14.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
14.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз
ее развития
В долгосрочной перспективе создание и развитие композитной отрасли обусловлено необходимостью перехода экономики на инновационный путь развития, поддержания экономического роста и роста ВВП страны за счет перерабатывающих отраслей промышленности, а также диверсификации экспортного потенциала.
Необходимый для выполнения этой задачи переход промышленных предприятий на новый технологический уклад невозможен без создания эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и переработки новых материалов.
Созданием таких материалов и технологий, по оценке, установившейся в мировой практике, будет определяться более 80% приоритетных разработок объектов новой техники в ведущих областях экономики на ближайший период планирования.
Уровень большинства используемых технологий в настоящее время отстает от мирового, причем по отдельным направлениям это отставание весьма значительно.
- технологическая отсталость отечественного производства, причем как производства исходных компонентов (смолы и армирующие наполнители), так и конечных продуктов - композитов и изделий (конструкций) из них;
- практически полное отсутствие отечественного оборудования для производства композитов;
- отсутствие крупных потребителей изделий из композитов в тех отраслях промышленности, где они способны заменить традиционные материалы;
- недостаточная информированность потенциальных потребителей композитов об их преимуществах по сравнению с традиционными материалами;
- ориентированность многих промышленных потребителей на традиционные материалы - металлы, бетон, древесину и т.д.;
- отсутствие скоординированной государственной политики в стимулировании спроса на применение инновационных материалов и развитии инновационных производств;
- отсутствие действующей и работоспособной системы технического регулирования, отсутствие современных стандартов, регламентирующих производство, оценку соответствия и применение композитов;
- недостаток современной исследовательской и испытательной базы, в том числе центров коллективного пользования для предприятий отрасли;
- отсутствие политики стимулирования НИОКР в отрасли и низкий объем ее финансирования;
- разобщенность действий предприятий отрасли в вопросах экономического регулирования отрасли;
- отсутствие со стороны государства мер административного и экономического стимулирования, обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли;
- отсутствие со стороны государства мер экономического регулирования, стимулирующих иностранные компании к более активной локализации созданных на территории Российской Федерации производств, на которых востребовано применение изделий из современных композитов;
- недостаток профессиональных кадров.
Главными приоритетами и ориентирами развития отрасли определены: создание инфраструктуры исследований и разработок, открытие (с использованием различных инструментов) объемных рынков для широкого применения композитов и обеспечение отрасли необходимыми финансовыми ресурсами для массового запуска инвестиционных процессов и опережающего развития.
Основной целью государственной политики Российской Федерации по созданию и развитию национальной композитной отрасли является максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания отраслевой продукции в России при увеличении отечественного композитного рынка в 20 раз к 2020 г. относительного текущего положения дел.
Целью подпрограммы является создание и развитие современной и конкурентоспособной отрасли промышленности, обеспечивающей модернизацию и переход экономики на инновационный путь развития, поддержание экономического роста и диверсификацию экспортного потенциала Российской Федерации.
- формирование массового внутреннего спроса на композиционные материалы, конструкции и изделия из них;
- развитие сети испытательных, инжиниринговых и сертификационных центров;
- развитие национальной базы НИОКР и интеллектуальной собственности;
- реализация важнейших инновационных и инвестиционных проектов в отрасли;
- формирование системы мер административного и экономического стимулирования, обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли по всем направлениям:
- производство исходных компонентов;
- разработка программно-аппаратных комплексов;
- производство материалов, изделий и конструкций;
- исследования, испытания, инжиниринг и оценка соответствия;
- подготовка и переподготовка кадров;
- информационные (СМИ) и консалтинговые услуги;
- создание современной нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регламентирующей разработку, производство и широкое внедрение в ключевых отраслях промышленности композитов и изделий (конструкций) из них;
- разработка и реализация мер стимулирования спроса на инновационную продукцию композитной отрасли с использованием следующих инструментов:
- государственные закупки (федеральные региональные, муниципальные);
- закупки компаний с государственным участием;
- отраслевые программы внедрения современных материалов и технологий;
- региональные программы внедрения современных материалов и технологий;
- государственная кластерная политика;
- формирование нормативной базы для стимулирования локализации высокотехнологичных производств исходных компонентов и оборудования;
- формирование нормативной базы для стимулирования применения изделий из современных композитов российского производства при локализации производств иностранных производителей всех видов техники, машин и оборудования (железнодорожный подвижной состав, автомобили, сельскохозяйственная техника и т.д.).
Основной ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы заключается в создании, опережающем развитии и значительном увеличении инновационного и экспортного потенциала композитной отрасли Российской Федерации.
Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа:
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей