и речной техники.
Третье направление - развертывание программ содействия технологической модернизации, в том числе за счет поддержания кластерной политики развития регионов, а также продвижению продукции на рынки, включая:
содействие техническому перевооружению ведущих организаций отрасли до мирового уровня технологического развития, в том числе с привлечением средств от внебюджетной хозяйственной деятельности созданных интегрированных структур;
создание новых объектов научно-производственной базы;
содействие в развитии лизинга судов и морских сооружений, построенных в России.
"Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р, направлена на обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом.
Основной целью "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу", утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 354, является создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности в составе крупных научных и производственных интегрированных структур на основе структурных преобразований, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы также определены в соответствии с Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 1 марта 2010 года.
Целями государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса, в том числе и судостроительной промышленности, в среднесрочной перспективе является реализация мер государственной поддержки стратегических организаций, прежде всего созданных интегрированных структур, поддержание факторов их самостоятельного инновационного развития и позиций на отечественном и мировом рынках.
Гражданское судостроение - одна из основных отраслей промышленности ряда развитых стран. В таких государствах, как Япония, Южная Корея, Норвегия, Финляндия, продукция судостроительной промышленности обеспечивает значительную долю внутреннего валового продукта. Судостроение таких стран ориентировано либо на экспорт (Япония, Южная Корея, Финляндия), либо на ниши собственного внутригосударственного рынка (Норвегия). Ориентация отечественного судостроения на экспорт, как было отмечено выше, малоэффективна и неизбежно сопряжена с большой конкуренцией. По этой причине развитие отечественного судостроения в ближайшие десятилетия должно базироваться на решении общегосударственных задач, в которых велика доля судостроительной продукции и которые определяют цели государственной программы. Такими общегосударственными приоритетными направлениями являются:
обеспечение эффективной эксплуатации Северного морского пути, превращение Северного морского пути в национальную транзитную магистраль. Решение такой комплексной задачи требует в первую очередь строительства ледокольного флота, флота транспортных судов ледового плавания, новых технических решений, позволяющих рентабельно перевозить транзитные грузы.
эффективное и экологически безопасное освоение морских месторождений углеводородов на морском арктическом шельфе Российской Федерации. Основная техническая проблема, которая должна быть решена в ближайшие десятилетия, - производство и доставка конечного продукта переработки углеводородного сырья по конкурентным ценам. К этой общегосударственной задаче примыкает задача добычи морских биологических ресурсов, что напрямую связано с обеспечением продовольственной безопасности Российской Федерации.
обеспечение транспортной доступности по внутренним водным путям для грузовых и пассажирских перевозок. Российская Федерация обладает внутренними водными путями протяженностью около 200 тыс. км, оснащенными системой каналов, соединяющих внутренние водоемы с внешними морями. Основной технической задачей для грузовых речных перевозок является максимально возможное продление сезона перевозок. В области пассажирских перевозок ставятся следующие технические задачи: обеспечение круглогодичных пассажирских перевозок при повышении скорости, комфортности и безопасности.
Достижение положительных результатов по направленности поставленных общегосударственных задач для судостроительной отрасли возможно только при наличии научно-технического задела передового уровня, наличии инновационных транспортных технологий, создании новых технических элементов, обеспечивающих получение эффективных технических решений при безусловном удовлетворении важнейших в экстремальных условиях арктического шельфа и Северного морского пути требований по безопасности и экологичности.
Все три перечисленных направления, в большей или меньшей степени связанные с развитием технологий ледовой эксплуатации, представляют собой относительно свободные (от зарубежного присутствия) ниши на мировом судостроительном рынке. Здесь практически отсутствуют отработанные технические решения и технологии, обеспечивающие надежное и безопасное осуществление работ в условиях воздействия тяжелых ледовых нагрузок.
России представился уникальный исторический шанс изменить в свою пользу конкурентную ситуацию на рынке. Наша задача - нельзя потерять ни одного года в развитии технологий или наши основные конкуренты нас обгонят и решат за нас проблему обеспечения освоения шельфа и Северного морского пути. Задержка в разработке ожидаемых потребителями технологий приведет к тому, что соответствующие элементы продуктового ряда будут заполнены зарубежной техникой ("отвоевать" впоследствии это место у зарубежных производителей будет уже новой проблемой).
Приоритеты государственной политики в области судостроения также определены в иных стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в том числе указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" (в части развития оборонно-промышленного комплекса).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей