Раздел 9. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Раздел 9. Анализ рисков реализации государственной
программы и описание мер управления рисками реализации
государственной программы
Глобальные риски. В силу циклического характера развития мировая экономика проходит фазу замедления. Сокращение глобального спроса, одновременное срабатывание системных рисков в крупнейших экономиках мира могут значительно улучшить в среднесрочном горизонте ситуацию на товарных рынках.
Сохранение тенденций по снижению темпов роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции или чрезмерное укрепление курса национальной валюты, вероятность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и технологии, высокие проценты по кредитам, последствия мирового финансово-экономического кризиса могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации Программы.
Правовые риски. Пробелы в законодательной и нормативной правовой базе ограничивают действия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив развития. Требуют совершенствования нормативные правовые документы в области технического регулирования, налогового и бюджетного законодательства.
Финансовые риски в основном обусловлены следующими факторами:
- неудовлетворительное текущее финансовое положение значительной части промышленных компаний (низкая прибыльность или убыточность текущего производства);
- высокая финансовая нагрузка на компании (практически все компании на данный момент закредитованы);
- источник возврата новых кредитов (преимущественно/ исключительно доходы, генерируемые за счет новых инвестиций в отрасль (компанию));
- сроки окупаемости инвестиций составляют от 5 до 10 лет.
Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных фондов в промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.
Инновационные риски. Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующие:
- недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение технологий, а также выведение новых продуктов на рынок;
- риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, выполняемой по государственному заказу, за Российской Федерацией;
- иностранные производители не стремятся реализовывать прогрессивные технологии в российском производстве;
- технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства.
На минимизацию инновационных рисков также должны быть направлены мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций.
Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на промышленную продукцию. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски "позднего вывода" нового продукта на рынок.
Социальные риски. Решение задач государственной программы с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса, а с другой, реструктуризация и модернизация промышленных производств неизбежно приведет к сокращению занятых в промышленности и связанное с этим возникновение социальной напряженности в отдельных регионах. Снизить данные риски можно путем эффективной реализации проектов развития новых кластеров - поддержкой региональных кластерных инициатив - путем формирования скоординированных с предприятиями программ целевой подготовки и переподготовки кадров.
К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, травматизм, скрытую безработицу, переход наиболее компетентных и информированных работников российских предприятий в представительства зарубежных компаний.
Недостаточно эффективное решение этих задач способно воспрепятствовать реализации настоящей программы в полном объеме.
Следует отметить, что в целом данная государственная программа имеет субсидиарный характер, таким образом, в большинстве случаев управление перечисленными рисками будет реализовано через гибкий механизм координации программных инструментов и управленческих решений предприятий, вовлеченных в реализацию программных мероприятий. Так, например, ухудшение конъюнктуры на рынках и сокращение потребности предприятий в ресурсах для развития производства приведет к сокращению объемов субсидий, но в целом не скажется на качестве реализации программных мероприятий.
Сценарии развития промышленности
Функционирование и развитие промышленности, а также повышение ее конкурентоспособности в сфере реализации Программы имеет сценарный характер.
При разработке Программы рассматривались три возможных сценария развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности:
- инерционный (пессимистичный) сценарий развития промышленности;
- реалистичный сценарий развития промышленности, который предполагает сохранение государственной поддержки обрабатывающей промышленности на том же уровне, что и в предыдущие года;
- модернизационный (оптимистичный) сценарий развития промышленности, который основывается на прогнозных оценках основных показателей и индикаторов Программы.
Инерционный (пессимистичный) сценарий
Сценарий инерционного развития предусматривает отказ от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацию в развитии обрабатывающей промышленности.
Отсутствие государственной поддержки промышленности в виде предоставления государственных гарантий, субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов, внедрения в производство новых продуктов, новых или усовершенствованных технологических процессов или способов производства, приведет к консервации существующей структуры промышленности.
Мероприятия по обновлению и модернизации производственных мощностей будут носить ограниченный, случайный характер.
Обрабатывающая промышленность будет развиваться, в основном, на базе устаревших технологических укладов, что приведет к дальнейшему росту материалоемкости и энергоемкости, а также к снижению конкурентоспособности продукции.
Таким образом, целевые показатели и индикаторы Программы достигнуты не будут.
Реалистичный сценарий выполнения Программы подразумевает финансовое обеспечение в пределах уже существующих мер государственной поддержки развития базовых отраслей промышленности.
Данный сценарий предполагает сохранение умеренной динамики развития промышленности Российской Федерации.
Реалистичный сценарий учитывает динамику показателей и индикаторов функционирования обрабатывающей промышленности и тенденции, сложившихся в ретроспективном периоде.
Государственная поддержка обрабатывающей отрасли останется на уровне, не превышающем ее значения в последние годы. Поддержание стабильности предприятий обрабатывающей промышленности по данному сценарию на период до 2020 года приведет к поступательному улучшению экономического положения отрасли при условии сохранения базовых параметров макроэкономической стабильности в период реализации программы. Задачи создания отраслей, ориентированных на выпуск новых видов продукции в целом решены не будут.
Оптимистичный сценарий предполагает активное государственное участие в поддержке и развитии обрабатывающей промышленности. Оптимистичный сценарий развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ, предполагает прорыв в развитии высокотехнологичных производств. Данный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России.
Реализация оптимистичного сценария позволит обеспечить выход страны на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.
После 2015 года потенциал роста возрастет за счет увеличения объемов экспорта конкурентоспособной продукции обрабатывающих производств. К концу прогнозного периода рост спроса на продукцию будет в равной степени определяться развитием внутреннего и внешнего потребления.
До 2019 года рост объемов производства будет происходить за счет увеличения внутреннего спроса, обусловленного ростом платежеспособности предприятий, увеличением инвестиционных ресурсов предприятий.
В результате изменений в структуре экономики произойдут значительные изменения в структуре занятости населения.
При сравнении рассмотренных вариантов предпочтительным представляется оптимистичный сценарий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей