Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Характеристика мер государственного регулирования

Государственное регулирование в сфере реализации подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы" включает меры косвенного регулирования, к которым относятся:

меры льготного налогообложения организаций в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения и при реализации услуг учреждений культуры;

льготы по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (освобождаемых от налогообложения);

льготы приоритетным категориям населения при оказании платных услуг федеральными государственными учреждениями культуры;

отмена таможенных сборов за таможенное оформление при обратном ввозе (реимпорте) или обратном вывозе (реэкспорте) культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в целях их экспонирования;

таможенные льготы, предусмотренные Соглашениями об учреждении культурных центров.

В ходе реализации подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы" предполагается как реализация, так и дальнейшее развитие и совершенствование системы мер государственного, в том числе правового регулирования.

Развитие мер государственного регулирования в рамках государственной программы будет направлено на разработку механизмов взаимодействия государственных и негосударственных структур в ходе реализации Программы.

В сфере культуры развитие мер государственного регулирования будет направлено на:

создание фондов развития культуры;

привлечение иных источников финансирования (бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников);

разработку стандартов качества государственных услуг, предоставляемых в сфере культуры;

внедрение стратегического планирования в деятельность государственных органов исполнительной власти в сфере культуры и государственных учреждений культуры;

внедрение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в сфере культуры;

внедрение механизмов нормативного подушевого бюджетного финансирования учреждений культуры;

создание механизмов конкурентного распределения бюджетных ресурсов с целью повышения результативности деятельности и эффективности расходования бюджетных средств в области культуры;

совершенствование системы государственной и ведомственной статистической и финансовой отчетности в сфере культуры;

оптимизацию сети государственных (муниципальных) организаций культуры;

инвентаризацию объектов государственной (муниципальной) собственности в сфере культуры;

внедрение методов управления проектами в деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры;

внедрение новой (отраслевой) системы оплаты труда, ориентированной на результат, в государственные (муниципальные) учреждения культуры;

внедрение в органах управления и организациях культуры эффективных технологий кадровой работы;

совершенствование системы мотивации работников отрасли культуры;

обеспечение содействия в переподготовке и повышении квалификации работников сферы культуры;

создание и ввод в эксплуатацию единой государственной автоматизированной информационной системы управления в области культуры (обеспечивающей проведение ведомственного, межведомственного и межуровневого стратегического и бюджетного планирования и контроля деятельности);

стимулирование создания негосударственных организаций культуры;

развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры;

привлечение средств российских и международных фондов и программ, в том числе на условиях паритетного финансирования творческих проектов;

развитие механизмов благотворительности и меценатства в сфере культуры;

развитие механизмов спонсорства в сфере культуры;

развитие механизмов волонтерства в сфере культуры;

стимулирование корпоративной социальной ответственности коммерческих организаций в части развития сферы культуры;

стимулирование развития лизинговой деятельности, направленной на модернизацию и обновление оборудования и техники организаций сферы культуры.

В сфере туризма развитие мер государственного регулирования будет направлено на:

адаптацию государственных образовательных стандартов к требованиям работодателей в лице предприятий туриндустрии относительно уровня подготовки и квалификации выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по профильным специальностям;

расширение подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства в системе среднего профессионального образования;

разработку и осуществление программы переподготовки и повышения квалификации кадров туристских работников, высвобождаемых в результате кризиса, на базе действующих учебных заведений и курсов, созданных самими предприятиями и организациями туриндустрии;

государственную поддержку системы подготовки кадров для туриндустрии в части строительства учебных гостиниц;

разработку и реализацию в дальнейшем новой Стратегии и федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации или внесение в действующую федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) "существенных изменений. Участие в разработке и реализации региональных и муниципальных программ развития туризма;

увеличение и повышение эффективности расходов на рекламу туристических возможностей страны в России и за рубежом, а также предоставление бесплатного времени для теле- и радиотрансляции соответствующих программ и рекламы на государственных каналах;

воссоздание ликвидированной в 1999 г. системы российских национальных офисов по туризму за рубежом;

увеличение расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление льготных категорий граждан и детей за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, в частности ФСС, с учетом, как минимум, индекса инфляции. В том числе повышение с учетом инфляции нормативов расходов в расчете на день пребывания соответствующих категорий граждан в санаторно-курортных и детских оздоровительных учреждениях. Повышение эффективности использования соответствующих ассигнований с точки зрения адресности социальной поддержки и показаний для санаторно-курортного лечения лиц, направляемых в здравницы за счет средств государственного бюджета и социального страхования;

расширение существующей практики дотирования пассажирских перевозок для льготных категорий граждан и жителей отдаленных районов страны;

включение ведущих российских туроператоров в перечень предприятий, пользующихся приоритетной государственной поддержкой в условиях возможного продолжения кризиса;

расширение практики частичного финансирования процентной ставки по кредитам для строительства, ремонта и реконструкции предприятий индустрии гостеприимства на региональном уровне, а также упрощение процедуры получения такого рода адресной поддержки;

уменьшение базы по НДФЛ в части расходов на услуги проживания и питания при приобретении санаторно-курортных путевок, в том числе оплаченных за счет средств добровольного медицинского страхования (в настоящий момент налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по сумме, направленной на оплату санаторно-курортной путевки только в части медицинских услуг);

отмену НДС на доходы туроператоров и турагентств от реализации санаторно-курортных путевок;

отмену НДС на доходы предприятий индустрии гостеприимства, полученные от реализации услуг нерезидентам;

увеличение предельных размеров выручки, предусмотренных для предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе предприятий туриндустрии;

распространение на турагентства и предприятия индустрии гостеприимства, относящиеся к категории микробизнеса, возможности использования упрощенной системы налогообложения на основе патента;

применение понижающего коэффициента к базовой ставке единого налога на вмененный доход для малых гостиничных предприятий в размере, не превышающем значения 0,4;

расширение налоговых льгот для резидентов особых экономических зон туристско-экскурсионного типа;

осуществление мониторинга налогов и сборов, ставки которых определяются на региональном и муниципальном уровнях (налоги на землю, имущество юридических лиц, плата за пользование водными ресурсами, охотничьими угодьями и др.), а также ставок обязательных платежей, устанавливаемых уполномоченными организациями, например, вознаграждения за использование объектов интеллектуальной собственности, портовых, аэропортовых сборов и т.д. Разработка предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение дальнейшего роста соответствующих платежей предприятиями туриндустрии и санаторно-курортного комплекса;

введение системы возврата суммы налога на добавленную стоимость (tax free) в торговых комплексах городов, посещаемых иностранными туристами;

отмену или, как минимум, снижение ввозных таможенных пошлин на автобусы класса Евро-3 и Евро-4, предназначенных для перевозок туристов и экскурсантов;

снижение ввозных таможенных пошлин на воздушные суда, в том числе среднемагистральные;

отмену ввозных таможенных пошлин на круизные суда;

освобождение резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа от ввозных таможенных пошлин на материалы и оборудование, импортируемое для строительства и реконструкции объектов на территории соответствующих зон;

упрощение визового режима въезда в Российскую Федерацию с туристскими целями для граждан экономически развитых стран, генерирующих основные международные турпотоки и не представляющих угрозы с точки зрения нелегальной трудовой миграции;

развитие безвизового обмена и более активное участие совместно МИД России в урегулировании визовых конфликтов с консульствами зарубежных государств в России, возникающих в связи с попытками необоснованного усложнения туристских формальностей;

дальнейшее упрощение процедуры регистрации путешествующих с туристскими целями иностранных и российских граждан в коллективных средствах размещения. Предоставление туроператорам по аналогии с гостиницами права оказывать содействие в регистрации туристов, проживающих в жилом фонде, при соблюдении определенных правил взаимодействия с органами ФМС и других требований на основе специально разработанного положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

разрешение захода иностранных круизных судов во внутренние воды Российской Федерации;

создание пограничных переходов на границе и пунктов пограничного и таможенного контроля в аэропортах и портах городов и районов, привлекательных для посещения иностранными туристами;

содействие снижению тарифов на пассажирские перевозки с учетом падения цен на энергоносители;

содействие развитию бюджетных пассажирских авиаперевозок;

содействие введению гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения);

содействие осуществлению мониторинга цен и тарифов на услуги, предоставляемых туристам и предприятиям туриндустрии, регулируемых государством и/или оказываемых уполномоченными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Развитие системы правового регулирования в программный период предполагает следующие меры:

внесение поправок в Земельный и Градостроительный кодексы, в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и др. - всего 21 Федеральный закон) по вопросу закрепления правового статуса достопримечательных мест;

внесение поправок в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в части, касающейся упорядочения временного вывоза физическими лицами;

внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающее наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, с выделением необходимых финансовых средств из федерального бюджета;

внесение изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части введения обязательной классификации объектов туристской индустрии, разграничения и уточнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области туризма и туристской деятельности, создания и функционирования саморегулируемых организаций в сфере туризма;

разработка проекта Федерального закона "О туризме";

ратификация Конвенции ЮНВТО по защите туристов и поставщиков туристских услуг;

разработка методики определения общего объема средств, которые будут предусмотрены в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по комплектованию документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, федеральных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, организации их хранения, учета и использования в государственных архивах субъекта Российской Федерации (за исключением федеральных организаций, выступающих источниками комплектования федеральных государственных архивов);

введение и определение порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;

введение на территории Российской Федерации единой системы туристской навигации и ориентирующей информации для туристов;

введение добровольной единой системы аккредитации (классификации) экскурсоводов и гидов-переводчиков;

определение нормативных требований к порядку выплаты денежных поощрений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников" от 28 июля 2012 года N 1062;

определение порядка приватизации (продажи) объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, при условии предварительного проведения работ по их сохранению;

определение порядка предоставления в аренду объектов культурного наследия на условиях проведения реставрационных работ и установления минимальной ставки арендной платы в размере 1 рубль за кв. метр в год;

определение нормативных правовых оснований организации и проведения мероприятий по развитию международного сотрудничества в сфере туризма;

утверждение профессиональных стандартов в сфере туризма;

определение нормативных правовых оснований создания и развития деятельности центров профессиональной сертификации работников туриндустрии;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части введения обязательности представления руководителями государственных (муниципальных) учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Уточнение состава мер по развитию системы правового регулирования в сферах культуры и туризма на второй этап реализации подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы" будет проведено в период 2014 - 2015 гг.

Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы представлена в приложении N 3.

Комплекс мер государственного правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приведен в приложении N 4.