<Письмо> Росздравнадзора от 28.12.2012 N 04И-1309/12 "О соблюдении требований законодательства Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
от 28 декабря 2012 г. N 04И-1309/12
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения проведен анализ результатов за 2010 - 2012 годы контрольных мероприятий за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лицензирования.
Результаты анализа свидетельствуют о распространенности нарушений законодательства Российской Федерации и ненадлежащем исполнении должностными лицами лицензирующих органов обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В ходе контрольных мероприятий нарушения выявлены во всех проверенных субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что выявленные нарушения носят системный характер и повторяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации неоднократно, а именно:
- для соискателей лицензии и лицензиатов не созданы регламентированные действующим законодательством условия для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию;
- не сформирован открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, информация в открытых и общедоступных информационных ресурсах о порядке предоставления государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности представлена не в полном объеме, что ущемляет законные права граждан, нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы лицензирования, требуют обновления (нарушение ст. 21 Закона N 99-ФЗ);
- от соискателя лицензии/лицензиата требуется представление документов, не предусмотренных Законом N 99-ФЗ;
- и, наоборот, в ряде случаев в нарушение ст. 13 Закона N 99-ФЗ лицензии предоставляются соискателям при отсутствии обязательных документов и/или отсутствии возможности выполнения лицензионных требований;
- проверки возможности выполнения соискателями лицензий лицензионных требований в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 99-ФЗ, лицензирующими органами не проводятся, решения о предоставлении лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности в иных субъектах Российской Федерации принимаются только на основании сделанных экспертных заключений по результатам рассмотрения документов (нарушение ст. 9 Закона N 99-ФЗ);
- установлены факты превышения отдельными лицензирующими органами субъектов Российской Федерации переданных полномочий при предоставлении государственной услуги по лицензированию (допускается лицензирование и проведение контрольных мероприятий на территории иных субъектов Российской Федерации, как следствие, нарушается законный порядок расходования бюджетных средств и усматривается коррупционная составляющая);
- имеют место незаконные отказы в предоставлении/переоформлении лицензии;
- при проведении контрольных мероприятий в приказах не указываются в полном объеме цель и задачи проверки, к контрольным мероприятиям привлекаются не аккредитованные в установленном порядке эксперты, нарушаются сроки уведомления лицензиата о начале проверки, что является нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и влечет ущемление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных мероприятий;
- решение лицензирующего органа по вопросам лицензирования принимается коллегиально на заседаниях лицензионных комиссий (нарушение ст. 14 Закона N 99-ФЗ);
- в лицензию не включается фирменное наименование юридического лица (нарушение ст. 15 Закона N 99-ФЗ);
- в нарушение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" межведомственное информационное взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, не осуществляется либо осуществляется не в полном объеме;
- не обеспечено надлежащее ведение лицензионных дел (к архивным лицензионным делам не приобщаются приказы (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии, копия подписанной и зарегистрированной лицензии, приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других связанных с осуществлением лицензионного контроля документов, выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии, копии уведомлений и других связанных с осуществлением лицензирования документов) (нарушение ст. 16 Закона N 99-ФЗ);
- отсутствует должный контроль со стороны региональных органов власти за соблюдением лицензиатами лицензионных требований, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения медицинскими и фармацевтическими организациями лицензионных требований (наличие в аптечных организациях лекарственных препаратов с истекшими сроками годности, нарушение лицензиатами правил хранения лекарственных средств, нарушение порядка формирования аптеками предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, отсутствие в аптечных организациях обязательного минимального ассортимента лекарственных препаратов, установлены факты осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии));
- результативность контрольных мероприятий, проведенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, невысока (в среднем, ежегодно контрольные органы подвергают проверке лишь 0,1 - 10% лицензиатов, установлены многочисленные факты незаконного амнистирования лицензиатов по результатам проведенных проверок, не принимаются должные меры контроля за устранением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ранее выявленных нарушений (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Выявленные нарушения реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности не создают благоприятный деловой и инвестиционный климат, а, наоборот, создают искусственные административные барьеры вхождения на рынок медицинских и фармацевтических услуг, а отсутствие должного контроля со стороны лицензирующих органов субъектов Российской Федерации за соблюдением лицензиатами лицензионных требований препятствует получению населением Российской Федерации качественной медицинской и лекарственной помощи.
Учитывая изложенное, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения рекомендует исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лицензирования, принять меры по неукоснительному соблюдению требований законодательства Российской Федерации при реализации указанных полномочий, не допуская при этом нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, организовать действенный лицензионный контроль, направленный на своевременное и реальное устранение нарушений в данных сферах деятельности.
Руководителям управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации запланировать на I квартал 2013 года проведение контрольных мероприятий и обеспечить эффективный контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. Информацию о проведенных контрольных мероприятиях в установленном порядке представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Е.А.ТЕЛЬНОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей