II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых результатов, обобщенная характеристика основных мероприятий
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи
и детей" Государственной программы Российской Федерации
"Социальная поддержка граждан", цели, задачи и показатели
(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание
основных ожидаемых результатов, обобщенная
характеристика основных мероприятий
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также иными стратегическими документами основными приоритетами направления государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей определены следующие:
повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.
Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения.
С учетом программных целей Правительства Российской Федерации определена цель подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы - обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи, стимулирование рождаемости.
1) Суммарный коэффициент рождаемости.
Показатель позволяет определить среднее количество детей, которое может быть рождено одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (от 15 до 49 лет) при сохранении повозрастной рождаемости в календарном году.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", предполагается обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.
Данный показатель позволяет в интегрированном виде в динамике, на основе данных официальной статистической отчетности, оценивать результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни семей с детьми, создание благоприятных условий для развития и воспитания детей, предупреждения социального неблагополучия и социального сиротства, достижение цели и решения задач подпрограммы.
Повышение значений показателя обеспечивается за счет реализации в Российской Федерации мероприятий по стимулированию многодетности, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Показатель рассчитывается в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.
Исходная информация для расчета данного показателя разрабатывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.
2) Доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации от общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации.
Показатель характеризует уровень бедности детей в отчетном году в субъекте Российской Федерации.
Показатель позволяет в динамике оценивать результаты реализации мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, направленных на снижение уровня бедности детей.
Определяется как отношение численности детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации в отчетном году.
Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.
Снижение значений показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на повышение уровней социально-экономического развития регионов, мероприятий по материальной поддержке малообеспеченных групп населения, в том числе в рамках индексации социальных выплат, реализации программ адресной социальной поддержки, дополнительной социальной помощи отдельным категориям граждан за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а также организации выплаты и индексации с учетом инфляции государственных пособий, выплачиваемых семьям с детьми из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Показатель определяется по формуле:
A - общая численность детей, проживающих в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек;
B - численность детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек.
Показатель рассчитывается ежегодно на основе ежеквартальных данных обследования бюджетов домохозяйств и информации о величине прожиточного минимума в соответствующем отчетном квартале, публикуемой через 3 - 6 месяцев после истечения квартала, а также годовых данных демографической статистики в разрезе каждого субъекта Российской Федерации и в целом по Российской Федерации - как среднее значение по всем субъектам Российской Федерации.
Исходная информация для расчета данного показателя разрабатывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.
3) Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей.
Показатель позволяет оценивать уровень организации работы по снижению социального сиротства в субъекте Российской Федерации в отчетном году.
Динамика показателя характеризует результаты мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, направленных на снижение социального сиротства, посредством передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в различных формах.
Показатель рассчитывается как отношение общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в других формах семейного устройства) в отчетном году в субъекте Российской Федерации, к общему количеству выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, в отчетном году в субъекте Российской Федерации.
Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.
Рост значений показателя обеспечивается в период реализации Госпрограммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на финансирование мероприятий по снижению социального сиротства.
Показатель определяется по формуле:
A - общее количество выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, в отчетном году в субъекте Российской Федерации, человек;
B - общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в других формах семейного устройства) в отчетном году в субъекте Российской Федерации, человек.
Источники исходных данных - данные Росстата, годовая форма N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей", утвержденная приказом Росстата от 20 июля 2011 г. N 329 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений".
Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.
4) Удельный вес безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей в общей численности детей в субъектах Российской Федерации.
Показатель характеризует уровень безнадзорности и беспризорности в субъекте Российской Федерации в отчетном году, в динамике позволяет оценивать результаты реализации проводимых субъектами Российской Федерации мероприятий по снижению безнадзорности и беспризорности.
Определяется как отношение числа безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общей численности детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации в отчетном году.
Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.
Снижение значения данного показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на финансирование мероприятий по снижению безнадзорности и беспризорности.
Показатель определяется по формуле:
A - общая численность детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек;
B - число безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек.
Источники исходных данных - данные Росстата, годовая форма N 1-ДЕТИ (соц.) "Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", утвержденная приказом Росстата от 1 апреля 2005 г. N 25 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними".
Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.
5) Доля детей, оздоровленных в рамках мер социальной поддержки в общей численности детей школьного возраста.
Показатель характеризует уровень охвата детей отдыхом и оздоровлением, позволяет в динамике оценить результаты реализации мероприятий, направленных на решения задачи обеспечения отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Определяется как отношение число детей, отдохнувших в детских оздоровительных учреждениях (лагерях) в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общей численности детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации в отчетном году.
Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.
Рост значений показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на организацию отдыха и оздоровления детей, а также за счет софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Показатель определяется по формуле:
A - общая численность детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации, человек;
B - число детей, отдохнувших в детских оздоровительных учреждениях (лагерях) в субъекте Российской Федерации, человек.
Источники исходных данных - данные Росстата, годовая форма N 1-ОЛ "Сведения о детском оздоровительном учреждении (лагере)", утвержденная приказом Росстата от 16 мая 2011 г. N 239 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)".
Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.
6) Удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов, в общей численности детей-инвалидов.
Показатель характеризует уровень охвата детей-инвалидов мероприятиями по социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, социально-трудовой реабилитации, осуществляемой в рамках социального обслуживания учреждениями социального обслуживания для детей-инвалидов в отчетном году, позволяет в динамике оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на решение задачи реабилитации детей-инвалидов.
Определяется как отношение числа детей-инвалидов, обслуженных за год учреждениями социального обслуживания семей и детей органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, к общей численности детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации, которым в отчетном году установлена ежемесячная денежная выплата.
Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.
Рост значений показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на организацию социального обслуживания детей инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения субъектов Российской Федерации.
Показатель определяется по формуле:
A - общая численность детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации, которым в отчетном году установлена ежемесячная денежная выплата, человек;
B - число детей-инвалидов, обслуженных учреждениями социального обслуживания семей и детей органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации в отчетном году, человек.
Источники исходных данных - данные годовая форма N 1-СД "Отчет территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей Российской Федерации", утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 23 ноября 2005 г. "О мониторинге ситуации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, связанной с разграничением полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; данные Пенсионного фонда Российской Федерации о численности граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.
Достижение цели подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы должно быть обеспечено посредством решения следующих задач:
сокращение бедности в семьях с детьми;
снижение семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
повышения уровня социального обслуживания детей-инвалидов;
Повышение уровня и качества жизни семей с детьми требует проведения комплексной государственной политики, обеспечивающей доступ к приемлемому уровню жизни на различных этапах жизненного цикла семьи и направленной на рост доходов семьи, совершенствование механизмов государственной социальной поддержки семей с детьми, женщин и детей, а также изменение отношения к семье, семейным ценностям.
В рамках решения поставленных задач на федеральном уровне будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование нормативной правовой базы по выплате государственных пособий семьям с детьми, предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе:
- порядка выплаты единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом "Родительская слава" и предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом "Родительская слава";
- порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;
- порядка предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в том числе создание межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних на региональном уровне с последующим представлением на федеральный и ведение единой статистической отчетности;
организация предоставления денежных выплат и пособий гражданам, имеющим детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, материнского (семейного) капитала;
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
реализация мероприятий, направленных на введение в субъектах Российской Федерации социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам для повышения доходов нуждающихся семей с детьми;
обеспечение подготовки и сопровождения замещающих семей, в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот, и организационно-методическая поддержка их деятельности;
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
развитие системы учреждений, оказывающих консультативную и психологическую поддержку семьям;
совершенствование системы статистического учета беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Предстоит обеспечить дальнейшее развитие институциональных преобразований учреждений социального обслуживания семьи и детей, законодательное закрепление равного доступа к бюджетным ресурсам организаций всех форм собственности, работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей.
Оптимизация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей будет направлена на создание многопрофильных учреждений, предоставляющих широкий спектр социальных услуг социальной, медицинской, психолого-педагогической и трудовой направленности, обеспечивающих социальное сопровождение семей с детьми и детей, которые могут попасть или уже попали в трудную жизненную ситуацию.
Комплекс мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, будет направлен на:
разработку, апробацию и распространение новых методик и технологий, направленных на сокращение детского и семейного неблагополучия, оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
развитие социально-психологической помощи детям, профилактику суицида у детей;
развитие межведомственной и межсекторной координации в решении проблем детского неблагополучия, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;
внедрение успешных моделей социальной работы с семьями с детьми и детьми на местном уровне (созданию реальной сети безопасности для ребенка), включая развитие службы социального сопровождения и "участковой социальной службы";
продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;
содействие сокращению региональных различий в уровне и качестве социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, путем размещения в средствах массовой информации публикаций, в сети Интернет о передовом опыте, накопленном в субъектах Российской Федерации, проведения конференций, "круглых столов" и пр.;
профилактика бедности семей с детьми и детской бедности, иных форм социального и физического неблагополучия семей и детей;
усиление взаимодействия с некоммерческими, коммерческими организациями, координации работы и объединению ресурсов для осуществления мероприятий и социальных проектов по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
содействие формированию в обществе нетерпимого отношения к любым формам жестокого обращения с детьми и дружественной социальной среды для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
содействие обучению и повышению квалификации специалистов, непосредственно работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе психологов, социальных педагогов и социальных работников;
внедрение форм и методов работы, способствующих преодолению изолированности детей-инвалидов и их социальной интеграции;
поддержка постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов);
поддержка становления и укрепления профессиональных сообществ специалистов, оказывающих помощь детям и семьям в трудных жизненных ситуациях;
поддержка разработки и внедрения информационных технологий для достижения целей программ (создание сайтов, программного обеспечения, ведение банков данных и т.п.);
проведение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
Реализация перечисленных мероприятий повысит эффективность мер социальной поддержки с точки зрения снижения бедности, увеличит вклад социальных выплат в сокращение уровня бедности и дефицита дохода среди семей с детьми, относящихся к категории бедных семей, позволит смягчить снижение уровня жизни семьи в результате рождения детей, создать благоприятные условия для рождения второго и последующих детей.
Решение поставленных задач будет способствовать:
поддержанию традиции уважительного и бережного отношения к родителям, укреплению института семьи;
воспитанию нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми;
обеспечению полного возврата к месту постоянного пребывания детей, самовольно ушедших из семей, детских домов, учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы:
повышение уровня жизни семей с детьми;
решение к 2015 году проблемы беспризорности;
преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,753.
В ходе реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы будет производиться корректировка параметров и плана реализации Госпрограмм в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей