Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.5. Организация и проведение мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества

1.5. Организация и проведение мероприятий,

посвященных значимым событиям российской культуры

и развитию культурного сотрудничества

С развитием глобальных политических и экономических интеграционных процессов в мире значение сотрудничества в области культуры существенно возросло.

Сфера культуры является неотъемлемой составляющей способности общества решать возникающие политические, социальные, экономические, экологические и другие проблемы, связанные с обеспечением устойчивого развития страны.

Вовлечение в общекультурные процессы российских регионов, сохранение единого культурного пространства, обеспечение творческого взаимодействия остается одной из приоритетных задач государственной культурной политики.

Ежегодно при поддержке Минкультуры России осуществляется до 40 гастрольных туров ведущих театральных коллективов по городам России и до 15 - ведущих музыкальных коллективов.

При непосредственной поддержке и участии Минкультуры России за последние 15 лет создана и активно развивается система театральных и музыкальных фестивалей, которая является основой для формирования экспертного мнения о состоянии, проблемах и перспективах развития исполнительского искусства. За последние годы лучшие спектакли - участники и лауреаты всероссийских театральных фестивалей и смотров, были представлены более чем в 30 городах России, включая Дальний Восток.

С 2008 года в рамках выделения субсидий из федерального бюджета Союзом театральных деятелей России осуществляется комплексная программа по поддержке развития театральной деятельности. Одним из приоритетных направлений программы являются меры по стимулированию гастрольной деятельности как на территории России, так и с привлечением русских театров стран СНГ и Балтии.

Международное культурное сотрудничество играет важную роль в обеспечении доступа населения к культурно-историческому наследию Российской Федерации и других стран, способствуя активному обмену между народами и межкультурному диалогу и предоставляя новые возможности для самовыражения, современной культуры, творческих индустрии, а также сохранения и развития традиций.

В настоящее время российские творческие организации достаточно активно сотрудничают с зарубежными дирижерами, музыкальными исполнителями, режиссерами, сценографами, кураторами выставок и другими специалистами. Приглашение иностранных творческих деятелей для реализации творческих проектов, равно как и участие иностранных творческих коллективов в фестивалях, конкурсах, выставках стало нормой для российской культурной жизни. В данном случае среди мер по дальнейшему развитию такого сотрудничества можно назвать внесение изменений в законодательство с целью облегчения возможности привлечения для работы в организациях культуры и искусства иностранных специалистов.

Наряду с этим в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798 стоит задача приглашения в Российскую Федерацию молодых специалистов и создания на базе российских организаций культуры и искусства международных культурных центров. Эта работа будет вестись с учетом творческого потенциала ведущих российских организаций культуры и искусства.

Одним из главных направлений деятельности государства в области международного культурного сотрудничества является создание и укрепление позитивного образа России за рубежом средствами культуры, путем организации и проведения высокопрофессиональных, масштабных и качественных российских культурных акций в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Основными государственными приоритетами в рассматриваемой сфере остается работа по сохранению общего культурно-информационного пространства в рамках СНГ и Союзного государства, поддержка соотечественников за рубежом, развитие двусторонних и многосторонних культурных обменов со странами Европы, Америки, Азии и Африки, участие в деятельности межправительственных комиссий и международных организаций, а также работа по обновлению и укреплению нормативно-правовой базы в области международного культурного сотрудничества.

Минкультуры России осуществляет культурные связи почти со 100 странами мира. Из них около 70 стран, включая страны СНГ, Европы, Азии, Африки и Америки, проявляют постоянную заинтересованность в дальнейшем развитии и расширении культурных связей с Россией. Этому во многом способствуют внешнеполитические успехи российской дипломатии, авторитет руководства нашего государства и возрастающий интерес к России как к стране с богатейшими культурными традициями, всемирно признанным первенством в области исполнительского искусства различных жанров (от классической музыки, балета и хореографии до современного циркового и изобразительного искусства и т.п.), и как к государству, обладающему уникальными музейными коллекциями и шедеврами мирового искусства. Все это, наряду с лучшими образцами кинематографического искусства прошлых лет и современности, является важным элементом создания положительного образа России за рубежом.

Особо выделяются группы стран, относящихся к числу стратегических партнеров России, и тех стран, отношения с которыми носят приоритетный характер:

страны, входящие в Содружество Независимых Государств;

страны Европы, а также Китай, Индия и Бразилия;

страны АСЕАН и Тихоокеанского региона;

страны американского континента;

страны Ближнего и Среднего Востока и Африки.

За последние десять лет в Российской Федерации все отчетливее проявляется тенденция к более активному вовлечению организаций культуры всех форм собственности в международное культурное сотрудничество по различным направлениям деятельности.

Вместе с тем в этом процессе возникают следующие проблемы:

отсутствие четко выраженной государственной политики в области международного культурного сотрудничества;

недостаточное развитие прямых связей организаций культуры с зарубежными партнерами, слабая их включенность в международные культурные сети;

проведение совместных культурных проектов и развитие сетей партнерства испытывает крайний недостаток в бюджетном и внебюджетном финансировании;

организации культуры испытывают острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для развития контактов с субъектами международного культурного сотрудничества и осуществления совместных культурных проектов;

при перемещении культурных ценностей через таможенные посты возникают трудности, связанные с пограничным контролем, визовым режимом и таможенным оформлением. Высока стоимость транспортных и визовых расходов;

недостаточная информационная и научно-методическая государственная поддержка международного культурного сотрудничества;

качество и эффективность управления международным культурным сотрудничеством в Российской Федерации не соответствуют требованиям, обусловленным целями и задачами модернизации национальной экономики и преобразования социально-культурной сферы страны.