Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.4. Развитие архивного дела

Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, насчитывающего сотни миллионов единиц хранения за период с начала XI в., российские архивы играют значимую роль в сохранении документальной памяти государства и общества, пополнении информационных ресурсов и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям. Их деятельность способствует укреплению федерализма, формированию гражданского общества, становлению правового государства.

За десятилетия реформ в целом удалось сохранить оставшуюся от советского времени систему публичных архивов, которая сегодня разделена на три уровня - федеральный (15), региональный (204) и муниципальный (2263). Сегодня в них работает около 13,5 тыс. чел., в том числе 2,5 тыс. чел. - в федеральных архивах.

В рамках проведенной реструктуризации бюджетного сектора архивы, как и во всем цивилизованном мире, сохранили статус государственных и муниципальных организаций (как правило, казенных учреждений). Их действующая сеть близка к оптимальной.

Наряду с архивными учреждениями бюджетного сектора в процессе социально-экономических реформ в стране впервые сформировалось и успешно действует значительное число негосударственных (частных) архивов, обеспечивающих сохранность и использование документов негосударственного сектора.

Сложившаяся система управления архивным делом в стране примерно соответствует моделям, которые существуют в развитых странах мира. Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом сопоставим или превосходит уровень большинства государств на постсоветском пространстве.

В настоящее время Российская Федерация значительно отстает от развитых стран мира по уровню материально-технического оснащения архивов, степени внедрения в них современных информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) и, особенно, социальной защищенности работников архивов.

Кроме того, разделение в 2004 г. функций реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в архивной отрасли и, как следствие, к не всегда оправданной ликвидации самостоятельности отдельных уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, сокращению числа государственных и муниципальных архивов, что отрицательно сказалось на организации архивной деятельности в ряде регионов и муниципальных образований.

Масштабные преобразования последнего десятилетия привели к созданию новой законодательной базы регулирования архивного дела, росту информационного потенциала архивов за счет открытия больших массивов ранее недоступных документов и приема новых документов, внедрению в архивное дело современных, прежде всего, информационных технологий.

В последнее десятилетие модернизация инфраструктуры архивной отрасли обеспечила получение определенных позитивных результатов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Построено или реконструировано 20 специализированных архивных зданий, во многих архивах успешно внедряются современные информационные технологии. В целом российские архивы стабильно обеспечивают сохранность сконцентрированных в них документов и свободный доступ к ним путем предоставления их подлинников и копий в читальных залах, а также посредством широкого экспонирования историко-документальных выставок и издания документальных сборников по актуальной исторической тематике. Существенную роль в расширении доступа к архивным документам и возможностей работы с ними играют проводимое архивами на постоянной основе рассекречивание архивных документов и их комплектование (пополнение) новыми комплексами документов.

В начале XXI в. помимо проблем, которые остались от советского периода, российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием ИКТ, переходом к постиндустриальному обществу. К числу наиболее значимых из них следует отнести:

1. Недостаточное материально-техническое обеспечение архивов, ведущее к возможным безвозвратным утратам архивных документов.

Из 3170 зданий (помещений) государственных и муниципальных архивов только 207 (6 процентов) являются специально построенными для нужд архивного хранения.

В большинстве архивов имеющиеся системы пожарной защиты либо физически и морально устарели, либо выработали свой ресурс.

2. Острый недостаток свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ, что негативно сказывается на сохранности документов ликвидированных государственных органов и организаций.

Из-за отсутствия свободных площадей хранилищ не могут быть приняты в государственные и муниципальные архивы около 4,7 млн. дел, сроки временного хранения которых в организациях истекли. К сожалению, темпы строительства зданий государственных архивов не отвечают растущим потребностям архивной отрасли. В целом по стране дефицит площадей архивохранилищ составляет около 120 тыс. кв. м.

3. Правовая неурегулированность проблемы комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации.

4. Неготовность архивов удовлетворить в полном объеме потребности юридических и физических лиц в архивной информации, услугах архивов и обеспечить реализацию прав граждан на получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации.

5. Относительно низкий уровень информатизации архивов, не позволяющий в условиях глобализации мировых информационных потоков и опережающего развития ИКТ оказывать государственные услуги в электронном виде, а также организовать прием, использование и хранение электронных документов, образующихся в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

6. Несовершенство существующей на сегодня системы рассекречивания архивных документов, носящей чрезмерно трудоемкий и неоперативный характер, не позволяющей организовать массовое рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.

7. Сложная кадровая ситуация, характеризующаяся сокращением числа работников архивов, падением их профессионального уровня, старением трудовых коллективов, что обусловлено, в значительной мере, их слабой социальной защищенностью.

Так, только 6,5 процента работников государственных архивов субъектов Российской Федерации имеют профильное историко-архивное и/или документоведческое образование. Укомплектованность кадрами в них составляет 67 процентов. При этом доля руководителей и специалистов-архивистов пенсионного возраста достигает 36 процентов, текучесть кадров составляет 10 - 13 процентов.

К существующим сегодня ограничениям в области архивного дела можно отнести:

отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе, пренебрежительное отношение в общественном сознании к архивному делу, низкий социальный и общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в целом;

отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства;

ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками, влекущее за собой разрыв архивного дела и делопроизводства, ослабление связей государственных архивов и ведомственных архивных служб в области организации и нормативно-методического обеспечения управления документацией, параллельное существование бумажного и электронного делопроизводства.