Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы

"Совершенствование социальной поддержки семьи и детей"

Государственной программы Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан", в том числе формулировки основных

проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Социальная поддержка семьи и детей является важным направлением государственной семейной политики.

Основы семейной политики Российской Федерации заложены в начале 90-х годов XX века. Указами Президента Российской Федерации были утверждены важные программные документы, в том числе "Основные направления семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)", "План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы", "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и др.

Основные принципиальные положения государственной семейной политики Российской Федерации закреплены в Гражданском и Семейном кодексах, федеральных законах "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об опеке и попечительстве", "Об образовании", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и др.

Государственная семейная политика осуществляется путем реализации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления комплекса различных по направленности и содержанию мероприятий в области охраны здоровья матери и ребенка, образования детей, их духовно-нравственного воспитания, обеспечения занятости родителей, обеспечения семей жильем, организации отдыха и досуга семей с детьми и т.д.

Мероприятия в этих сферах государственной семейной политики реализуются в рамках приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Жилье"; Государственных программ Российской Федерации <1>, федеральных целевых <2> и ведомственных целевых программ, региональных программах развития здравоохранения.

--------------------------------

<1> В их числе Государственные программы Российской Федерации: "Развитие образования" (ответственный исполнитель - Минобрнауки России); "Развитие здравоохранения" (ответственный исполнитель - Минздрав России); "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (ответственный исполнитель - Минтруд России); "Развитие пенсионной системы" (ответственный исполнитель - Минтруд России); "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России" (ответственный исполнитель - Минрегион России); "Содействие занятости населения" (ответственный исполнитель - Минтруд России); "Культура России" (ответственный исполнитель - Минкультуры России); "Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики" (ответственный исполнитель - Минспорт России); "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (ответственный исполнитель - МВД России); Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

<2> В их числе: ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 год)"; ФЦПРО на 2011 - 2015 гг.; ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг."; ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)"; ФЦП "Жилище на 2011 - 2015 годы".

Социальная поддержка семьи и детей представляет собой самостоятельное направление государственной семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных и иных мер.

Важнейшие правовые нормы, определяющие государственную политику Российской Федерации в отношении социальной поддержки семьи и детей, зафиксированы в Конституции Российской Федерации, установившей, что:

в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Меры государственной социальной поддержки семьи и детей определены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. Важнейшими федеральными законами, непосредственно регулирующими отношения в сфере реализации подпрограммы "Социальная поддержка семьи и детей" являются:

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала";

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Вышеперечисленными законодательными и изданными в связи с ними иными нормативными правовыми актами разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующие расходные обязательства, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, а также конкретные меры и формы их представления.

В настоящее время меры социальной поддержки семьи и детей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, представляются:

в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных трансфертов;

в натуральной форме - путем предоставления бесплатного питания, в том числе детского, специализированного; путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям; организации отдыха и оздоровления детей; одежды, обуви детям; лекарственных средств и изделий медицинского назначения; технических средств реабилитации детей-инвалидов, не входящих в федеральный перечень, проездных билетов, транспортных средств и пр.;

в форме услуг - транспортных, медицинских, социальных;

в форме морального поощрения, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.

При этом на федеральном уровне основной - как с позиций числа получателей, так и размеров производимых выплат, является денежная форма социальной поддержки семьи и детей.

К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме в виде прямых социальных трансфертов, относящихся к полномочиям Российской Федерации, относятся:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие гражданам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

материнский (семейный) капитал.

Характеризуя меры социальной поддержки семьи и детей, предоставляемые в денежной форме в виде прямых социальных трансфертов, относящихся к полномочиям Российской Федерации, следует отметить следующие тенденции.

Расширяется перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в связи рождением детей.

С 2007 года реализуется программа поддержки семей при рождении вторых или последующих детей в форме материнского (семейного) капитала (далее - МСК), средства которого могут быть использованы на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. <1>

--------------------------------

<1> В настоящее возможности использования средств материнского (семейного) капитала расширены:

семьи, получившие сертификат, в качестве материальной поддержки приобрели возможность получить за счет средств материнского (семейного) капитала единовременную денежную выплату в размере 12 тыс. рублей;

предоставлена возможность приобрести право на материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка родителям, дети которых умерли на первой неделе жизни, начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния",

изменен механизм подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, что позволило сократить с 8 до 2 месяцев срок между подачей заявления об использовании средств материнского (семейного) капитала и перечислением указанных средств;

установлена возможность использования средств материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома без привлечения специализированных подрядных организаций;

предусмотрена возможность перечисления средств материнского (семейного) капитала владельцу сертификата в качестве компенсации затрат за построенный (реконструированный) объект индивидуального жилищного строительства;

установлена возможность, не дожидаясь исполнения ребенку возраста трех лет, использовать средства материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу на приобретение или строительство жилого помещения независимо от даты заключения кредитного договора (договора займа).

С 1 января 2007 г. введено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

С 1 января 2008 года введено единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Рост контингентов получателей ориентирован на решение задач, связанных со стимулированием рождаемости, в том числе за счет рождений вторых и последующих детей, что необходимо для преодоления негативных демографических тенденций, повышением уровня жизни семей с детьми, преодолением социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних.

Ежегодно возрастает численность получателей материнских и семейных пособий в связи с расширением категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, а также в связи с ростом рождаемости.

Из данных Фонда социального страхования Российской Федерации видна динамика численности получателей мер социальной поддержки в связи с рождением детей.

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Наименование пособий │ Число получателей, чел. │

│ ├──────────────┬───────────────────┤

│ │ 2006 г. │ 2011 г. │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│1. Единовременные пособия женщинам,│ 449 448 │ 772 412 │

│вставшим на учет в медицинских│ │ │

│учреждениях в ранние сроки│ │ │

│беременности (до 12 недель): │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ подлежащим обязательному│ 449 448 │ 772 354 │

│социальному страхованию │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ не подлежащим обязательному│ - │ 58 │

│социальному страхованию │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│2. Единовременные пособия при│ 1 354 424 │ 1 673 957 │

│рождении ребенка │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ работающим женщинам │ 963 982 │ 1 248 041 │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ неработающим женщинам │ 390 442 │ 430 916 │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│3. Ежемесячные пособия по уходу за│ 10 814 671 │ 3 769 649 │

│ребенком до достижения им возраста│ │ │

│полутора лет │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│лицам, подлежащим обязательному│ │ │

│социальному страхованию │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ по уходу за первым ребенком │ - │ 1 180 634 │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ по уходу за вторым и последующими│ - │ 1 041 967 │

│детьми │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│лицам, обучающимся по очной форме│ - │ - │

│обучения │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ по уходу за первым ребенком │ - │ - │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ по уходу за вторым и последующими│ - │ - │

│детьми │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│лицам, не подлежащим обязательному│ - │ - │

│социальному страхованию │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ по уходу за первым ребенком │ - │ 758 054 │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│ по уходу за вторым и последующими│ - │ 788 994 │

│детьми │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│4. Ежемесячное пособие по уходу за│ 19 873 │ 52 795 │

│ребенком в двойном размере до│ │ │

│достижения им возраста полутора лет,│ │ │

│гражданам, подвергшимся воздействию│ │ │

│радиации вследствие катастрофы на│ │ │

│Чернобыльской АЭС │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│лицам, подлежащим обязательному│ 19 873 │ 32 612 │

│социальному страхованию │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────┤

│лицам, не подлежащим обязательному│ - │ 20 83 │

│социальному страхованию │ │ │

└──────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────────────┘

Численность лиц, получивших государственный сертификат на МСК, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, возросла с 313,8 тыс. человек в 2007 году до 700,5 тыс. человек в 2011 году. В 2011 году 520,8 тыс. человек (74,3%) уже использовали средства (часть средств) материнского семейного капитала, в т.ч. 97,4% - на улучшение жилищных условий, 2,5% - на получение образования ребенком (детьми), 0,1% - на формирование накопительной части трудовой пенсии. Кроме того, в 2011 году 400,6 тыс. человек получили за счет средств МСК единовременную выплату в размере 12 000 рублей.

Развиваются страховые принципы предоставления материнских и семейных пособий.

С января 2010 года вступил в действие новый механизм выплаты государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с которым упразднены прямые ограничения максимальных размеров пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. <1>

--------------------------------

<1> Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную на 2010 год (415 тыс. рублей за каждый календарный год), но не менее 2194,3 рублей по уходу за первым ребенком и 4388,6 рублей - за вторым ребенком и последующими детьми.

В 2011 г. единовременные пособия на страховых принципах получило 99,9% женщин, вставших на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель); 74,5% женщин, получивших единовременные пособия при рождении ребенка, 58,9% получателей ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Переход на страховые принципы способствовал повышению размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей. Так, размер пособия по беременности и родам у застрахованных женщин возрос с 1500 рублей в 2006 году до 34583 рублей в 2011 году (максимальный размер).

Ежегодно увеличиваются размеры материнских и семейных пособий в результате ежегодной корректировки, с учетом прогнозируемого индекса инфляции <1>, а также вследствие внедрения страховых принципов предоставления.

--------------------------------

<1> В 2008 году, в условиях финансово-экономического кризиса, индексация большинства материнских и семейных пособий проводилась дважды - в первом и во втором полугодии.

За 2006 - 2011 годы в 1,46 раз возросли размеры:

единовременного пособия при рождении ребенка - с 8000 рублей до 11703,13 рублей;

единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также пособия по беременности и родам незастрахованным - с 300 до 438 рублей.

С момента введения, за 2007 - 2011 годы, в 1,46 раз возросли размеры:

ежемесячного пособия незастрахованным гражданам, осуществляющим уход за ребенком по уходу за первым ребенком с 1500,00 до 2194,34 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми - с 3000,00 до 4388,67;

единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - с 8000 до 11703,13 рублей.

За 2008 - 2011 годы в 1,32 раза увеличились размеры единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - с 14000 до 18533,134 рублей, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - с 6000,00 до 7942,77 рублей.

Расширение перечня категорий получателей государственных пособий граждан, имеющих детей, в сочетании с повышением их размеров способствовало решению, по крайней мере, двух задач: повышению денежных доходов семей, в известной мере компенсируя снижение среднедушевых доходов в связи с рождением детей, и, в то же время, повышению уровня рождаемости в Российской Федерации.

Виды и размеры предоставляемых в рамках федеральных полномочий материнских и семейных пособий все более тесно увязываются с числом рождаемых детей с целью стимулирования деторождений. Качественно новым шагом в этом направлении явилась мера, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - Указ N 606), которым высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Данное решение предусматривает адресный подход к предоставлению новой ежемесячной денежной выплаты, с учетом материального положения семьи и, в то же время носит целевой характер - с позиций стимулирования рождений третьих и последующих детей - что будет способствовать повышению суммарного коэффициента рождаемости, особенно в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией.

К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме в виде косвенных социальных трансфертов, являющимся полномочием Российской Федерации, относятся налоговые вычеты. <1>

--------------------------------

<1> Подробнее об этом смотри раздел III настоящей подпрограммы.

К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме в виде прямых социальных трансфертов, размер и условия предоставления которых определяется законодательством субъектов Российской Федерации, относятся:

ежемесячное пособие на ребенка до достижения 18 лет;

денежные выплаты в иных формах (компенсации, гранты, субсидии, стипендии, материальная помощь и пр.), представляемые регулярно (ежемесячно, ежегодно) либо единовременно;

региональный материнский семейный капитал.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" гражданам, имеющим детей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации выплачивается ежемесячное пособие на ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается семьям со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Средний размер ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого в субъектах Российской Федерации, относительно невелик и находится в диапазоне 140 - 350 рублей. В 2011 году региональное ежемесячное пособие на ребенка выплачивалось 6,4 млн. детям

С целью стимулирования многодетности семьям с детьми за счет бюджетов субъектов Российской Федерации представляется региональный материнский семейный капитал (далее - РМСК).

По общему правилу РМСК предоставляется при рождении третьего и последующего детей. Диапазон размеров РМСК в территориальном разрезе значителен - от 30 тыс. рублей в Приморском крае и Тюменской области до 300 тыс. рублей в Ненецком автономном округе и 350 тыс. рублей в Ямало-Ненецком автономном округе. В ряде регионов размер РМСК повышается на каждого последующего ребенка: в Калининградской области он составляет 100 тыс. рублей на 3 - 4 ребенка, 250 тыс. рублей на пятого ребенка, 1 млн. рублей - при рождении тройни. В Камчатском крае размер РМСК составляет 100 тыс. рублей на третьего ребенка, 150 тыс. рублей - на четвертого ребенка; 200 тыс. рублей - на пятого ребенка, 250 тыс. рублей - на шестого ребенка.

Разновидностью РМСК являются именные накопительные счета (взносы), открываемые на каждого рождаемого ребенка в размере 1000 рублей (Белгородская, Оренбургская области).

Наряду с этими мерами, семьям с детьми в субъектах Российской Федерации предоставляются в различных сочетаниях денежные выплаты в иных формах, способствующих повышению денежных доходов и, на этой основе, уровню и качеству жизни населения. При этом в значительном числе регионов денежные выплаты назначаются и производятся на основе адресного подхода, с учетом объективной нуждаемости семей с детьми по различным критериям:

материальная обеспеченность семьи, учитывающая соотношение среднедушевых доходов семьи с установленной в регионе величиной прожиточного минимума;

многодетность, учитывающая наличие в семьях 4 и более детей;

трудная жизненная ситуация в семье (неполные семьи, семьи, в которых родители являются инвалидами, семьи с детьми-инвалидами и пр.) и пр.

В качестве примера комплекса предоставляемых региональных мер можно привести Красноярский край. Здесь различным категориям семей с детьми в денежной форме предоставляются следующие меры социальной поддержки:

а) меры социальной поддержки многодетным семьям:

30% оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ежегодное пособие на детей школьного возраста (1192,40 руб.);

ежемесячная компенсация расходов по приобретению единого социального проездного билета или на получение социальной карты для проезда детей школьного возраста из многодетных семей;

региональный материнский (семейный) капитал в размере 100 000 рублей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей;

предоставление социальных выплат на оплату процентной ставки по кредитам, привлеченным гражданами, имеющими пятерых и более детей, на улучшение жилищных условий;

б) меры социальной поддержки родителей в неполных семьях: пособие на детей в размере 300,16 рублей в месяц;

в) меры социальной поддержки семей с детьми-инвалидами:

ежемесячная денежная выплата одному из родителей, законных представителей детей-инвалидов, осуществляющих их воспитание и обучение на дому, в размере 770 рублей на воспитание и обучение одного ребенка-инвалида в возрасте от двух месяцев до восемнадцати лет;

компенсация за приобретенные специальные учебные пособия и литературу в размере фактически понесенных расходов детям-инвалидам, получающим воспитание и обучение в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, а также профессиональное образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

компенсация родительской платы, фактически взимаемой за содержание детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

компенсация расходов на оплату проезда на междугороднем транспорте - к месту проведения обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитации (и обратно) в пределах Российской Федерации;

г) меры социальной поддержки малообеспеченных семей:

пособие на детей из полных семей - 150,08 руб.;

пособие на детей одиноких матерей - 300,16 руб.;

пособие на детей, где родители (одинокий родитель) инвалиды - 300,16 руб.;

пособие на детей военнослужащих по призыву - 225,12 руб.;

пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 225,12 руб.;

предоставление адресной материальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (максимальный размер для г. Красноярска - 10000 руб., для северных территорий - 15000 руб.);

компенсация стоимости проезда беременным женщинам к месту проведения медицинских консультаций, обследования, лечения, диагностики нарушений развития ребенка, родоразрешения и обратно из семей, среднедушевой доход которых (либо доход беременной женщины) не превышает 1,25 величины прожиточного минимума на душу населения, установленной по соответствующей группе территорий Красноярского края;

д) меры социальной поддержки семей с детьми-инвалидами:

ежемесячная выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря детей, воспитывающихся в замещающих семьях - от 4 452,00 руб. до 17 386,95 руб. на одного ребенка;

вознаграждения приемному родителю за воспитание одного приемного ребенка - 4 220,80 руб.

К мерам социальной поддержки семьи и детей в денежной форме в виде косвенных социальных трансфертов, определяемым законодательством субъектов Российской Федерации, относятся льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, по оплате лекарств, изделий медицинского назначения, транспортных расходов и пр.

К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в натуральной форме, определяемым законодательством субъектов Российской Федерации, относятся: бесплатное предоставление лекарств, изделий медицинского назначения, продуктов питания, одежды и обуви, билетов на проезд общественным транспортом, земельных участков и пр.

Контингента семьи и детей - получателей мер социальной поддержки в субъектах Российской Федерации определяются конкретными социально-экономическими условиями, уровнем жизни различных социально-демографических категорий населения, особенностями демографической ситуации в регионе. Размер и условия предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми, при прочих условиях предопределяется бюджетными возможностями субъектов Российской Федерации.

Как следствие, в стоимостном выражении уровень предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации дифференцируется в региональном разрезе.

По данным Росстата, в динамике наблюдается устойчивый рост показателей, характеризующих масштабы предоставления семейных и материнских пособий в денежной форме в Российской Федерации в целом. За 2006 - 2010 годы расходы на выплату семейных и материнских пособий выросли с 12,4 до 17,1% суммы всех расходов на выплату пособий и социальную помощь, оказываемую населению Российской Федерации. При этом удельный вес семейных и материнских пособий за рассматриваемый период в ВВП увеличился с 0,2% до 6,6%, а в объеме денежных доходов населения - с 0,3% до 0,8%.

Помимо мер социальной поддержки семьи и детей в денежной форме, на федеральном и региональном уровнях используются формы морального поощрения.

На федеральном уровне формой морального поощрения является награждение орденом "Родительская слава". Орденом "Родительская слава" награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, либо, в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали семерых и более детей - граждан Российской Федерации, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей. При награждении одному из родителей (усыновителей) выплачивается единовременное пособие в 50 тыс. рублей.

В субъектах Российской Федерации также учреждены региональные формы морального поощрения материнства и детства - в виде почетных знаков, медалей, почетных знаков (Республики Татарстан, Тыва, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия (Алания), Красноярский и Хабаровский края, Архангельская, Амурская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и т.д.). Лица, поощряемые в этих формах, получают также и денежные выплаты, размер которых дифференцирован в территориальном разрезе.

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе, на базе многопрофильных учреждений социального обслуживания населения.

Социальные услуги семьям с детьми в 2011 году предоставлялись 3 295 учреждениями социального обслуживания семьи и детей, в том числе:

508 центрами социальной помощи семье и детям;

15 центрами психолого-педагогической помощи населению;

2 центрами экстренной психологической помощи по телефону;

768 социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;

286 социальными приютами для детей и подростков;

17 центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

282 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями;

120 кризисными центрами для женщин;

142 иными типами учреждений социального обслуживания.

Кроме того, социальные услуги семье и детям предоставлялись в 371 отделениях по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения и в отделениях по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания населения.

Общее количество оказанных социальных услуг семье и детям в условиях стационара в 2011 году составило 157 853 565, в других отделениях - 85 826 378 единиц.

Согласно данным первичного учета органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2012 года, численность детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, составила 140586 человек. Из них:

оставшихся без попечения родителей или законных представителей - 17052 человек;

проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении - 32994 человек;

заблудившихся или подкинутых - 482 человек;

самовольно оставивших семью - 3807 человек;

самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения - 1200 человек;

не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию - 1410 человек;

ставших жертвами насилия - 551 человек;

оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации - 83238 человек.

Из числа детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, 1186 человек относятся к категории беспризорных детей.

В 2011 году поставлено на учет в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания населения субъектов Российской Федерации 66518 семей, находящихся в социально опасном положении, насчитывающих в общей сложности 191129 человек, из них 115300 (60%) - детей. Почти половина из указанных семей - 49,3% - являются неполными семьями.

В общем количестве семей, находящихся в социально опасном положении, 12779 семей (19,2%) относятся к категории многодетных.

Жестокое обращение с детьми отмечалось в 2011 году в 1303 семье, поставленной на учет в органы социальной защиты населения. В 828 семьях было совершено насилие, в том числе насилие над 1063 детьми.

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем обеспечения отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 года решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для реализации возложенных полномочий по обеспечению отдыха детей и их оздоровления субъектами Российской Федерации определены уполномоченные органы, ответственные за организацию и проведение детской оздоровительной кампании, сформирована необходимая нормативная правовая база, установлены категории детей, имеющих право на бесплатное и льготное предоставление путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей, определены механизмы финансирования мероприятий по отдыху и оздоровлению детей, стоимость путевок, порядок их предоставления и оплаты.

В целях совершенствования организации отдыха и оздоровления детей в 2010 - 2012 годах на федеральном уровне были осуществлены следующие мероприятия:

принят Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьи 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на усиление административной ответственности должностных и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, воспитания и обучения;

принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2011 г. N 13 "О внесении изменения в перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", устанавливающее возможность проведения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора плановых проверок деятельности детских оздоровительных лагерей перед началом каждой смены (ранее указанные проверки осуществлялись один раз перед началом каникул);

разработан и утвержден Комплекс мер, направленный на совершенствование организационного, методического и финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков;

разработано Типовое положение о детском оздоровительном лагере;

разработаны Единые требования к составлению и ведению реестров организаций отдыха и оздоровления детей и Типовая форма паспорта данных организаций.

Финансирование мероприятий по отдыху и оздоровлению детей обеспечивается за счет средств региональных и местных бюджетов, федерального бюджета в части обеспечения софинансирования оздоровительного отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средств предприятий и родителей.

В 2010 году объем средств федерального бюджета на софинансирование мер по обеспечению отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличен по сравнению с 2009 годом в три раза и составил 4,1 млрд. рублей.

Начиная с 2011 года в субъекты Российской Федерации на указанные цели направляются средства федерального бюджета в объеме 4,6 млрд. рублей.

В результате реализации данных мероприятий удалось повысить качество отдыха и оздоровления детей и увеличить охват детей, нуждающихся в оздоровлении. Если в 2010 году отдыхом и оздоровлением было охвачено 56,7% от общей численности детей школьного возраста, то в 2011 году - 59,7%. Выраженный оздоровительный эффект в 2011 году отмечен у 85,7% детей, что на 2% выше аналогичного показателя 2010 года.

Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми способствовало решению ряда задач, в том числе, во взаимодействии с иными мерами государственного регулирования, улучшению демографической ситуации в стране.

С 2006 года в Российской Федерации отмечается устойчивый рост рождаемости. Число рождений выросло за 2006 - 2011 годы с 1480 до 1797 тыс. детей (на 21,4%). Суммарный коэффициент рождаемости увеличился за 2006 - 2011 годы с 1,296 до 1,606 (на 23,9%). По данным Фонда социального страхования Российской Федерации (на основании родовых сертификатов) доля вторых и последующих рождений выросла за 2006 - 2011 годы с 33% до 49,5%.

Младенческая смертность за 2006 - 2011 годы сократилась на 1,9 тыс. детей (на 12,6%). В 2011 году умерло 13,2 тыс. детей в возрасте до 1 года, тогда как в 2006 году - 15,1 тыс. детей. Коэффициент младенческой смертности снизился с 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 году до 7,4 на 1000 родившихся живыми в 2011 году (на 27,5%). Достигнут самый низкий показатель младенческой смертности за все время его исчисления.

Естественная убыль населения уменьшилась за 2006 - 2011 годы в 5,3 раза - с 687 до 129 тыс. человек. Достигнут самый низкий показатель естественной убыли населения за последние 19 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась за 2006 - 2011 годы на 3,15 года, в том числе мужчин - на 3,62 года, женщин - на 2,28 года. В 2011 году ожидаемая продолжительность жизни всего населения составила 69,83 лет, мужчин - 64,04 лет, женщин - 75,61 лет.

В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации ведется целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

Сформирована нормативная правовая база для организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Создана система материального стимулирования семейного устройства детей-сирот. Начиная с 2007 года за счет средств федерального бюджета выплачиваются единовременные пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Размер пособия установлен на федеральном уровне и составляет 8 000 рублей, при этом обеспечивается его ежегодная индексация (в 2012 году размер пособия составляет, без учета районных коэффициентов, не менее 12 405,32 рублей).

Во всех субъектах Российской Федерации производятся ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (не менее 4 000 рублей) и на вознаграждение приемных родителей (не менее 2 500 рублей). В 2007 - 2011 годах в федеральном бюджете ежегодно предусматривались субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели в размере 6 174 358 тыс. рублей. Средний размер выплат на содержание одного ребенка, находящегося под опекой, в приемной семье, в 2011 году составил 6 633,03 рублей (на 37% больше, чем в 2007 году), средний размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю - 9 009,56 рублей (на 59% больше, чем в 2007 году). Во многих субъектах Российской Федерации установлены дополнительные меры поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот (далее - замещающие семьи).

Как результат, в данном направлении наметился ряд позитивных тенденций.

За 2006 - 2011 годы сократилось:

на 35% (с 127 тыс. до 82,2 тыс. детей) - число детей-сирот, выявляемых в течение года;

на 19% (с 62,9 тыс. до 50,8 тыс. человек) - число родителей, лишенных родительских прав;

более чем на 26% (с 52 тыс. до 38,3 тыс. детей) - число детей, у которых родительских прав лишены оба родителя или единственный родитель;

более чем на 24% (с 1770 до 1344 учреждений) - количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот, и более чем на 35% (со 123 тыс. до 79,9 тыс. детей) - численность детей, находящихся в этих учреждениях;

почти на 25% (со 177 тыс. до 126 тыс. детей) - число детей, нуждающихся в устройстве на воспитании в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - ГБД);

почти на 48% (с 6,6 тыс. до 3,4 тыс. детей) - число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам.

В то же время, несмотря на достигнутые позитивные результаты, нерешенным остается ряд проблем в семьях с детьми.

Сохраняется проблема бедности среди семей с детьми. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Росстата, за 2006 - 2011 гг. доля домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет в общем числе малоимущих домашних хозяйств увеличилась с 48,8 до 59,7%, в том числе с одним ребенком - с 29,9 до 32,7%; с двумя детьми - с 15,2 до 20,6%, с тремя и более детьми - с 3,7 до 6,5%.

Для многодетных семей и неполных семей характерны наивысшие уровни риска и глубины бедности. Располагаемые ресурсы в домохозяйствах, имеющих одного ребенка в возрасте до 16 лет, в 2011 году составили в среднем на одного члена домохозяйства 15182,5 рублей в месяц, что в 2,3 раза выше, чем в домохозяйствах с четырьмя детьми и более. <1> Располагаемые среднедушевые ресурсы в семьях с четырьмя и более детьми (6617,2 рубля в месяц) в 2011 году составили 40,2% от уровня располагаемых ресурсов по всем домохозяйствам.

--------------------------------

<1> Приводится по данным: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_102/Main.htm.

Уровень потребительских расходов в домохозяйствах с одним ребенком составил в 2011 году 10395,7 рублей на человека в месяц, что в 2,7 раза выше, чем в домохозяйствах с четырьмя детьми и более.

Сохраняются неблагоприятные явления в области семейно-детских отношений.

Большинство (до 80% и более) выявляемых детей-сирот составляют дети, лишившиеся родительского попечения по "социальным" причинам. Остается высокой численность детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Только в 2011 году более 50 тыс. граждан были лишены родительских прав.

Несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей-сирот, на учете в ГБД находятся сведения о 126 тыс. детей, которые могут быть устроены в семьи. Актуальными остаются такие проблемы, как отказ от детей, принятых на воспитание в замещающие семьи, и возвращение их в детские дома, случаи жестокого обращения с приемными детьми.

Сохраняются, хотя и имеют тенденцию к снижению некоторые иные проявления социального и физического неблагополучия в семьях с детьми - младенческая смертность, детская инвалидность, алкоголизм, наркомания, суициды и др. Сокращение масштабов и уровней их проявления предполагает необходимость осуществления дополнительных мер правового и организационного характера, в том числе профилактических.

Основные мероприятия, направленные на увеличение рождаемости, стабилизацию численности населения будут реализовываться в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", предусматривающего реализацию активных мер по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения.

Экономическое и социальное положение семей с детьми будет предопределяться параметрами социально-экономического развития страны и ее регионов. Решение основных проблем семей с детьми возможно при эффективном взаимодействии всех социальных институтов и отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и др.), в том числе, в рамках реализации профильных, упоминаемых выше приоритетных национальных проектов, Государственных программ Российской Федерации.

Прогноз развития ситуации в сфере реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" на период 2012 - 2020 годы базируется на показателях демографического развития, приведенных в "Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года" (Минэкономразвития России, апрель 2012 г.) (далее - Сценарные условия), демографического прогноза Росстата до 2030 года <1>, а также данных Росстата, характеризующих динамику брачности, разводимости и состояния населения Российской Федерации в браке.

--------------------------------

<1> Размещен по адресу: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.htm.

1. В прогнозируемом периоде ожидается рост численности населения моложе трудоспособного возраста. В соответствии со Сценарными условиями, за 2012 - 2020 годы численность населения моложе трудоспособного возраста возрастет при форсированном варианте - с 23,7 до 27,4 млн. человек за год; при вариантах Inn, En - с 23,7 до 26,3 млн. человек за год.

Согласно демографического прогноза Росстата, за 2012 - 2020 годы численность населения моложе трудоспособного возраста возрастет, по состоянию на начало года:

по низкому варианту прогноза - с 23,2 до 23,3 млн. человек;

по среднему варианту прогноза - с 23,5 до 25,9 млн. человек;

по высокому варианту прогноза - с 23,7 до 27,7 млн. человек.

2. В прогнозируемом периоде ожидается рост суммарного коэффициента рождаемости.

В соответствии со Сценарными условиям, за 2012 - 2020 годы суммарный коэффициент рождаемости увеличится при форсированном варианте - с 1,621 до 1,815; при вариантах Inn, En - с 1,597 до 1,616.

3. С учетом тенденций, сложившихся за период 2001 - 2009 гг., в прогнозируемом периоде (2012 - 2020 гг.) можно ожидать дальнейшего роста числа семей, в т.ч. вследствие роста брачности населения и сокращения разводимости. Так, за 2001 - 2009 гг. число браков в Российской Федерации выросло с 1001,6 тысяч до 1199,4 тысяч, число разводов, наоборот, сократилось, с 763,4 до 699,4 тысяч. Число разводов на 1000 браков сократилось с 762 в 2001 году до 583 в 2009 году. Число браков на 1000 населения возросло с 6,9 в 2001 году до 8,5 в 2009 году; число разводов на 1000 населения сократилось с 5,3 в 2001 году до 4,9 в 2009 году. <1>

--------------------------------

<1> Демографический ежегодник России. 2010.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. 96,8% мужчин и 96,9% женщин в возрасте 16 лет и старше состоят в браке. <1>

--------------------------------

<1> Размещено по адресу: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-05.pdf.

Динамика такого рода позволяет предположить, что в прогнозируемом периоде, в сочетании с сохранением ряда негативных социальных явлений (бедность, инвалидность и пр.) потребности семей и детей в мерах социальной поддержки не только не сократятся, но, наоборот, возрастут, что учитывается в рамках мероприятий подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы, в том числе в части их финансового обеспечения.