1.4. Поддержка творческих инициатив населения, а также выдающихся деятелей, организаций в сфере культуры, творческих союзов
1.4. Поддержка творческих инициатив населения,
а также выдающихся деятелей, организаций в сфере культуры,
творческих союзов
Необходимым условием сохранения отечественной культуры является совершенствование механизмов поддержки творческих инициатив.
Стимулирование творческого процесса служит одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры. Это направление расходов бюджетных средств, по которому ясно выражается результат, заключающийся в непосредственном создании культурного продукта.
Наличие разнонаправленных тенденций и течений в современной культуре, активное развитие новейших технологий, становление рыночных отношений и деидеологизация искусства привели в последние десятилетие к тотальному изменению процессов, обусловливающих развитие отрасли, системы взаимоотношений государства и творческой личности, механизмов ее социального функционирования.
Изменения в современном культурном процессе повлекли за собой изменения в структуре субъектов творческой деятельности. Наряду с уже давно существовавшими творческими союзами, возникли новые творческие институции - художественные галереи и музеи, театральные и музыкальные антрепризы, общественные и частные фонды, ассоциации и другие как государственные, так и негосударственные структуры. Далеко не все из них нашли свое место в текущем культурном процессе, многие прежде существовавшие оказались вытеснены из правового и экономического поля, другие сохранились и укоренились в новом пространстве.
Ориентация на различные общественные круги способствует кардинальной автономизации направлений деятельности этих организаций, препятствует их конструктивному взаимообмену. Свою роль здесь играют сложные имущественные вопросы, отсутствие современной нормативной законодательной базы. Особо следует подчеркнуть возрастающую роль государства, призванного выступить в роли консолидирующей силы, стимулирующей определение общих принципиальных позиций и направлений деятельности, как профессиональных творческих союзов, так и других институций, существующих в отрасли.
В сложившейся ситуации государственная культурная политика и стратегия Минкультуры России в частности, не могли не измениться. Отказ от государственного идеологического контроля над культурной жизнью привел к необходимости создания новой системы взаимодействия с традиционными партнерами - творческими союзами, направленной, в первую очередь, на поддержку творчества, развитие его прогрессивных тенденций, сохранение традиций отечественной культуры. При этом полноценное функционирование художественной культуры предполагает наличие в общественном пространстве всех сегментов культурного процесса, на которые распространяется сфера внимания и влияния государства. Нельзя не учитывать, что на сегодняшний день "центр тяжести" работы с мастерами искусств, в том числе их профессиональная, социальная и правовая поддержка, переместился в сферу деятельности творческих союзов и профессиональных ассоциаций.
Политика выстраивания взаимодействия государства и профессиональных ассоциаций призвана охватывать все направления, существующие на сегодняшний день в искусстве, и стимулировать появление новых инициатив, не только корректировать ситуацию в современном культурном пространстве, но и создавать гарантии гражданских прав и социальной защищенности творческой личности.
Для решения этих задач представляется важным:
создание долгосрочных программ сотрудничества с общественными и творческими организациями, которые смогут повысить степень влияния государственных структур как проводников государственной политики в области культуры;
формирование в стране единого культурного пространства через реализацию совместно с творческими союзами в регионах культурных программ, принципиальных для развития сферы культуры;
включение современного отечественного искусства в мировой культурный контекст с использованием конструктивного опыта творческих союзов, связанных с реальной практикой, имеющих жесткие критерии и структурированную систему профессионального отбора;
возрождение на новом этапе практики государственных заказов в различных областях искусства как реального инструмента стимулирования культурного процесса;
социальная поддержка творчества мастеров искусств в форме грантов, государственных стипендий, субсидий на развитие деятельности творческих союзов и адресную материальную помощь творческим работникам, что является на сегодняшний день важнейшим инструментом участия государства в деле поддержки профессионального творчества и служит не только гарантом сохранения и развития исторической традиции, но и механизмом проведения государственной политики в данной области.
Государственные стипендии для выдающихся деятелей культуры, искусства России и талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений существуют в течение 20 лет и положительно себя зарекомендовали как программа оказания социальной поддержки творческим работникам. Стипендии учреждены Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 483 "О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений". В рамках данной программы ежегодно на конкурсной основе присуждаются 1000 стипендий для наиболее социально незащищенных слоев творческих работников - лиц преклонного возраста и талантливой молодежи, работающих в регионах России. Конкурсный отбор проводится коллегиальными органами профильных творческих союзов по направлениям, причем членство в союзе не является обязательным требованием к кандидату. В соответствии с пунктом 1н Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2015 году количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов будет увеличено до 4000, увеличится и размер каждой стипендии. При этом вновь выделяемые стипендии будут рассчитаны только на молодых творческих деятелей.
Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798 будет учреждена специальная стипендиальная программа с целью стимулирования длительного сотрудничества (от года до трех) молодых специалистов востребованных творческих профессий с региональными организациями.
Большой общественный резонанс получила внедренная в 2007 году система оказания государственной поддержки творческим союзам за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, которые предназначены для оказания материальной помощи творческим работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, малообеспеченностью, одиночеством, неспособностью к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом. С 2009 года этот вид ежегодной материальной помощи предназначается и для поддержки деятелей культуры старшего поколения, имеющих почетные звания СССР и Российской Федерации в области культуры и искусства.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 310-р и от 24 марта 2009 г. N 356-р бюджетные ассигнования на данные цели предусмотрены в объеме 160 млн. рублей в год. Начиная с 2007 года данный вид материальной помощи оказан более чем 12 тысячам пенсионеров.
Субсидии выделяются ежегодно 24 творческим союзам в общей сумме 160 млн. рублей. Предполагается поддержание данного показателя на этом же уровне.
Эффективным механизмом государственного стимулирования являются премии Правительства Российской Федерации и гранты Президента Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована многоуровневая система, предусматривающая выделение грантов Президента Российской Федерации и дополнительной государственной поддержки (грантов) Правительства Российской Федерации ведущим российским творческим коллективам. Каждый из получателей указанных грантов является уникальным творческим институтом, достоянием отечественной культуры, безусловным лидером в своем направлении.
Наряду с этим типом государственной поддержки творческой деятельности во исполнение пункта 1 "н" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" будут увеличены средства на финансирование системы грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798 будут учреждены гранты на реализацию творческих проектов региональных, муниципальных, а также независимых творческих организаций. Гранты предполагается выделять в форме межбюджетных трансфертов и субсидий сроком на один год по итогам конкурсного отбора представленных соискателями творческих программ. При этом в приоритетном порядке предполагается поддерживать проекты молодых творческих объединений, экспериментальных и независимых коллективов, работающих в регионах Российской Федерации.
Это особенно важно для развития независимого от государства некоммерческого частного сектора в культуре, что является одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка независимых некоммерческих организаций - это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства.
Следует признать, что современным авторам более комфортно себя ощущать во вновь созданных структурах, свободных от условностей и канонов, существующих в традиционных культурных институтах. Именно поэтому современное искусство тяготеет к созданию новых - независимых от государства организаций. На современном этапе они являются своего рода "локомотивами" развития отрасли, наиболее яркие достижения которых используются затем и в государственных организациях. Эта особенность должна быть учтена при определении подходов к поддержке современного искусства.
Успешно функционирующих частных культурных институтов сегодня достаточно много. Эти коллективы вносят собственную краску, талантливую и яркую, в палитру культурной жизни России. Так, среди частных театров есть коллективы, составляющие гордость российской сцены, пропагандирующие высокие завоевания российского сценического искусства за рубежом.
Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок культурных услуг не сформирован, и частные организации культуры не способны составить реальную конкуренцию государственному сектору.
Для полноценного развития такие коллективы нуждаются не только в финансовой поддержке. Сегодня законодательство построено таким образом, что отнесение к числу "социально полезных" происходит не по признаку целей деятельности, а скорее по форме собственности организаций. В итоге, львиная доля финансирования, налоговых и иных льгот оказывается на стороне государственных структур, в то время как независимые экспериментальные группы рассматриваются государством как коммерческие компании. Для изменения этой ситуации, необходимы специальные меры протекционизма по отношению к независимым коллективам. Именно такие меры - от увеличения количества экономически доступных помещений до льготных кредитов и правовых механизмов поддержки независимых некоммерческих организаций культуры, должны стать ключевыми для их поддержки.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей