Структура отрасли культуры Российской Федерации в 2011 г.
──────┬───────────────────────────────────────┬────────────────────────────
N │ Типы учреждений культуры │ Количество учреждений, ед.
п/п │ │
──────┴───────────────────────────────────────┴────────────────────────────
2. Учреждения культурно-досугового типа 44 978
5. Самостоятельные коллективы 176
в том числе музеи-заповедники 108
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры.
Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий.
Многоканальное цифровое телевидение, сеть Интернет, мобильная телефония, разного рода устройства (гаджеты) в корне трансформировали культурную жизнь в первую очередь молодого поколения в городе и деревне. Процессы глобализации культуры сочетаются со все большим разнообразием культурных практик.
Культура включает не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции и ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в государственной политике и их интересов.
Стремительно развиваются коммерческие формы культуры и развлечения, находящиеся вне сферы влияния не только Минкультуры России, но и других государственных органов. В этой связи финансовые органы нередко усматривают возможность сокращать бюджетное финансирование сферы культуры. Для сохранения баланса между различными формами творчества и культурной деятельности, для противовеса коммерциализации сферы культуры, у которой есть и позитивная и негативная сторона, финансирование "высокой" культуры, культуры малых народов и немногочисленных культурных сообществ должно увеличиваться в соответствующей пропорции. В противном случае возникает риск утраты тех ценностей, которые составляют основу национального единства и многообразия российской культуры.
По сравнению с началом 1990-х годов число театров выросло почти на 40 процентов. При всей внушительности этих цифр количество театров и объемы театрального предложения по-прежнему не покрывают потребности населения страны. По развитию сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Только в 20 процентах российских городов есть свой театр. В половине регионов России нет театров юного зрителя.
За последние 20 лет количество филармоний и самостоятельных коллективов в России выросло со 153 до 318 единиц. Однако, несмотря на рост числа концертных организаций, количество концертов на протяжении этого периода снижалось. За период с 1990 года по 2010 год число филармонических концертов сократилось более чем наполовину.
За двадцать пять лет количество симфонических оркестров выросло почти в три раза и составило 74 единицы, однако это количество не соответствует даже числу субъектов Российской Федерации. При этом наличие разветвленной сети симфонических оркестров - один из важнейших показателей развития академической музыкальной сферы. Так, в Германии на сегодняшний день функционируют 166 таких коллективов.
Крайне недостаточным является количество музеев-заповедников (всего 108 по всей России). Половина субъектов Российской Федерации вообще не имеют таких учреждений. Помимо отсутствия разветвленной сети музеев-заповедников следует отметить их недостаточное типовое разнообразие.
Значительное сокращение наблюдается по сети культурно-досуговых учреждений (на фоне мировых тенденций, которые свидетельствуют о перемещении рабочих мест в сферу культуры из других отраслей экономики). Число учреждений культурно-досугового типа (в том числе с киноустановками) сократилось по сравнению с началом 1990-х годов - с 72,6 тысяч (62,3 тысяч в сельской местности) в 1990 году и до 46,6 тысяч (41,1 тысяч на селе) в 2010 г., в связи с чем доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Российской Федерации. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли. Практически во всех развитых странах доля расходов на культуру значительно выше (по экспертным оценкам в 2013 году в России эта доля составит 0,53 процента ВВП). Для сравнения: более 1 процента в ВВП составляют государственные расходы на культуру во Франции (1,7 процента), в Дании (1,7 процента), Испании (1,8 процента), Эстонии (2,3 процента), Словении (1,8 процента) и др. <1>.
--------------------------------
<1> Источник: National accounts at a glance 2011. OECD 2011.
Достаточно остро стоят проблемы, связанные с состоянием материально-технической базы циркового искусства. Высокие тарифы на услуги транспорта, на тепло- и электроэнергию, другие коммунальные услуги приводят к невозможности своевременно и в достаточном объеме вести работу по созданию новых цирковых номеров, аттракционов, программ.
Ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устареванием применяемых технологий и форм работы, ухудшением материально-технического оснащения (так, аудио и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях стала хуже имеющейся у граждан в личном пользовании).
Острая нехватка репертуара для детей и юношества - не только культурная, но и важная социальная проблема. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без соответствующего предложения, культурные институты рискуют остаться в будущем без зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей.
Продолжает углубляться разрыв между федеральными, региональными и муниципальными органами культуры, ухудшается снабжение субъектов Российской Федерации специальной литературой, сокращается количество научно-практических конференций, сужаются каналы методической помощи, уменьшается количество научно-исследовательских работ по проблемам культурно-досуговой деятельности.
По состоянию на 1 января 2012 г. в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся всего 35,7 процентов памятников истории и культуры (если не учитывать археологические памятники, то этот показатель будет выше - примерно 60 процентов). Остальные имеют неудовлетворительное состояние, при этом 8 тыс. объектов культурного наследия (или более 9 процентов от общего числа памятников архитектуры, истории и монументального искусства) имеют аварийное и руинированное состояние. Только за 2011 год было утрачено 35 объектов культурного наследия.
Главной проблемой является недостаток средств на проведение не только текущих, но и противоаварийных ремонтных и консервационных работ <1>. По оценке специалистов, объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет примерно 40 процентов от уровня начала 1990 годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается.
--------------------------------
<1> Усугубляет бедственное положение памятников система финансирования ремонтно-реставрационных работ, когда при проведении тендеров, как правило, существует лишь один стоимостной критерий, в результате чего реставрационные работы проводят люди и фирмы, не имеющие опыта и специальных знаний.
Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественного уровня, традиционно присущего отечественной кинематографии как части российской культуры. Киноиндустрия пока не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений.
Проблема повышения качества отечественной кинопродукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках решается путем повышения культурного и художественного уровня авторского кинематографа, поиском новых тенденций, форм, обогащением существующего кинематографического языка.
Одной из проблем кинопроизводства в России является оснащение киностудий и павильонов современным оборудованием. В связи с этим необходима государственная финансовая поддержка технического переоснащения подведомственных Минкультуры России студий.
В настоящее время российская киноиндустрия испытывает недостаток высококвалифицированного персонала (как творческих работников, так и специалистов вспомогательного состава). Эта проблема решается путем создания киношкол, привлечением специалистов мирового уровня к преподаванию, активным поиском новых талантов.
С целью повышения доли присутствия российской кинопродукции в прокате необходима выработка законодательных механизмов, сочетающих административное воздействие на киновидеозрелищные организации с мерами экономического стимулирования этих организаций к увеличению количества сеансов показа российских фильмов.
С учетом действующего законодательства о межбюджетных отношениях для реализации социальной функции государства в области культуры необходимо введение критерия обеспеченности кинопоказом жителей российских городов, который будет стимулировать муниципальные власти к строительству и реконструкции кинотеатров как за счет муниципальных бюджетов, так и на основе государственно-частного партнерства.
Для обеспечения равного доступа всех категорий граждан страны к произведениям искусства и культуры необходимо регулярно проводить субтитрирование <1> отечественных кинофильмов для слабослышащих и тифлокомментирование <2> для слабовидящих граждан.
--------------------------------
<1> Субтитрирование фильмов для инвалидов по слуху - дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и/или световыми сигналами.
<2> Тифлокомментирование - это целевая информация, подготовленная для слепых (слабовидящих) для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая из-за слепоты недоступна (или малодоступна) слепым (слабовидящим).
Продолжает нарастать дефицит квалифицированных кадров, требуемых для проведения необходимых реставрационных работ фондов музеев и библиотек.
В системе культурно-досуговых учреждений наблюдаются тенденции "старения" и снижения квалификации кадров, роста несоответствия их профессиональных знаний и умений вызовам сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовать бизнес-планы учреждений, находить общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами.
Отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов, могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств, разрабатывать и успешно осуществлять совместные культурные проекты.
Требуют улучшений аспекты правового регулирования сферы культуры, связанные с:
определением прав человека и гражданина в сфере культуры;
определением отношений в сфере образования в области культуры;
установлением социальных гарантий для творческих работников;
организацией и развитием государственно-частного партнерства в области культуры;
законодательным закреплением новых организационно-правовых форм организаций культуры (многофункциональные культурные и образовательные комплексы и др.);
защитой интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях, ответственности информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права.
В сфере культуры занято 855 тысяч человек. При этом уровень оплаты труда работников культуры крайне неудовлетворителен. По состоянию на 1 января 2012 года не выявлено ни одного субъекта Российской Федерации, в котором размер средней заработной платы работников учреждений культуры доведен или превышает размер средней заработной платы в соответствующем регионе. Особенно острая ситуация наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности. Средняя зарплата в учреждениях культуры субъектов Российской Федерации за 2011 год составила 11 149 рублей или 47 процентов от средней зарплаты по экономике региона.
Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства является одним из признаков становления гражданского общества. Негосударственные организации культуры весьма разнообразны как по масштабам, так и по характеру своей деятельности. Вместе с тем, на сегодняшний день полноценный рынок культурных услуг не сформирован, и негосударственные организации не способны составить конкуренцию государственному сектору.
Совокупные результаты деятельности в области культурного сотрудничества <1> (включая объемы предоставленных культурных услуг, условия доступа населения к культурным ценностям и участию в культурнойжизни, условия пользования учреждениями культуры и др.), которую осуществляют субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации, низки по сравнению с лучшей международной практикой, не соответствуют потенциалу отрасли культуры и постоянно растущему спросу на культурные продукты. Региональные диспропорции в данных результатах продолжают заметно усиливаться.
--------------------------------
<1> Проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства.
Меры, предпринимаемые субъектами приграничного культурного сотрудничества Российской Федерации, как правило, недостаточно системны и носят преимущественно эпизодический характер. Межведомственное взаимодействие, осуществляемое субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры, находится на низком уровне.
При перемещении культурных ценностей через таможенные посты приграничных субъектов Российской Федерации возникают трудности, связанные с пограничным контролем, визовым режимом и таможенным оформлением. Высока стоимость транспортных и визовых расходов.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала России в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа страны как в ее границах, так и за рубежом.
Реализация такого подхода предполагает:
качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;
усиление развития регионального компонента в культуре, содействие внедрению программно-целевых механизмов на региональном и местном уровнях управления сферой культуры;
преодоление значительного отставания учреждений культуры России в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек и архивов;
реализацию мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
повышение эффективности управления отраслью культуры на всех уровнях управления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей