9.2. Меры управления рисками реализации государственной программы
9.2. Меры управления рисками реализации
государственной программы
Меры управления рисками реализации государственной программы разработаны на основании выявленных основных рисков реализации программы, перечисленных в п. 9.1.
Риски, связанные с сокращением государственного бюджета из-за колебаний цен на мировом рынке нефтепродуктов и экспортного сырья. Секвестр финансовых средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, и изменение сроков их выполнения.
Смягчение возможной кризисной ситуации возможно за счет перераспределения приоритетов и оптимизации использования средств между мероприятиями, а также за счет переноса сроков завершения этапов отдельных работ на более поздний период. Вопросы перераспределения средств между конкретными федеральными целевыми программами, подпрограммами и основными мероприятиями должны решаться в рабочем порядке в случае возникновения кризисных ситуаций и учитывать текущую конъюнктуру рынка, уровень риска, причины его возникновения и т.п. На сегодняшний день приоритеты в перераспределении финансирования расставить не представляется возможным. При любом перераспределении финансирования в дальнейшем для завершения всех запланированных работ необходима компенсация недофинансирования. При этом финансирование работ по созданию упреждающего научно-технического задела для создания перспективной техники как в интересах Военно-морского флота России, так гражданской морской техники, а также работ по оптимизации и управления реализацией программ технологической направленности должны быть постоянными.
Риски из-за нарушенной вертикали управления в отрасли, а также связи между научными, проектными и производственными организациями отрасли могут быть компенсированы специальными мероприятиями по координации и сопровождению реализации работ. В общем случае разумно построенные работы по координации позволяют достичь синергетического эффекта от внедрения отдельных мероприятий внедрением ряда мероприятий, охватывающих весь цикл реализации работ по воссозданию судостроительной промышленности России. Отечественная и международная практика показывают, что эффективность данных мероприятий достигает 1000%, т.е. 1 вложенный в мероприятия по координации рубль дает до 10 рублей экономии за счет рационального распределения программных средств.
Отечественные организации судостроительной отрасли имеют зачастую двойную специализацию и ориентированы как на гражданское строительство, так и строительство в интересах национальной обороны и военно-технического сотрудничества, что порождает риски невозможности выполнения плана по одному из направлений в случае увеличения загрузки по другому направлению и диктует необходимость в тщательном планировании загрузки организаций.
Риск неполного достижения целей, существующий обычно при реализации традиционных форм среднесрочного планирования, может быть принципиально уменьшен. Однако эта задача не должна решаться единовременно, нужна поэтапная и ежегодная оптимизация расходов по мере реализации мероприятий государственной программы и уточнения данных макроэкономического прогноза на ближайшие 3 - 5 лет.
Также целесообразно не только перераспределять и оптимизировать объемы финансирования, соизмеряя их с ожидаемыми значениями индикаторов, но и вносить обоснованные коррективы в ожидаемые результаты. Другими словами, надо управлять эффективностью реализации государственной программы, обеспечивая ранее запланированные показатели и индикаторы.
Развитие научно-технического потенциала зарубежных конкурирующих фирм и организаций.
Данные риски целесообразно уменьшать за счет целенаправленного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для определения тенденций развития мирового рынка технологий и научно-технического потенциала зарубежных стран. Данные работы предусмотрены в действующих федеральных целевых программах и должны быть продолжены.
Отказ государства от пакетов акций в крупных интегрированных структурах.
Риски могут быть уменьшены за счет выработки комплексной долгосрочной государственной политики в области управления государственным имуществом, входящим в интегрированные структуры отрасли. Такая политика должна быть выработана и утверждена обособленно от государственной программы и носить единый межотраслевой характер. В случае выработки такой политики и ее неукоснительного выполнения риски, связанные с управлением государственным имуществом могут быть сокращены практически до нулевого уровня.
Ухудшение демографической ситуации в России и особенно в населенных пунктах, обеспечивающих кадрами организации судостроительной промышленности.
Данный риск учтен при формировании государственной программы и был признан системным. На основании этого вывода в государственную программу была включена Подпрограмма 7 "Развитие кадрового потенциала судостроения", в рамках которой предполагается осуществление комплекса мер, направленных на стимулирование развития кадрового потенциала судостроительной промышленности как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Реализация указанной подпрограммы в полном объеме позволит значительно сократить риски, связанные с кадровым дефицитом в судостроении.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей