Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы

"Модернизация и развитие социального обслуживания

населения" Государственной программы Российской Федерации

"Социальная поддержка граждан", в том числе формулировки

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Социальное обслуживание населения, как одно из составляющих социальной поддержки населения, представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отношения в сфере социального обслуживания населения в настоящее время регулируются Федеральными законами от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Действующие законы), от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Действующие законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. На их основе в субъектах Российской Федерации сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 14 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов.

По данным федерального статистического наблюдения на 1 января 2012 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов включает 4165 государственных учреждений:

1417 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 865 домов-интернатов общего типа, 488 психоневрологических домов-интернатов, 10 реабилитационных центров для инвалидов, 23 дома милосердия, 31 геронтологический центр;

129 стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов;

38 социально-оздоровительных центров;

4 центра социального обслуживания на дому с 12 отделениями;

2197 центров социального обслуживания, в том числе 1441 комплексный центр социального обслуживания населения (в состав которых входят 510 отделений временного проживания, 834 отделения дневного пребывания, 1234 прочих отделений). При центрах социального обслуживания как самостоятельные учреждения функционируют 11312 отделений социального обслуживания на дому, 1542 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому, 1992 отделения срочного социального обслуживания на дому, 687 социально-реабилитационных отделений;

150 учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий;

230 специальных домов для одиноких престарелых на 1393 социальных квартир.

Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием. Так, в 2010 году, по данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, стоимость предоставления социальных услуг на дому в расчете на одного человека составляла в среднем по Российской Федерации 26 120 руб. в год, в стационарных условиях - 193 551,98 рублей в год (в 7,4 раза больше).

В 2011 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены надомные услуги 1 299 340 гражданам пожилого возраста и инвалидам (в 2006 году - 361 987 гражданам), специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги 108 455 гражданам (в 2006 году - 150 464 граждан), отделениями срочного социального обслуживания - 12 643 216 гражданам (в 2006 году - 11 434 693 гражданам).

Востребованность надомного социального обслуживания населения подтверждается сохраняющейся в течение последних лет очередностью на их получение. Несмотря на заметное снижение очередности (2006 год - свыше 131 тыс. человек, 2011 год - около 18 тыс. человек), она остается высокой.

Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в целом по Российской Федерации на 1 января 2012 г. составило 249 127 единиц.

В результате проведенной оптимизации сети и сокращения издержек на содержание административного аппарата общее количество стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также детей-инвалидов сократилось за 2006 - 2011 годы с 1664 до 1548 единиц. При этом суммарная численность граждан, получивших социальные услуги в указанных учреждениях, несколько увеличилась - с 266 тыс. чел. в 2006 году до 267 тыс. чел. в 2011 году.

Несмотря на тенденцию к сокращению, наметившуюся в последние годы, очередь на социальное обслуживание в стационарных учреждениях сохраняется. По состоянию на 1 января 2012 года ожидают места в стационарных учреждениях социального обслуживания населения:

17,8 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 8,8 тыс. человек ожидают место более года;

0,5 тыс. детей-инвалидов, в т.ч. 0,2 тыс. человек ожидают место более года.

Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий в субъектах Российской Федерации создана сеть учреждений различного типа, в том числе дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и пр., где нуждающимся предоставляется возможность для постоянного либо временного пребывания. За 2006 - 2011 годы число таких учреждений в целом по стране возросло со 125 до 150 единиц, при этом численность лиц без определенного места жительства и занятий, получивших услуги в этих учреждениях, сократилась - с 99,3 до 93,5 тыс. человек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя полномочия по социальному обслуживанию населения, совершенствуют условия предоставления социальных услуг, расширяют спектр оказываемых социальных услуг, внедряют в работу с населением новые социальные технологии.

Субъектами Российской Федерации в 2011 году приняты региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, а также разработаны и утверждены перспективные схемы размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года.

Перспективными схемами практически всех субъектов Российской Федерации, наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания пожилых людей, намечено развитие надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг (стационарозамещающих технологий), как социально и экономически более эффективных, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров для помощи пожилым на дому, расширение сферы применения мобильных бригад социального обслуживания и др.

К числу стационарозамещающих технологий, внедренных в ряде субъектов Российской Федерации, относятся, например, такие социальные технологии, как "Стационар на дому", "Приемная семья для пожилого человека", "Мобильная комплексная диспетчерская служба", "Хоспис на дому", "Службы сиделок", предоставление социально-реабилитационных услуг для постинсультных больных на дому, социальный патронат и др.

В 2011 году субъектами Российской Федерации на реализацию перспективных схем размещения стационарных учреждений социального обслуживания было затрачено около 2,5 млрд. руб., в том числе 2,2 млрд. руб. - средства региональных бюджетов, 0,2 млрд. руб. - средства Пенсионного фонда Российской Федерации, 0,1 млрд. руб. - средства благотворителей и иные источники.

Результатом явилось:

строительство 18 новых зданий и сооружений по современным типовым проектам в 16 субъектах Российской Федерации, обеспечивающих существующий и ожидаемый в перспективе спрос пожилых людей на стационарное социальное обслуживание, переселение пожилых людей из аварийных и ветхих зданий, а также из закрываемых домов-интернатов малой вместимости (расположенных в отдаленных местностях, не способных из-за отсутствия кадровых ресурсов обеспечить предоставление социальных услуг высокого качества, в том числе социально-медицинских);

модернизация, реконструкция 109 существующих зданий и сооружений в 37 субъектах Российской Федерации, - с целью повышения качества и безопасности предоставления социальных услуг пожилым гражданам, приведения их в соответствие с действующими государственными стандартами социального обслуживания населения, строительными, санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности;

перепрофилирование 19 стационарных учреждений социального обслуживания в 15 регионах Российской Федерации, - с целью удовлетворения повышенного спроса пожилых граждан на определенные социальные услуги (например, дома-интернаты общего типа - в психоневрологические интернаты);

развитие новых форм стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста - предоставление жилья в 1660 социальных квартирах, а также специальных домах для пожилых людей с комплексом служб социально-бытового назначения в 18 регионах Российской Федерации;

создание в стационарных учреждениях социального обслуживания дополнительно 1885 койко-мест, отвечающих современным стандартам.

В результате реализации в 2011 году субъектами Российской Федерации мероприятий по развитию сети стационарных учреждений социального обслуживания, определенных перспективными схемами, улучшились условия жизни более чем у 4000 пожилых людей и инвалидов.

С 2008 года дополнительным источником финансовых средств, направляемых на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, является предоставление субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

За 2008 - 2011 годы на реализацию социальных программ субъектов Российской Федерации Пенсионным фондом Российской Федерации направлено в субъекты Российской Федерации 3 658,5 млн. руб., в том числе на укрепление материально-технической базы 1465 учреждений социального обслуживания населения - 2439,7 млн. рублей. Из них на ремонт учреждений социального обслуживания населения израсходовано 1419,7 млн. руб., на их оснащение технологическим оборудованием и предметами длительного пользования - 96,0 млн. руб., на строительство новых объектов этих учреждений - 742,1 млн. рублей.

В 2011 году субсидии израсходованы на общую сумму 947,58 млн. руб., из них на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, в том числе оснащение автомобильным транспортом мобильных бригад, функционирующих при учреждениях социального обслуживания - 762,41 млн. руб.

Мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в рамках вышеуказанных социальных программ осуществлялись в 79 субъектах Российской Федерации. Проведены ремонт 216 объектов и строительство 7 объектов учреждений социального обслуживания населения, приобретены технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 91 учреждения. В результате улучшены условия проживания около 50 тыс. пенсионеров, увеличена вместимость учреждений социального обслуживания на 1003 койко-места.

В 62 субъектах Российской Федерации приобретены 628 автомашин для оснащения мобильных бригад 606 учреждений социального обслуживания населения, оказывающих неотложные социальные и медико-социальные услуги пожилым людям.

Работа социальных служб на мобильной основе организована практически во всех субъектах Российской Федерации.

В 2012 году также предусмотрено предоставление Пенсионным фондом Российской Федерации субсидий по тем же направлениям расходования и за счет того же источника, что и в 2011 году, на общую сумму в 1 млрд. рублей.

Приоритетным направлением деятельности по совершенствованию социального обслуживания населения остается создание безопасных и качественных условий для круглосуточного проживания в стационарных учреждений граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов.

Для устранения выявленных нарушений и осуществления мероприятий по усилению пожарной безопасности в 2011 году субъектами Российской Федерации привлечены из различных источников средства в размере порядка 900 млн. руб. Повсеместно проведена инвентаризация учреждений социального обслуживания с компактным проживанием престарелых, инвалидов и детей-инвалидов, в ходе которой проведена оптимизация сети действующих учреждений социального обслуживания населения, созданы и актуализируются единые реестры таких учреждений.

Объемы финансирования мероприятий, связанных с социальным обслуживанием населения, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, согласно данным Федерального казначейства, ежегодно увеличиваются:

2006 год - 117,09 млрд. руб., в т.ч. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 109,27 млрд. руб.

2007 год - 147,52 млрд. руб., в т.ч. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 136,36 млрд. руб.

2008 год - 190,15 млрд. руб., в т.ч. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 184,92 млрд. руб.

2009 год - 230, 34 млрд. руб., в т.ч. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 223,51 млрд. руб.

2010 год - 260,06 млрд. руб., в т.ч. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 253,70 млрд. руб.

2011 год - 292,81 млрд. руб., в т.ч. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 283,90 млрд. руб.

Благодаря росту бюджетных ассигнований создаются условия для увеличения расходов на социальное обслуживание населения, связанного с ростом численности обслуживаемых граждан, улучшением условий предоставления услуг, инфляцией.

Однако реализуемые за счет средств бюджетной системы Российской Федерации мероприятия не сопровождаются повышением уровня и качества социального обслуживания населения, удовлетворяющим потребности граждан.

К числу существенных недостатков современной системы социального обслуживания населения, не обеспечивающих предоставление социальных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, относятся следующие.

1. Устаревшая законодательная база, регулирующая отношения в области социального обслуживания населения. Нормы Действующих законов не согласуются по многим принципиальным вопросам с новыми федеральными законами, не соответствуют практике социального обслуживания населения, отработанной и доказавшей эффективность в субъектах Российской Федерации, а также позитивному зарубежному опыту.

2. Устаревшая материальная база учреждений социального обслуживания населения. В 2011 году из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан, требовали реконструкции 5,72%; находились в аварийном состоянии 0,8%, в ветхих зданиях 1,98%. Площадь спален в большинстве домов-интернатов, особенно психоневрологических, не соответствует действующему нормативу (7 кв. м).

3. Дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения, в том числе, в связи с низким уровнем оплаты их труда. Численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения в последние годы снизилась в связи с проведенными в субъектах Российской Федерации в 2008 - 2010 годах мероприятиями по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе в системе социальной защиты населения, а также мероприятиями по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Результатом оптимизации явилось сокращение штатной численности социальных работников системы социальной защиты в целом по Российской Федерации за 2009 - 2011 годы с 214,1 до 208,5 тыс. человек, фактической численности - с 198,3 до 193,1 тыс. человек.

Уровень укомплектованности штатов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения при этом не повысился и находится на уровне 92,6% в среднем по Российской Федерации. Дефицит кадров социальных работников сохраняется в 2011 году в 71 субъекте Российской Федерации. Основная причина - низкий уровень оплаты труда социальных и медицинских работников.

В 2011 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 8 400 руб. или 35,5% к уровню среднемесячной заработной платы по Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации среднемесячная заработная плата социальных работников имеет недопустимо низкий уровень - в Курганской области - 4 611 руб., Алтайском крае - 4 682 руб., Орловской области - 4 787 руб., Оренбургской области -4 992 руб.

Предоставление качественных и доступных социальных услуг в системе социального обслуживания населения сдерживается также иными причинами, в т.ч.:

сохраняющимся невысоким уровнем стандартизации социального обслуживания населения, неразвитостью системы научно-обоснованных норм и нормативов, используемых при его организации;

преимущественно сметным характером финансирования государственных учреждений социального обслуживания населения;

ограниченным участием негосударственных организаций в социальном обслуживании населения. По данным Росстата, в 2011 году в целом по Российской Федерации действовало 33 негосударственных стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) (в 2006 году - 13), социальных служб, основанных на негосударственной собственности - 15 (в 2006 году - 29). Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в негосударственных стационарных учреждениях социального обслуживания, за 2006 - 2011 годы возросла с 2,6 до 3,9 тыс. человек. Число лиц, получивших социальные услуги в негосударственных социальных службах, не связанных с постоянным проживанием, сократилось за этот период с 33,8 до 20,4 тыс. человек.

Необходимость решения существующих проблем в системе социального обслуживания населения Российской Федерации предопределяют направления и содержание мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы.

Наряду с этим, в рамках данной подпрограммы учитываются и прогнозируемые параметры развития системы социального обслуживания населения до 2020 года.

Прогноз развития системы социального обслуживания населения в рамках Госпрограммы до 2020 года сформирован с учетом следующих положений.

1. С учетом складывающихся тенденций демографического развития Российской Федерации в 2013 - 2020 годах ожидается увеличение численности населения старше трудоспособного возраста. Согласно инновационному варианту демографического прогноза Минэкономразвития России (версия по состоянию на апрель 2012 года) в 2013 - 2020 численность населения старше трудоспособного возраста возрастет с 33,3 до 37,7 млн. человек. Согласно прогноза Росстата численность населения старше трудоспособного возраста в 2020 году составит 37,5 млн. человек (высокий вариант прогноза). <1>

--------------------------------

<1> Данные приведены на сайте Росстата по адресу: http://www.gks.ru/free doc/new_site/population/demo/progn3.html.

2. Число граждан старше трудоспособного возраста, получающих услуги в стационарных учреждениях системы социального обслуживания населения по данным за 2006 - 2011 гг. сравнительно стабильно и составляет 131 - 132 тыс. человек, - 48 - 49% общей численности граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов, получающих услуги в стационарных учреждениях системы социального обслуживания населения Российской Федерации.

3. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, получающих услуги в стационарных учреждениях системы социального обслуживания населения в общей численности населения Российской Федерации старше трудоспособного возраста составляет, по данным за 2006 - 2011 гг., в среднем 0,43 - 0,45%.

4. Доля лиц старше трудоспособного возраста, получающих услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания в общем числе граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов - получателей услуг системы социального обслуживания населения Российской Федерации составляет к началу 2012 года 2,0%.

5. По расчетам Минтруда России на основе приведенных выше данных к 2020 году численность населения старше трудоспособного возраста, нуждающегося в стационарном социальном обслуживании возрастет, и составит, при различных вариантах прогноза, порядка 160 тыс. человек (прирост, по сравнению с уровнем 2012 года - 28 - 29 тыс. человек).

6. Общая численность населения, нуждающегося в стационарном социальном обслуживании (граждане пожилого возраста, инвалиды и дети-инвалиды) при различных вариантах прогноза составит в 2020 году в среднем 330 тыс. человек (прирост, по сравнению с уровнем 2012 года - около 60 тыс. человек.).

7. Общая прогнозируемая численность граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании во всех формах, составит в 2020 году, соответственно, 16,5 млн. человек (прирост, по сравнению с уровнем 2012 года - 2,5 млн. человек).

8. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в 2011 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", 8,1% лиц в возрасте старше 65 лет, не состоящих на социальном обслуживании в органах социальной защиты населения, хотели бы встать на социальное обслуживание. <1>

--------------------------------

<1> Данные приведены на сайте Росстата по адресу: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/kn-ujn/tabl2.html

9. Спрос населения на социальное обслуживание в прогнозируемый период (2013 - 2020 гг.) будет формироваться также с учетом тенденций изменения параметров материального, социального и физического неблагополучия населения, в том числе заболеваемости, инвалидности, состояния психического здоровья граждан и др. Добиться позитивных сдвигов в этих направлениях возможно, в том числе, в рамках профилактических мероприятий по преодолению физиологической и психологической уязвимости населения, включаемых в соответствующие Государственные программы Российской Федерации - "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Доступная среда на 2011 - 2015 гг.".

Как следует из вышеизложенного, в связи с влиянием прогнозируемых демографических и иных факторов, к 2020 году ожидается значительное увеличение числа граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, что учитывается в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Госпрограммы.