III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для решения задачи 1 предусматриваются следующие основные мероприятия:
1.1. "Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение совершенствования регулирования в области охраны окружающей среды";
1.2. "Информационно-аналитическое обеспечение совершенствования регулирования в области охраны окружающей среды";
1.3. "Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение выполнения международных обязательств".
В рамках основного мероприятия 1.1 предусматриваются:
разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение функционирования эффективной системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на принципах наилучших доступных технологий и технологического нормирования;
разработка мер экономического стимулирования снижения негативного антропогенного воздействия, в том числе совершенствование механизмов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, включая пересмотр базовых нормативов платы и дополнительных коэффициентов, определение методологии оценки затрат на природоохранные мероприятия;
проведение научных исследований и разработок, направленных на повышение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, в том числе:
разработка предложений по нормативному правовому регулированию производства, использования и утилизации озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей, в том числе механизмов стимулирующих сокращение потребления озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и минимизации их негативного воздействия на окружающую среду;
разработка предложений по совершенствованию воздухоохранной деятельности, в том числе методов нормирования, оценки качества атмосферного воздуха и прогнозирования его изменения с учетом прогнозов социально-экономического развития;
разработка комплекса мер по направлению "Биоремедиация" Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года;
разработка предложений по установлению технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов;
разработка мер, направленных на поэтапное ужесточение технологических нормативов по выбросам и сбросам, стимулирующих спрос на техническую продукцию биоэнергетики, произведенную из отходов птицеводства, животноводства, растениеводства, пищевой промышленности и предприятий топливно-энергетического комплекса на этапе производства, хранения, транспортирования и дистрибуции нефти и нефтепродуктов, угля и углехимии;
обеспечение деятельности Российской Федерации в рамках подготовки и последующему выполнению обязательств в рамках Глобального соглашения по ртути;
разработка предложений по установлению экологических требований к процессам проектирования, производства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации продукции;
разработка комплексной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами, направленной на привлечение инвестиций в развитие сектора утилизации и переработки отходов производства и потребления, в том числе в развитие энергетической утилизации отходов;
разработка предложений по целесообразности внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты, стимулирующих использование современных биотехнологий в целях решения экологических задач (снижения уровня загрязнения окружающей среды).
В рамках основного мероприятия 1.2 предусматривается информационно-аналитическое обеспечение повышения качества экологической безопасности в целом, в том числе совершенствования правил обращения с отходами. В частности, предусматривается проведение работ по следующим направлениям информационно-аналитического обеспечения:
разработка предложений по совершенствованию нормирования (оценки) негативного воздействия на окружающую среду на основе внедрения наилучших существующих технологий;
информационно-аналитическое обеспечение государственного кадастра отходов;
информационно-аналитическое сопровождение в части реализации мероприятий по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности (за исключением радиационного ущерба);
разработка предложений к сводам правил и перечням национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения экологических требований технических регламентов;
разработка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности электроэнергетики;
разработка механизмов экономического и правового стимулирования увеличения использования экологически безопасных возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации;
разработка предложений по совершенствованию механизмов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе пересмотр базовых нормативов платы и дополнительных коэффициентов;
разработка предложений по методологии оценки затрат на природоохранные мероприятия;
подготовка информационно-аналитических материалов о реализации органами исполнительной власти мероприятий в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
разработка предложений по совершенствованию государственного экологического надзора.
Внедрение наилучших доступных технологий, повышение экологической эффективности российской экономики требует существенных инвестиций. Выделение целевого государственного софинансирования разработки, апробации и внедрения новых экологически чистых технологий позволит существенно ускорить развитие экологичных производств, развитие рынка экологических товаров и услуг, создаст новые конкурентные преимущества для российской экономики.
В рамках основного мероприятия 1.3 будет осуществляться разработка, мониторинг и оценка мер государственного регулирования, направленных на выполнение международных обязательств в сфере охраны окружающей среды, в том числе морской среды. В рамках совершенствования государственного регулирования предусматривается анализ и разработка предложений к проектам комплексного развития прибрежных территорий и акваторий морей и океанов, находящихся в юрисдикции Российской Федерации. Кроме того, предусматривается научно-методическое обеспечение подготовки национальных докладов в соответствии с положениями международных соглашений в сфере охраны морской среды, подготовка проекта обоснований по присоединению к Протоколу по тяжелым металлам, Протоколу по стойким органическим загрязнителям, Протоколу по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, разработка информационно-аналитических материалов, обеспечивающих участие Российской Федерации в межправительственном переговорном комитете по разработке глобального юридически обязательного соглашения по ртути.
Для решения задачи 2 предусматриваются следующие основные мероприятия:
1.4. "Совершенствование нормативного правового регулирования в части снижения негативного воздействия на атмосферный воздух";
1.5. "Создание комплексной системы государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей на территории Российской Федерации";
1.6. "Ведение реестра углеродных единиц".
В рамках основного мероприятия 1.4 предусматривается подготовка нормативных правовых актов, направленных на:
совершенствование воздухоохранной деятельности, в том числе методов учета, нормирования, оценки качества атмосферного воздуха и прогнозирования его изменения при территориальном планировании и принятии градостроительных решений, а также при составлении прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Федеральных округов и субъектов Российской Федерации;
установление технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов;
обеспечение функционирования системы постоянной оценки негативного воздействия на Арктику источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных на территории Российской Федерации;
установление экологических требований к процессам проектирования, производства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации продукции, в том числе являющейся источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
разработку сводов правил и перечней национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения экологических требований технических регламентов;
совершенствование механизмов взимания платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе пересмотр базовых нормативов платы и дополнительных коэффициентов;
определение методологии оценки затрат на природоохранные мероприятия, в том числе направленные на снижение выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
разработку предложений по снижению выбросов парниковых газов в промышленности.
Основное мероприятие 1.5 реализуется в целях обеспечения экологической безопасности и выполнения международных обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, путем:
внедрения системы учета потребления озоноразрушающих веществ (реестр участников внешнеэкономической деятельности, реестр производителей озоноразрушающих веществ, реестр организаций, имеющих установки по регенерации и уничтожению озоноразрушающих веществ);
установления требований к производству, потреблению озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
установления количественных ограничений на потребление (ввоз, вывоз, производство) озоноразрушающих веществ;
определения правил производства, регенерации и уничтожения озоноразрушающих веществ (разработка технических регламентов и нормативов);
использования экономических механизмов, стимулирующих к переходу на использование озонобезопасных веществ и развитию технологий производства озонобезопасных веществ и продукции, не содержащей озоноразрушающих веществ;
создания системы государственного контроля за оборотом озоноразрушающих веществ, включающего контроль за соблюдением количественных ограничений, правил производства, регенерации и уничтожения озоноразрушающих веществ, контроля достоверности данных учета;
установления мер ответственности за несоблюдение установленных требований к обороту озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей.
В рамках реализации данных мероприятий потребуется гармонизация принципов стран Таможенного союза при реализации международных обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, с сохранением национальных интересов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата нормативное правовое регулирование и ведение российского реестра углеродных единиц для обеспечения учета введения в обращение, хранения, передачи, приобретения, аннулирования и изъятия из обращения единиц сокращения выбросов, сертифицированного сокращения выбросов, установленного количества и абсорбции, а также для переноса единиц сокращения выбросов, сертифицированного сокращения выбросов и установленного количества. Оптимизация ведения российского реестра углеродных единиц предусматривается в рамках основного мероприятия 1.6.
Для решения задачи 3 предусматриваются следующие основные мероприятия:
1.7. "Совершенствование нормативного правового регулирования ликвидации прошлого экологического ущерба";
1.8. "Рекультивация территорий бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г. Чапаевск);
1.9. "Ликвидация прошлого экологического ущерба на архипелаге Земля Франца-Иосифа и иных приоритетных проектов в сфере ликвидации экологического ущерба от прошлой и иной хозяйственной деятельности";
В рамках основного мероприятия 1.7 будет разработана нормативная правовая база, регулирующая организационные и финансовые вопросы ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности.
В рамках основного мероприятия 1.8 будет обеспечена ликвидация экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" в г. Чапаевске Самарской области.
В рамках основного мероприятия 1.9 предусматривается проведение работ по ликвидации ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, на архипелаге Земля Франца-Иосифа (сбор и вывоз бочкотары, рекультивация земель). Также предусматривается реализация мероприятия по ликвидации последствий прошлой хозяйственной деятельности нефтегазодобывающего комплекса в дельтовой части реки Печора на территории государственного природного заповедника "Ненецкий". В рамках указанного мероприятия планируется реализация и ряда других первоочередных проектов.
Для решения задачи 4 предусматриваются следующие основные мероприятия:
1.11. "Захоронение промышленных отходов (взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Полигон", г. Томск)";
1.12. "Строительство завода по уничтожению токсичных отходов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (государственное унитарное предприятие "Полигон "Красный бор");
1.13. "Реализация проектов в сфере использования и обезвреживания отходов";
Реализация мероприятия 1.11 обеспечит повышение мощности объектов открытого акционерного общества "Полигон" по приему неутилизируемых высокотоксичных промышленных отходов Томской области и сопредельных субъектов Российской Федерации, будет способствовать повышению экологической безопасности Томской области и снижать риски экологического ущерба окружающей среде от токсичных отходов промышленного производства.
В рамках мероприятия 1.12 будет обеспечено решение проблемы уничтожения токсичных отходов, образованных на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В рамках мероприятия 1.13 предусматривается реализация мероприятий по ликвидации полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" бывшего производства открытого акционерного общества "Оргстекло" и ликвидации шламонакопителя "Белое море" на территории Нижегородской области.
В рамках реализации данного мероприятия также будет обеспечена координация деятельности органов государственной власти, осуществляющих проекты, направленные на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления. В результате реализации мероприятия будет обеспечен эффективный межрегиональный обмен опытом и лучшей практикой в данной сфере, осуществлена взаимоувязка мероприятий, планируемых на территориях различных субъектов Российской Федерации.
В рамках решения задачи 5 планируется проведение следующих основных мероприятий:
1.14. "Проведение комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области охраны окружающей среды";
1.15. "Лабораторное, экспертное, информационное и материально-техническое обеспечение федерального государственного экологического надзора";
1.16. "Научно-методическое обеспечение государственного экологического надзора";
В рамках основного мероприятия 1.14 будут обеспечены организация и проведение проверок в рамках федерального государственного экологического надзора центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В рамках основного мероприятия 1.15 предусматриваются:
лабораторное обеспечение федерального государственного экологического надзора;
экспертное сопровождение работ в области начисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
информационное обеспечение экологического нормирования;
информационное обеспечение федерального государственного экологического надзора;
материально-техническое обеспечение проведения государственного экологического надзора во внутренних морских водах и на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках основного мероприятия 1.16 будут проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на научно-методическое обеспечение проведения государственного экологического надзора и совершенствование процедур и методов государственного экологического надзора.
В рамках решения задачи 6 предусматривается реализация следующих мероприятий:
1.17. "Обеспечение разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в том числе в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных)";
1.18. "Проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня";
1.19. "Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области экологической экспертизы, в том числе, проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня".
В рамках реализации основного мероприятия 1.17 будет обеспечено выполнение функций по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух; трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, лицензированию деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также эксплуатация государственной информационной системы государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
В рамках реализации основного мероприятия 1.18 будет обеспечено проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня с учетом совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей предмет и порядок проведения государственной экологической экспертизы.
В рамках основного мероприятия 1.19 будет обеспечен контроль за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы.
На решение всех задач подпрограммы направлено основное мероприятие 1.10 "Реализация проекта МБРР "Развитие единой государственной системы экологического мониторинга". В рамках мероприятия в целях реализации положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" будет осуществляться деятельность по созданию и развитию государственного фонда данных государственного экологического мониторинга. Реализация основного мероприятия позволит повысить репрезентативность данных и информации государственного экологического мониторинга как основы государственной политики в области природоохранной деятельности. Предусматривается разработка организационно-правового, методологического и технологического обеспечения государственного фонда данных экологического мониторинга, создание технической структуры государственного фонда данных экологического мониторинга, апробирование методологии, принципов организации сбора и обработки информации с учетом передовой международной практики и подходов к организации государственного экологического мониторинга в регионах Российской Федерации.
Основное мероприятие 1.20 "Реализация проектов по строительству и реконструкции сооружений по очистке отходящих газов в промышленности, сельском хозяйстве и секторе жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено к реализации за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В случае выделения дополнительных ресурсов предусматривается реализация инвестиционных проектов, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников прежде всего в городах с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы приведена в приложении N 3 к Государственной программе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей