I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Антарктика - практически полностью покрытый льдами континент и окружающие его морские пространства в южной полярной области Земли, отличающиеся суровыми климатическими условиями и не имеющими постоянного населения, уникальна не только с географической точки зрения. Начиная со второй половины XX века этот регион стал важным элементом современной системы международных отношений.
Основные принципы международно-правового режима Антарктики -мирное решение проблемы территориальных претензий, провозглашение ее зоной мира, свободной от ядерного и других видов оружия, а также территорией, где запрещена любая деятельность военного характера, обеспечение свободы научных исследований и широкого международного сотрудничества, а также сохранение континента в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки, предопределяют роль и место этого региона в мировой политике.
Антарктика также обладает огромным ресурсным потенциалом. В частности, запасы водных биоресурсов в антарктических водах многократно превосходят их суммарные запасы в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В будущем по совокупности биоресурсы Антарктики смогут обеспечить устойчивый долговременный рост добычи (вылова) водных биоресурсов для отечественного рыболовства при наращивании добывающих мощностей промыслового флота Российской Федерации.
Россия как государство, продолжающее правосубъектность СССР, активно участвовавшего в формировании и развитии системы международных отношений в Антарктике, объективно заинтересована в том, чтобы здесь поддерживались мир и стабильность, сохранялись условия для ведения обширной научной деятельности, по многим направлениям которой отечественные ученые добились уникальных результатов общемирового значения. Постоянное и активное присутствие России в этом регионе позволяет принимать авторитетное участие в решении всех вопросов, связанных с Антарктикой.
Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана обеспечивается начиная с 1956 года экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции, руководство и контроль за деятельностью которой возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-экспедиционными и научно-исследовательскими судами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, а также научно-промысловыми судами Федерального агентства по рыболовству. Российская антарктическая экспедиция проводит в Антарктике комплексные межведомственные исследования по проектам, предусмотренным федеральной целевой программой "Мировой океан" ведомственными аналитическими и целевыми программами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства по рыболовству, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального космического агентства и Российской академии наук.
В 90-е годы прошлого века по целому ряду объективных причин Российская Федерация не могла поддерживать в Южном полярном регионе статус одного из лидеров антарктического сообщества, который уверенно занимал СССР. Снижение практической деятельности России в Антарктике происходило на фоне активизации национальных антарктических программ других государств, прежде всего тех, кто заявил территориальные претензии в регионе, что не могло не отразиться на существовавшем долгие годы балансе межгосударственных отношений в Антарктике.
Ситуацию позволило изменить постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 годах". Предпринятые меры не только активизировали экспедиционную деятельность России в Антарктике, но и значительно укрепили ее политические позиции в системе Договора об Антарктике.
Это соответствует и положениям Концепции внешней политики Российской Федерации, одобренной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. N Пр-1440, в которой говорится, что эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностях участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.
Анализ деятельности Российской Федерации в Антарктике показал несоответствие современного состояния и характера развития деятельности России по исследованию и использованию Антарктики внешнеполитическим задачам, стоящим перед Российской Федерацией, основным тенденциям в антарктической деятельности ведущих мировых держав и развитию ситуации в регионе в целом и позволил определить следующие системные проблемы деятельности Российской Федерации в этом регионе:
ограниченность спектра и недостаточное развитие по отношению к мировому уровню проводимых комплексных научных исследований Антарктики, приводящие к серьезному отставанию отечественных работ, особенно в области астрофизики, микробиологии и биопроспектинга;
серьезное отставание в проведении морских научных исследований с целью изучения климатообразующей роли вод и льдов Южного океана, их влияния на глобальные природные процессы и их изменчивость, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштаба, а также обеспечения безопасности мореплавания;
физический и моральный износ отечественной экспедиционной антарктической инфраструктуры, созданной, в основном, в 70-е - 80-е годы XX века, особенно капитального и временного служебно-жилого фонда, горюче-смазочных материалов, морской, авиационной и наземной гусеничной техники;
значительное отставание от передовых зарубежных стран в приборном и технологическом оснащении натурных антарктических исследований;
недостаточное использование возможностей российских антарктических станций для осуществления научных программ, связанных с исследованиями космического пространства, например, установки в Антарктике станций сбора данных измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга навигационной системы ГЛОНАСС;
несовершенство системы подготовки кадров и недостаточность мер материального и морального стимулирования участников Российской антарктической экспедиции;
значительные объемы отходов жизнедеятельности российских (советских) антарктических станций и сезонных полевых баз, накопленных в регионе с 1956 года, нуждающихся в вывозе в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договоре об Антарктике.
В рамках подпрограммы "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике" (далее - подпрограмма) предполагается внедрение результатов и дальнейшее развитие направлений, предусмотренных в рамках подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики", включенной в состав федеральной целевой программы "Мировой океан" после завершения реализации этой программы, а также обеспечение текущих работ, проводимых Российской антарктической экспедицией.
Приоритетные задачи и направления развития деятельности Российской Федерации в Антарктике определены Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу. Указанной Стратегией определен перечень основных мероприятий по ее реализации, сроки их реализации и ответственные исполнители.
К приоритетным задачам развития деятельности Российской Федерации в Антарктике относятся, в частности:
всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике;
оценка роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;
обеспечение космической деятельности Российской Федерации;
развитие комплексных научных исследований в Антарктике;
охрана окружающей среды Антарктики;
модернизация и реорганизация экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей