1.1.4. Сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы у ведущих стран
1.1.4. Сопоставление существующего состояния анализируемой
сферы с состоянием аналогичной сферы у ведущих стран
Сопоставление анализируемой сферы в полном объеме с состоянием аналогичной сферы у ведущих стран для целей планирования представляется некорректным ввиду упомянутой выше специфики отечественных организаций, сочетающих гражданское и оборонное производство на одних мощностях.
Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день позиции России в мировом кораблестроении уступают только позициям США, в то время как в гражданском секторе Россия принципиально слабее - последние строчки в списке 15 - 20 стран-лидеров (в зависимости от вида морской техники и показателей учета).
Сегодня в мире насчитывается около 560 верфей, способных в течение одного года построить суда общим тоннажем 55 - 60 млн. CGT (компенсированных регистровых тонн), однако основное ядро составляют 166 верфей, обеспечивающих 85% объема мирового судостроения.
Особенности российской судостроительной промышленности не позволяют сравнивать ее с судостроительной промышленностью США, характеризующейся доминирующим сектором военного кораблестроения и принципиально иными географическими характеристиками. В то же время сопоставление России со странами, близкими по географическим и климатическим условиям (Норвегия, Германия, Финляндия), также будет некорректным ввиду значительного различия в стратегическом положении и структуре национальных интересов.
Для оценки уровня совершенства производственных процессов в судостроительной организации используется показатель - отношение построенного за год тоннажа (в CGT) к количеству работников верфи, занятых на строительстве. Так, в Японии этот показатель составляет около 180 CGT/чел., в Южной Корее - 145, в Германии - 75, в остальных странах ЕС - 40, в России - 20.
Ведущее положение Южной Кореи и Китая на рынке судостроения связано не только с тем, что верфи построены в соответствии с последними мировыми стандартами для подобных объектов, передовой организацией производства на всех уровнях, использованием последних достижений науки и техники. Также имеется ряд объективных факторов:
климатические условия в этих странах позволяют проводить множество работ "под открытым небом" круглогодично, что существенно снижает расходы на постройку эллингов и других капитальных сооружений. Более мягкий климат существенно снижает энергозатраты на строительство;
существенная поддержка государства в части налогообложения и кредитования, а также смягчения ряда факторов, влияющих на рискованность вложений в данный вид бизнеса;
иной, присущий данным культурам, менталитет персонала организаций на всех уровнях.
Исходя из вышесказанного, принятие зарубежного опыта и прямое проецирование его на отечественную отрасль может привести к принципиально неправильным решениям, которые могут оказаться крайне негативными для отрасли в целом. Это справедливо почти ко всему судостроению, за исключением условий и принципов формирования научно-технического задела для развития морской техники. Сопоставлять и использовать зарубежный опыт здесь как раз нужно.
Отличительной особенностью современного этапа развития мировой фундаментальной и прикладной науки является увеличение объема научных знаний каждые 10 - 15 лет. В условиях затяжного социально-экономического кризиса (особенно в сферах науки, образования и производства) необратимое отставание, деградация и скатывание российской фундаментальной и прикладной науки на обочину мирового научно-технического прогресса стало для научно-исследовательского потенциала оборонно-промышленного комплекса одной из важнейших угроз его сохранению и качественному развитию.
Общий уровень развития технологий в судостроении страны определяется не только наличием в ней соответствующих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, научных школ, багажа прежних разработок, но и, в первую очередь, постоянных адекватных объемов финансирования государством научных исследований и конструкторских разработок. Основные причины нарастающего отставания отечественного судостроения от наиболее развитых морских держав характеризует следующее.
На протяжении 2000-х годов внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации в абсолютных цифрах неуклонно возрастали и увеличились с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году. В итоге Россия входит в первую десятку ведущих стран мира по общему объему таких затрат, хотя и существенно отстает от лидеров по такому показателю, как доля затрат исследования и разработки в валовом внутреннем продукте.
А по такому показателю, как объем расходов на исследования и разработки в расчете на душу населения, Россия в начале 2000-х годов отставала от всех высокоразвитых государств и многих стран Восточной Европы, то к настоящему времени этот разрыв удалось если не преодолеть, то существенно сократить.
В настоящее время мы вкладываем в науку и новые разработки в два раза меньше, чем Южная Корея, в 3 раза меньше, чем Германия, в 7 раз меньше, чем Китай, и в почти в 20 раз - чем США.
Рост валового внутреннего продукта отражает экономическое положение каждой страны и ее потенциальные возможности инвестировать средства в науку и в новые разработки. В мире наблюдается весьма широкий разброс степени использования этих возможностей - одни страны вкладывают в науку 0,4% (Мексика), другие 4,5% (Израиль). Россия по этому показателю не занимает лидирующего положения, но и малой долей 1,30% назвать нельзя. Однако такой подход допустим только для тех направлений науки, где ситуация нормальная и мы занимаем лидирующее положение. Если же мы нуждаемся в прорыве, то и выделение средств должно быть увеличенным.
Темпы роста ассигнований должны быть не менее 7 - 10% в год, в этом случае существующее отставание может быть ликвидировано в течение 10 - 15 лет. Такой подход необходим во всех областях, где мы считаем необходимым выправить существующее положение дел.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей