Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых результатов, обобщенная характеристика основных мероприятий

II. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации подпрограммы "Модернизация и развитие

социального обслуживания населения" Государственной

программы Российской Федерации "Социальная поддержка

граждан", цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения

целей и решения задач, описание основных ожидаемых

результатов, обобщенная характеристика

основных мероприятий

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также иными стратегическими документами основными приоритетами направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения определены следующие:

модернизация и развитие сектора социальных услуг;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства;

повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.

Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации, определена цель подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы - повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения.

Показатели достижения цели:

1). Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий.

Показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, ее пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг граждан. Снижение показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения.

Определяется как отношение количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, ремонта зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общему количеству зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Показатель определяется по формуле:

В / А * 100%, где:

А - общее количество зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий в субъекте Российской Федерации в отчетном году, единиц;

В - количество зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий в субъекте Российской Федерации в отчетном году, требующих реконструкции, ремонта зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, единиц.

Источники исходных данных - форма N 3-собес (сводная), форма N 4-собес (сводная), утвержденные приказом Росстата от 11 сентября 2009 г. N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".

Снижение значений данного показателя за период реализации Госпрограммы будет обеспечиваться, главным образом, за счет мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, перспективных схем размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также финансирования из федерального бюджета расходов, связанных с деятельностью 2-х федеральных государственных учреждений социального обслуживания.

В целях решения к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе, обеспечения доступности социальных услуг, с 2016 года в рамках подпрограммы запланировано мероприятие по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Объемы дополнительных ресурсов составят:

за счет средств федерального бюджета - 30050000,00 тыс. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 30050000, 00 тыс. рублей.

Модернизация материальной базы стационарных учреждений системы социального обслуживания, помимо средств бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечиваться также за счет привлечения к инвестиционным проектам финансовых ресурсов бизнес-структур с применением механизмов государственно-частного партнерства, что потребует соответствующего изменения законодательной базы, регулирующей отношения в области концессионных соглашений.

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

2). Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в регионе.

Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Определяется как отношение среднемесячной заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций в субъекте Российской Федерации в отчетном году к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Рост значений данного показателя за период реализации Госпрограммы будет достигаться на федеральном уровне - за счет ассигнований из федерального бюджета, на уровне субъектов Российской Федерации - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации,

Показатель определяется по формуле:

В / А * 100%, где:

А - среднемесячная заработная плата в субъекте Российской Федерации в отчетном году за год, рублей;

В - среднемесячная заработная плата социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, в субъекте Российской Федерации в отчетном году за год, рублей.

Расчет показателя производится на основании данных Росстата о заработной плате работников, в том числе социальных работников на основе данных формы N П-4, утвержденной приказом Росстата от 20 июля 2010 г. N 256 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников", а также формы N ЗП-соцздрав <1>.

--------------------------------

<1> Форма федерального статистического наблюдения N 3-ЗП-соцздрав "Сведения о численности и оплате труда работников здравоохранения и социального обслуживания по категориям персонала" разработана Росстатом и находится в процессе согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

3) Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности.

Показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень привлечения негосударственных учреждений к предоставлению услуг социального обслуживания.

В динамике характеризует развитие рынка услуг социального обслуживания за счет расширения сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в сфере социального обслуживания населения.

Определяется как отношение численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания в субъекте Российской Федерации за отчетный год, к общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности в субъекте Российской Федерации за отчетный год.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Рост значений показателя по годам реализации Госпрограммы будет обеспечиваться, главным образом, за счет мероприятий, связанных с совершенствованием федерального законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.

Показатель определяется по формуле:

В / А * 100%, где:

А - общая численность граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности в субъекте Российской Федерации за отчетный год, человек;

В - численность граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания в субъекте Российской Федерации за отчетный год, человек.

Источники исходных данных - форма N 3-собес (сводная), форма N 6-собес, утвержденные приказом Росстата от 11 сентября 2009 г. N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".

Характеризовать достижение цели и решения задач подпрограммы будет также целевой индикатор Госпрограммы "Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения".

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

Предлагаемая система показателей позволяет в интегрированном виде в динамике, на основе данных официальной статистической отчетности оценивать результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения.

Для достижения цели подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:

развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;

укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.

Для решения этих задач в рамках подпрограммы "Модернизация системы социального обслуживания" Госпрограммы будут реализованы следующие основные мероприятия:

формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей совершенствование системы социального обслуживания населения в Российской Федерации;

привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев;

совершенствование системы статистического учета и отчетности, характеризующей состояние и развитие инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения, состав и численность получателей социальных услуг, результаты социального обслуживания населения;

разработка и широкое внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания населения социально и экономически обоснованных норм, нормативов, стандартов предоставления социальных услуг;

расширение форм и внедрение новых технологий организации и предоставления социальных услуг, включая персональное социальное сопровождение и профилактику попадания в трудную жизненную ситуацию;

разработка для субъектов Российской Федерации методических рекомендаций по реализации пилотных проектов развития стационарозамещающих технологий, в том числе персонального социального сопровождения граждан;

расширение сферы применения нестационарных (стационарозамещающих) форм социального обслуживания, экономически и социально более эффективных;

формирование совместно с институтами гражданского общества независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих услуги по социальному обслуживанию населения;

повышение результативности государственного контроля (надзора) в области социального обслуживания населения;

научно-методическое и аналитическое обеспечение государственной политики в сфере социальной поддержки населения;

укрепление международного сотрудничества и обмен опытом в области социального обслуживания населения;

совершенствование организации и повышение уровня оплаты труда социальных работников;

проведение Всероссийского конкурса "Лучший работник учреждения социального обслуживания";

обеспечение деятельности подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения;

предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Реализация мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы позволит, в том числе, повысить престиж профессии социальных работников за счет повышения их заработной платы, а также ежегодного проведения Всероссийского конкурса "Лучший работник учреждения социального обслуживания" с выплатой денежного поощрения призерам конкурса. Как результат, ожидается приток в организации социального обслуживания новых, молодых социальных работников, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками, что сократит существующий дефицит кадров и будет способствовать повышению уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения.

Реализация мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы, направленных на укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения, позволит привести их в соответствие со строительными, санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности. В рамках региональных перспективных схем размещения стационарных учреждений социального обслуживания субъектов Российской Федерации будут созданы стационарные учреждения с развитой инфраструктурой и широким спектром социальных услуг, предоставляемых пожилым людям, инвалидам и семьям с детьми.

Привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев будет способствовать как повышению уровня и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам, так и развитию рынков соответствующих услуг, созданию новых рабочих мест, росту занятости и обеспечению доходов работников, оказывающих социальные услуги населению.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы:

- решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе;

- формирование демонополизированного рынка услуг в сфере социального обслуживания населения;

- обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения;

- повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения.

В ходе реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы будет производиться корректировка ее параметров и плана реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны.