Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Подпрограмма "Туризм" направлена на решение задачи 2 "Повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма" Программы.

На современном этапе развития мировой экономики туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей. Для многих стран и регионов туризм является основной отраслью специализации и устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают экономическую и социальную значимость туризма, которая отражается в формировании валового внутреннего продукта, создании новых рабочих мест, обеспечении продуктивной занятости населения, повышении доходов бюджетов всех уровней и др.

Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и международного туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т.д.

Туристский комплекс страны составляют более 12 тысяч гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тысяч памятников истории и культуры, 108 музеев-заповедников и 142 национальных парка.

На территории Российской Федерации действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения.

В настоящее время в стране функционируют более 150 горнолыжных комплексов, а количество людей, увлекающихся горнолыжным спортом, приближается к 2,5 млн. человек, из них около 2 млн. человек предпочитают российские горнолыжные курорты.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов.

Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны.

На территории Российской Федерации сложились как традиционные туристские центры со специализацией на определенном виде туризма (гг. Москва, Санкт-Петербург), так и признанные межрегиональные продукты и маршруты (Золотое Кольцо, круизы по реке Волге).

Туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.

На сегодняшний день основными проблемами, препятствующими развитию въездного туризма, являются:

высокая стоимость туров в Россию (высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень);

недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта, дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;

недостаточная реклама туристских возможностей России за рубежом;

необходимость оформления и сама процедура получения туристских виз;

неблагоприятный имидж России за рубежом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ;

невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров и др.

К этому следует добавить неразвитость в большинстве районов страны транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, состояние аэропортов и т.д.). Достаточно сказать, что по опросу, проводившемуся Росстатом среди иностранных туристов, больше всего нареканий у них вызывает именно качество транспортного обслуживания при переездах внутри страны.

Перечень этих проблем можно продолжить, но главное, что в совокупности они ведут к снижению конкурентоспособности российского турпродукта на мировом туристском рынке с точки зрения соотношения цены и качества туристских услуг. Особенно динамично растут цены на пассажироперевозку железнодорожным и авиационным транспортом, на проживание в гостиницах, посещение музеев и на услуги питания. В результате цена стандартного недельного тура для иностранцев с посещением Москвы, Золотого кольца или Санкт-Петербурга превысила приемлемый для большинства европейских туристов рубеж в 1,5 тыс. евро. Эта сумма соответствует стоимости десятидневного тура в более отдаленные страны, такие как Китай, Индия, на островные курорты и значительно превышает цены на туры в страны Восточной Европы.

В немалой степени такая динамика цен на туры в Россию в части их транспортной составляющей объясняется ростом цен на топливо. Но в Европе, например, эта тенденция частично гасится за счет развития низкобюджетных авиаперевозок и скоростного железнодорожного сообщения. В России и то, и другое развивается медленно. Кроме того, дефицит гостиниц туристского класса, в частности, уровня трех звезд, в совокупности с ростом эксплуатационных затрат, в частности, коммунальных платежей, а также налогов ведут к ежегодному росту цен на гостиничные услуги на 15 процентов и более. В последние годы гостиничное строительство несколько активизировалось, особенно в отношении строительства гостиниц бизнес-класса и малых отелей. Но более эффективными остаются капитальные вложения в строительство жилья, офисных и торговых зданий. Одновременно наметилась тенденция роста строительства гостиниц и покупки рекреационной недвижимости российскими инвесторами за рубежом. Поэтому создание конкурентоспособной индустрии гостеприимства в России в сжатые сроки возможно лишь при условии существенного улучшения инвестиционного климата в целом и в сфере туризма в частности.

Еще одной серьезной проблемой является обеспечение комплексности застройки курортных территорий и рекреационных зон. Землеотвод мелкими участками и хаотичная застройка многих привлекательных, с туристской точки зрения, городов и районов России резко ограничивает возможность создания на их базе современных курортов и крупных туристских центров.

Ряд проблем существует и в области внутреннего туризма.

Спрос на туристские поездки по стране среди россиян увеличивается, но расширению географии туристских потоков препятствуют динамично растущие цены на услуги того же транспорта и средств размещения. Всю Германию на комфортабельном скоростном поезде пересечь дешевле, чем проехать то же расстояние в плацкарте по России. Стоимость суточного пребывания в пансионатах уровня трех звезд в высокий сезон сопоставима с ценой пребывания в турецком отеле 4 - 5 звезд, работающем по системе "все включено" "all inclusive". Положение спасают растущие пока реальные доходы населения и ускорившийся в последние годы рост цен на поездки на зарубежные курорты, связанный с топливными надбавками, а также с активным обновлением материальной базы этих курортов. Кроме того, статистический учет внутренних туристских потоков, особенно в части самодеятельного туризма, не налажен. Но если в ближайшие годы ситуация на российском туристском рынке не изменится, продолжится активное перераспределение потоков в пользу выездного туризма.

Показателен тот факт, что в большинстве туристски развитых стран основная часть туроператоров занимается внутренним и въездным туризмом. В России же из около 5 тыс. туроператоров, включенных в федеральный реестр на первом этапе обеспечения финансовых гарантий, только около 1,5 тыс. зарегистрировались как туроператоры по внутреннему туризму. А из остальных, зарегистрировавшихся в качестве международных туроператоров, менее 10 процентов реально занимаются туризмом въездным. То есть, основная часть российского турбизнеса занимается выездным туризмом, поскольку, с учетом политики, проводимой в других странах в области развития туризма, работать в этой сфере проще, чем на внутреннем российском рынке, или заниматься приемом иностранных туристов.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 процента, валютных поступлений - 14 процентов.

Прогноз показывает, что к 2020 году число международных туристских прибытий должно составить 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн. человек будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями к 2020 году может составить до 76:24. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой - 717 млн. туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, третье займет Америка - 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200 процентов.

По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI в. прогнозируются наивысшие темпы развития туризма, при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. человек в год, что составляет 2,9 процента в виде доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. человек, 1,9 процента в виде доли в мировом потоке туристов). Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.

Одним из приоритетных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, повышение конкурентоспособности российской туристической отрасли, что требует более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма на основе принятия комплекса соответствующих мер.

Необходимые результаты могут быть достигнуты за счет совершенствования и диверсификации существующего турпродукта, развития новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров.

Туристский кластер в ближайшие годы будет являться локомотивом социально-экономического развития: одним из самых мощных генераторов увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса.

Основными направлениями, увеличивающими доходность туристской отрасли, являются:

увеличение количества повторных посещений - 80 процентов туристов возвращаются в Париж повторно и не раз, 77 процентов туристов, посетивших Великобританию, приезжают туда снова;

увеличение продолжительности нахождения гостей в стране - сегодня не хватает крупных современных аттракций, которые могли бы удержать гостей на более длительный период и дополнили бы богатейшее культурно-историческое наследие;

более равномерное распределение туристских потоков "географически", нивелирование сезонности - большая часть доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа.

Необходимым и решающим фактором конкурентоспособности отрасли туризма сегодня является ее широкое присутствие в сети Интернет, причем уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в онлайн среде.

За предыдущие годы был сделан качественный скачок в области продвижения России на целевых рынках в качестве туристской дестинации, тем не менее, интенсивность продвижения национального турпродукта остается низкой в сравнении с европейскими аналогами.

Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы "Туризм", направленной на создание условий развития сферы туризма и туристской деятельности, в том числе создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на международном рынке. Сфера реализации подпрограммы "Туризм" охватывает следующие направления деятельности:

развитие внутреннего туризма;

развитие международного туризма.