Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Численность граждан, получивших единовременную денежную выплату

│ 2. Численность граждан, получивших единовременную денежную выплату │

├──────────────────────────────────────────────┬───────────┬──────────────┤

│Всего, чел. │ 3 776 119 │ 4 948 106 │

│ │ │ /131,04 │

├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────────┤

│в т.ч. по категориям граждан, отнесенным к│ │ │

│компетенции: │ │ │

├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────────┤

│Российской Федерации │ 652 810 │ 472 350 │

│ │ │ /72,36 │

├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────────┤

│субъектов Российской Федерации │ 1 138 955 │ 656 280 │

│ │ │ /57,62 │

├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────────┤

│другим категориям граждан в соответствии с│ 1 984 354 │ 3 819 476 │

│нормативными правовыми актами и региональными│ │ /192,48 │

│программами субъектов Российской Федерации │ │ │

└──────────────────────────────────────────────┴───────────┴──────────────┘

К ним относятся пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям; лица, удостоенные региональных почетных званий, имеющие особые заслуги, малоимущие граждане. Численность получателей мер социальной поддержки в денежной форме на регулярной основе, относящихся к указанным категориям населения, возросла за 2006 - 2011 годы более чем в два раза, а численность получателей единовременных денежных выплат за соответствующий период - почти в 2 раза.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации стремятся предоставлять меры социальной поддержки в денежной форме наименее обеспеченным гражданам, в том числе используя адресный подход, механизм проверки нуждаемости. Как результат, удельный вес получателей регулярных денежных выплат на основе проверки нуждаемости в общей численности получателей регулярных денежных выплат за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитанный по данным Росстата, за 2006 - 2011 годы возрос с 3,7% до 17,6%.

Помимо вышеприведенных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в денежной форме в Российской Федерации, в целях улучшения материального положения пожилых людей из числа неработающих пенсионеров им с 1 января 2010 года устанавливаются социальные доплаты к пенсии. Доплаты производятся в тех случаях, когда общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, то есть носят адресный характер.

┌───────────────┬──────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐

│ │ Численность │ Численность │Общая численность │

│ │ получателей │ получателей │ получателей │

│ │ федеральных │ региональных │социальных доплат │

│ │социальных доплат │ социальных доплат │ к пенсиям │

│ │ к пенсиям <1> │ к пенсиям <2> │ │

├───────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤

│январь 2010 │ 2 749 809 │ 2 428 060 │ 5 177 869 │

│года │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤

│январь 2011 │ 2 749 830 │ 2 402 896 │ 5 152 726 │

│года │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤

│январь 2012 │ 2 894 262 │ 2 427 190 │ 5 321 452 │

│года │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤

│июль 2012 │ 2 410 539 │ 2 465 595 │ 4 876 134 │

│года │ │ │ │

└───────────────┴──────────────────┴───────────────────┴──────────────────┘

--------------------------------

<1> Федеральная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 66 субъектах Российской Федерации.

<2> Региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам осуществляется в 16 субъектах Российской Федерации (в том числе в г. Москве, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и др.) полностью за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

В результате внедрения социальных доплат к пенсии была решена проблема бедности неработающих пенсионеров в Российской Федерации.

Отдельным категориям граждан - получателям государственной социальной помощи предоставлено право выбора мер социальной поддержки в натуральной форме в виде НСУ, включающего:

обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов <1>;

--------------------------------

<1> Вопросы обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов рассматриваются отдельно в рамках подпрограммы Госпрограммы "Развитие здравоохранения".

предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (далее - СКЛ);

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Объем бюджетных ассигнований на предоставление гражданам санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно ежегодно определяется в соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, с учетом численности лиц, сохранивших за собой право на получение данных услуг, и стоимости этих услуг.

В 2006 году стоимость набора социальных услуг составляла 474 руб. в месяц. С учетом индексации, с 1 апреля 2012 года на набор социальных услуг направляется 796 руб. в месяц, в том числе:

на оплату социальной услуги, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов - 613 руб.;

на оплату социальной услуги, предусматривающей предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний - 95 руб.;

на оплату социальной услуги, предусматривающей бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, - 88 руб.

Уровень обеспечения потребности граждан в путевках на санаторно-курортное лечение в связи с недофинансированием данной меры социальной поддержки остается невысоким.

Систематическое недофинансирование СКЛ обусловило рост отказов граждан от получения данной меры поддержки в натуральной форме. По данным Минтруда России, численность граждан, сохраняющих право на получение санаторно-курортного лечения, сократилась за 2006 - 2011 годы с 7,5 до 4,0 млн. человек. Число граждан, подавших заявление на СКЛ, снизилось за указанный период с 1,25 до 0,87 млн. человек. Численность граждан, получивших путевки, также снизилась с 0,67 до 0,42 млн. человек, а уровень обеспечения потребности граждан в путевках - с 53,6% в 2006 году до 48,5% в 2011 году.

Учитывая, что в 2012 году минимальная стоимость санаторно-курортной путевки составляет 15,8 тыс. рублей (исходя из установленной приказом Минздравсоцразвития России от 4 октября 2011 г. N 1129н стоимости пребывания одного дня в санаториях в 879,3 руб. и 18-дневного минимального количества дней пребывания в санаториях), выделенных средств достаточно для обеспечения санаторными путевками лишь порядка 280 тыс. человек (40% от потребности).

Сравнительно новым инструментом предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является технология социального контракта, реализуемая в настоящее время в ряде регионов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Камчатский край, Астраханская, Белгородская, Курганская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Тюменская, Ярославская области, г. Москва и др.).

Технология социального контракта предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации, более полную реализацию трудового потенциала семьи. Получатели государственной социальной помощи, выполняя условия программы социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения постоянных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, ослабевают иждивенческие мотивы поведения.

Государственная социальная помощь малоимущим гражданам на основе социального контракта предоставляется в виде денежных выплат (единовременных или ежемесячных), социальных услуг, жизненно необходимых товаров. Наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи в регионах является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.

Размер государственной социальной помощи на условиях социального контракта определяется с учетом финансовых возможностей регионов, в большинстве случаев целевая единовременная выплата составляет порядка 30 - 35 тысяч рублей.

Результаты практической апробации технологии социального контракта в ряде регионов Российской Федерации показывают, что эта технология имеет хорошие перспективы. Повышается эффективность оказания государственной социальной помощи путем усиления ее адресности, повышается эффективность использования финансовых и/или материальных ресурсов регионов за счет их концентрации на помощи наиболее нуждающимся гражданам (семьям). Улучшается межведомственное взаимодействие органов власти в регионах при оказании государственной социальной помощи. В ряде случаев среднедушевой доход граждан, заключивших социальный контракт, по окончании контракта возрастает на 30%.

В динамике, по данным Росстата, наблюдается тенденция сокращения численности получателей мер социальной поддержки в натуральной форме в связи с их монетизацией (выплата денежных компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, основанной на индивидуальном, адресном подходе к каждому льготнику, выплата денежных компенсаций за иные предусмотренные законодательством льготы, в том числе льгот, связанных с приобретением лекарственных средств, оплатой услуг телефонной связи, проездом на городском, пригородном и международном транспорте и пр.).

Помимо складывающейся динамики перечня категорий и численности получателей, следует отметить иные количественные характеристики мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемых в денежной форме.

1. Дифференциация размеров ЕДВ в разрезе категорий получателей мер социальной поддержки.

В 2012 году, по данным Минтруда России, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы ежемесячная денежная выплата установлена в размере 33338 рублей; гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1534,85 рублей; гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 480,57 рублей.

У инвалидов войны размер ЕДВ составляет в 2012 году 3834,65 рублей, у участников войны - 2875,98 рублей, у ветеранов боевых действий - 2 109,80 рублей.

Инвалиды I группы получают в 2012 году ЕДВ в размере 2684,75 рублей, II группы - в размере 1917,33 рубля, III группы - в размере 1534,85 рублей; дети-инвалиды - 1917,32 рублей.

Различия размеров ЕДВ в разрезе категорий получателей отражают учет особых заслуг граждан, степени утраты трудоспособности и тяжести вреда, нанесенного здоровью, в том числе, в связи с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Дифференциация размеров регулярных денежных выплат в разрезе категорий граждан, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации.

Размер ежемесячных денежных выплат у ветеранов труда в среднем по Российской Федерации, по данным Росстата, в 2011 году составлял 497 рублей, у тружеников тыла - 542 рубля, у реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий - 558 рублей. Причины подобной дифференциации аналогичны вышеизложенным.

3. Различие темпов роста размеров ЕДВ в разрезе категорий получателей.

За 2005 - 2012 годы размер ЕДВ у инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами, увеличился в 2,47 раза, у участников Великой Отечественной войны - в 2,74 раза, у инвалидов I группы - в 2,83 раза, инвалидов II группы - в 3,48 раза, инвалидов III группы - в 4,38 раза, у детей-инвалидов - в 3,49 раз.

Дифференциация темпов роста размеров ЕДВ в разрезе категорий получателей на фоне использования единых подходов к индексации их размеров (путем использования индекса потребительских цен) складывается в результате более существенного повышения первоначально установленных минимальных размеров мер социальной поддержки отдельных категорий получателей.

4. Размеры регулярных денежных выплат существенно различаются по категориям граждан, получающих регулярную денежную выплату в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в региональном разрезе. Данные Росстата за 2011 год показывают, что эти различия во многих случаях носят кратный характер.

┌──────────────────────────┬──────────────┬───────────────────────────────┐

│ Категории получателей │ В среднем по │ В том числе в субъектах │

<1> │ Российской │ Российской Федерации, │

│ │ Федерации, │ руб./месяц на одного │

│ │руб./месяц на │ получателя: │

│ │ одного ├───────────────┬───────────────┤

│ │ получателя │с максимальным │ с минимальным │

│ │ │ размером │ размером │

│ │ │ выплаты │ выплаты │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Доноры, кроме граждан, │ 227 │Амурская │Иркутская │

│награжденных знаком │ │область - 1175 │область - 60 │

│"Почетный донор России" │ │ │ │

│или "Почетный донор СССР" │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Пенсионеры, не │ 368 │Архангельская │Хабаровский │

│относящиеся к льготным │ │область - 7578 │край, │

│категориям │ │ │Ставропольский │

│ │ │ │край - 136 │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Пенсионеры из числа │ 6984 │г. Санкт- │Приморский │

│бывших государственных │ │Петербург - │край - 308 │

│служащих │ │17291 │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Лица старших возрастов │ 565 │Забайкальский │Республика │

│ │ │край - 5926 │Коми - 250 │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Лица, удостоенные │ 650 │Омская область │Брянская │

│региональных почетных │ │- 20094 │область - 266 │

│званий, имеющие особые │ │ │ │

│заслуги │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Ветераны военной службы │ 588 │Амурская │Хабаровский │

│ │ │область - 1391 │край - 100 │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Участники вооруженных │ 1677 │Еврейская │Курганская │

│конфликтов в мирное время │ │автономная │область - 298 │

│ │ │область - 3000 │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Члены семей погибших │ 2579 │Московская │Курганская │

│ │ │область - 8463 │область - 320 │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Граждане, страдающие │ 717 │Ставропольский │Воронежская │

│социально-значимыми, │ │край - 12193 │область - 117 │

│хроническими, тяжелыми │ │ │ │

│и т.п. заболеваниями │ │ │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Малоимущие граждане │ 349 │Еврейская │Чеченская │

│ │ │автономная │Республика │

│ │ │область - │- 100 │

│ │ │1343 │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Лица, имеющие низкий │ 3711 │Сахалинская │Астраханская │

│уровень индивидуального │ │область - │область - 242 │

│дохода │ │5117 │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Отдельные категории │ 843 │Чукотский │Липецкая │

│специалистов │ │автономный │область - 100 │

│ │ │округ - 4032 │ │

├──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────┤

│Студенты, учащиеся, │ 549 │Ямало- │Республика │

│школьники │ │Ненецкий АО - │Карелия - 30 │

│ │ │5250 │ │

└──────────────────────────┴──────────────┴───────────────┴───────────────┘

--------------------------------

<1> Перечень категорий граждан и их наименования приводятся в соответствии с терминологией, используемой Росстатом.

Региональные различия размеров регулярных денежных выплат в разрезе категорий граждан отражают существующие бюджетные возможности субъектов Российской Федерации, особенности демографического развития, условия и приоритеты социально-экономического развития регионов.

Динамика числа получателей и размеров мер социальной поддержки отдельных категорий граждан сопровождается ростом объемов их финансирования в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации: по данным Федерального казначейства - с 325,6 млрд. рублей в 2006 году до 1561,54 млрд. рублей в 2011 году (код расходов по ФКР - 1003) <1>. При этом имеет место исполнение не в полном объеме утвержденных сводной бюджетной росписью (с учетом внесенных изменений) показателей бюджетных расходов по статье "Социальное обеспечение населения": по федеральному бюджету в 2011 году - 93,6%; по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации - 91,8%.

--------------------------------

<1> По данному коду расходов "Расходы на социальное обеспечение населения" отражаются расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан.

Если предположить, что суммарная численность отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки в целом по Российской Федерации, по оценке, за 2006 - 2011 годы возросла с 16 до 20 млн. человек <1>, то среднедушевой размер предоставляемых им ежемесячных выплат за этот период возрос с 1696 до 6506 рублей, то есть приблизился к размеру прожиточного минимума населения страны (в 2011 году, по данным Росстата - 6369 рублей в целом по стране за год, в среднем на душу населения в месяц).

--------------------------------

<1> Точное определение общей (суммарной) численности граждан - получателей мер социальной поддержки в настоящее время невозможно в силу отсутствия соответствующего статистического учета. Разработка методологии такого учета и его организация в стране включена в перечень мероприятий Госпрограммы.

Однако, несмотря на предпринимаемые действия по развитию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, добиться их существенного влияния на снижение бедности в стране не удается, в том числе, в связи с недостаточно последовательным применением на уровне субъектов Российской Федерации адресного принципа предоставления мер социальной поддержки - при определении как категорий получателей, так и размеров предоставляемых мер социальной поддержки, а также с имеющимися бюджетными ограничениями роста их размеров.

Прогнозируя развитие ситуации, с учетом современного состояния и динамики показателей предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также данных прогноза макроэкономических и демографических показателей до 2020 года, разработанного Минэкономразвития России (по состоянию на апрель 2012 г.), можно предположить следующее.

1. В количественном измерении потребность отдельных категорий граждан Российской Федерации в мерах социальной поддержки на период действия Госпрограммы (2013 - 2020 годы) сохранится на уровне 2011 - 2012 годов и составит порядка 20 млн. человек. Некоторое сокращение численности получателей мер социальной поддержки вследствие естественной убыли лиц старших возрастов, относящихся к категориям федеральных и региональных льготников, будет компенсировано за счет ожидаемого роста численности населения старше трудоспособного возраста, увеличения количества инвалидов и детей-инвалидов (при условии сохранения сложившейся динамики показателей инвалидности), незначительного сокращения уровня абсолютной бедности, прогнозируемого до 2020 года, а также в связи с исполнением принятых обязательств, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, В результате численность получателей мер социальной поддержки и, соответственно, суммарные расходы бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение законодательно определенных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан не сократятся, в т.ч. вследствие инфляционных явлений.

2. Ожидаемое изменение социально-демографической структуры контингента получателей мер социальной поддержки на фоне прогнозируемого Минэкономразвития России роста ВВП и некоторого увеличения расходов на социальное обеспечение в процентах к ВВП предполагает изменение приоритетов в определении категорий получателей мер социальной поддержки, условий их представления, в том числе путем активизации адресной социальной поддержки бедного населения, иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, расширения сферы применения механизмов социальных контрактов, оценки нуждаемости и пр.

3. С учетом прогнозируемого изменения социально-демографической структуры получателей мер социальной поддержки потребуется дальнейшее перераспределение полномочий и соответствующих расходных обязательств в пользу субъектов Российской Федерации. При этом будут разработаны нормативные правовые, методические и информационные инструменты, обеспечивающие принятие на уровне субъектов Российской Федерации эффективных управленческих решений, связанных с организацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Развитие системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан должно осуществляться путем дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации определять категории граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи, и устанавливать критерии нуждаемости в мерах социальной поддержки, а также полномочий по осуществлению ежемесячных денежных выплат, в том числе передачи полномочий по реализации мер социальной поддержки федеральных льготников с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации с одновременной передачей источников финансирования в экономически обоснованном объеме.