Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы

"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий

граждан" Государственной программы Российской Федерации

"Социальная поддержка граждан", в том числе формулировки

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Представление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является одной из функций государства, направленной на поддержание и (или) повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжести вреда, нанесенного здоровью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации включают:

меры социальной поддержки в денежной форме, в том числе ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, адресная материальная помощь в денежной форме;

меры социальной поддержки в натуральной форме, в т.ч. обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера); предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; предоставление и содержание жилых помещений; натуральную помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.);

меры социальной поддержки в форме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и др.;

меры социальной поддержки в виде предоставления услуг - медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание и пр.

Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации носит заявительный характер, базируется на нестраховых принципах и предусматривает разграничение полномочий и соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.

К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан:

инвалидов войны; ветеранов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны (участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной Войны на оборонительных объектах, на строительстве оборонительных и военных объектов);

ветеранов боевых действий;

членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий);

военнослужащих, приравненных к ним лиц и членов их семей; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

инвалидов, детей-инвалидов;

инвалидов вследствие военной травмы;

родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;

Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей;

Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией;

беженцев и вынужденных переселенцев;

медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях;

лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами;

граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР";

иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством.

К категориям граждан - получателей мер социальной поддержки, определенным федеральным законодательством и финансируемых из федерального бюджета, в подпрограмме отнесены также сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и члены их семей, а также уволенные из органов внутренних дел, военнослужащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей и приравненные к ним категории. <1>

--------------------------------

<1> К числу мер социальной поддержки этих категорий граждан в подпрограмме отнесены: расходы на погребение; пособия, выплаты и компенсации членам семей военнослужащих, а также лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию; пособия, выплаты и компенсации лицам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, а также членам их семей; подъемное пособие при переезде военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части; обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца; выплата компенсаций членам семей погибших военнослужащих" компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву; пособия лицам, являвшимся сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получившим телесные повреждения, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы, а также семьям и иждивенцам сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) в связи с осуществлением служебной деятельности; пособия, выплаты и компенсации лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, а также членам их семей; пособия, выплаты и компенсации лицам, уволенным со службы в таможенных органах, а также членам их семей; пособия лицам, досрочно уволенным из органов федеральной противопожарной службы, и членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы; компенсации лицам, являвшимся судебными приставами, утратившим возможность заниматься профессиональной деятельностью, и нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) судебных приставов; пособия гражданам, являвшимся должностными лицами таможенных органов, утратившим возможность заниматься профессиональной деятельностью, и членам семьи и иждивенцам должностного лица таможенных органов в случае его гибели в связи с исполнением служебных обязанностей; ежемесячные социальные пособия лицам, уволенным из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ без права на пенсию; единовременное пособие членам семей (лицам, находившимся на их иждивении) лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а также лицам, получившим увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, повлекшие наступление инвалидности.

Меры социальной поддержки семей и детей, в связи с их особой функцией, рассматриваются отдельно в рамках подпрограммы Госпрограммы "Социальная поддержка семьи и детей".

Компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, социальные выплаты на погребение за умерших, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, осуществляются в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие пенсионной системы".

К расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, финансируемым из региональных бюджетов, законодательством отнесены меры социальной поддержки:

ветеранов труда;

тружеников тыла;

реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

граждан пожилого возраста и инвалидов (кроме федеральных льготников);

граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

малоимущих граждан;

других категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации.

К последним, по данным Росстата, <1> относятся:

--------------------------------

<1> Перечень категорий граждан и их наименования приводятся в соответствии с данными статистического бюллетеня Росстата "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2011 году".

доноры, кроме граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР";

пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям;

пенсионеры из числа бывших государственных служащих;

лица старших возрастов;

лица, удостоенные региональных почетных званий, имеющие особые заслуги;

ветераны военной службы;

участники вооруженных конфликтов в мирное время;

члены семей погибших;

граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию;

граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими, тяжелыми и т.п. заболеваниями;

малоимущие граждане <1>;

--------------------------------

<1> Согласно указаниям Росстата по заполнению формы статистического наблюдения N 3-соцподдержка, к малоимущим гражданам относятся граждане, проживающие в малоимущих семьях, а также одиноко проживающие малоимущие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в соответствии с решением органа социальной защиты населения являются получателями государственной социальной помощи.

лица, имеющие низкий уровень индивидуального дохода;

отдельные категории специалистов, студенты, учащиеся, школьники.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках собственных полномочий самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, категории лиц, которым оказывается социальная поддержка, размеры денежных выплат, формы предоставления льгот, а также объемы средств, необходимых для реализации принятых решений.

Меры социальной поддержки отдельным категориям гражданам базируются на применении двух подходов:

категориальный подход предоставления мер социальной поддержки - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей) и (или);

адресный подход предоставления мер социальной поддержки гражданам - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в субъекте Российской Федерации величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.

Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, в связи с безупречной военной, иной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом. При этом наибольший объем льгот предоставляется Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, ветеранам, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях. Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.

Преобладающим в настоящее время является категориальный подход предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами субъектов Российской Федерации:

субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;

государственная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе в виде социальных доплат к пенсии (федеральных и региональных).

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - как "федеральных", так и "региональных" льготников, предоставляются, в основном, в денежной форме. На федеральном уровне социальная поддержка за счет средств федерального бюджета предоставляется в том числе в виде регулярных денежных выплат, в том числе в форме ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ). При этом законодательством предусмотрена возможность получения за счет части ЕДВ государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - НСУ). <1>

--------------------------------

<1> НСУ включает: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Данные Росстата позволяют оценить масштабы предоставления мер социальной поддержки граждан, относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации в форме ЕДВ, выплачиваемой Пенсионным фондом Российской Федерации. За 2006 - 2011 годы численность получателей ЕДВ в целом по Российской Федерации сократилась с 16,8 до 16,6 млн. человек (сокращение на 1,2%). Однако по отдельным категориям получателей ЕДВ динамика за рассматриваемый период различалась. Так, численность инвалидов войны за 2006 - 2011 годы сократилась с 930,6 до 505,5 тыс. человек (на 46%), ветеранов Великой Отечественной войны - с 413,6 до 269,3 тыс. человек (на 35%), что обусловлено, главным образом, естественной убылью лиц старших возрастов. В то же время, за этот период увеличилась численность инвалидов; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан, а также сохранения практически неизменной численности детей-инвалидов. Как следствие, суммарная численность получателей ЕДВ в целом по Российской Федерации снизилась незначительно.

На региональном уровне меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации также, в основном, в виде денежных выплат, - как регулярных, так и единовременных (разовых) - в связи с юбилейными событиями, праздниками, либо в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию или иными обстоятельствами.

Денежные выплаты за счет бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются категориям граждан, определенным как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации. Последние, таким образом, получают дополнительные, по отношению к установленным федеральным законодательством, меры социальной поддержки, что способствует повышению уровня и качества их жизни. Однако расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в результате возрастают.

Как следует из приводимых ниже данных Росстата, за 2006 - 2011 гг. численность получателей денежных выплат за счет бюджетов субъектов Российской Федерации возрастает, главным образом, за счет расширения категорий и численности реципиентов, определенных нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации.

┌──────────────────────────────────────────────┬───────────┬──────────────┐