1.2. Сохранение и развитие кинематографии
В последние годы все сегменты отрасли кинематографии Российской Федерации демонстрируют постоянный рост, что вызывает интерес к российскому рынку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Эти процессы являются естественным результатом последовательного возрождения различных отраслей кинематографии в Российской Федерации - кинопоказа, кинопроката, кинопроизводства.
По данным на 1 января 2012 г., в Российской Федерации насчитывается 2726 современных кинозалов в 925 кинотеатрах. В более чем половине кинозалов (54 процента) установлено цифровое оборудование - 1472 экрана (в 698 кинотеатрах), из них в 1434 - с возможностью 3D показа. В 2011 году на экраны России вышло 308 фильмов, из которых 59 - российские (19 процентов). Национальные фильмы собрали в кинотеатральном прокате 5 644,3 млн. рублей, что составило 16 процентов общей суммы валового сбора (35268,9 млн. рублей). Российские фильмы посмотрели 27,5 млн. человек, или 16,2 процента общего количества зрителей (169,7 млн.) <1>. При этом присутствует неравномерность обеспечения услугами кинопоказа - основная доля современных кинозалов находится в крупных городах. Тем не менее, сегодня у жителей России нет проблем с доступом к просмотру фильмов как таковому. Благодаря развитию других каналов дистрибуции - телевидения, рынка видеоносителей для домашнего видео и интернет-сервисов - кинотеатр перестал быть единственным способом просмотра фильмов. Поэтому при определении количества зрителей, посмотревших отечественные фильмы, необходимо учитывать также телевизионные показы, просмотры на цифровых носителях и в сети Интернет.
--------------------------------
<1> По данным Movie Research Company.
Свыше 20 игровых, неигровых и анимационных фильмов в 2011 году стали призерами международных кинофестивалей, включая крупнейшие мировые фестивали - Каннский и Венецианский.
С 1990-х годов в России прослеживалась тенденция значительного сокращения посещаемости киносеансов. В начале 1990-х годов она составляла 10 посещений в год на одного жителя, а к 2009 г. опустилась до 0,3 посещений в год на одного жителя. Только в последние годы значения показателя начали проявлять положительную динамику (в 2012 г. - 0,35 посещения на жителя в год). В развитых зарубежных странах этот показатель существенно выше российского. В США он составляет 4,8 посещений на одного жителя, в Австралии - 4, в Испании - 2,8.
Проблемы отрасли кинематографии:
1. Поддержание баланса между обеспечением высокого качества кинопродукции и ее коммерческого успеха на внутреннем и внешнем рынках.
Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественного уровня, традиционно присущего отечественной кинематографии как части российской культуры. Киноиндустрия пока не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений.
Данную проблему необходимо рассматривать в двух аспектах:
повышение кассовых сборов коммерческих кинопроектов;
повышение культурного, художественного уровня авторского кинематографа, поиск новых тенденций, форм, обогащение существующего кинематографического языка.
В настоящий момент существует проблема как с количеством творческих работников, так и специалистов вспомогательного состава. Эту проблему необходимо решать путем создания киношкол, привлечения специалистов мирового уровня к преподаванию, активного поиска новых талантов.
3. Дефицит качественных сценариев и талантливых сценаристов.
Данная проблема заключается в нехватке интересных сценариев и отработанной и прозрачной системы отбора написанных сценариев.
Проблему можно решить путем возобновления практики проведения сценарных конкурсов.
4. Оснащение киностудий современным оборудованием.
В настоящий момент в Российской Федерации нет недостатка в студиях, оснащенных современным оборудованием. Однако данные студии ориентированы на создание коммерческого кинопродукта, а такие направления кинопроизводства, как создание фильмов-дебютов, фильмов для детей и юношества, экспериментальных фильмов не входят в сферу интересов частного кинобизнеса. Поэтому в данный момент необходима государственная поддержка технического переоснащения подведомственных студий, осуществляющих производство данного вида продукции.
5. Отсутствие возможностей для отражения значимых событий в жизни страны путем создания кинолетописи региональными организациями кинематографии.
Отсутствие достаточного финансирования не позволяет принимать решение о 100 процентном финансировании данных съемок, что влечет за собой отсутствие фиксирования для потомков отражения жизни регионов и всей страны средствами кинематографии.
6. Отсутствие преференций для показа отечественных фильмов.
С целью повышения доли присутствия российской кинопродукции в прокате необходима выработка законодательных механизмов, сочетающих административное воздействие на киновидеозрелищные организации с мерами экономического стимулирования этих организаций, которые направлены на увеличение количества сеансов показа российских фильмов.
Особое внимание необходимо уделить показу отечественных кинофильмов на телевидении. На российском рынке телевещания все более заметно отмежевание от киноотрасли: телеканалы сами производят телеконтент и проявляют все меньше интереса к фильмам, созданным для кинотеатрального показа. В связи с этим целесообразно проведение мер, позволяющих найти взаимовыгодные условия для более широкого присутствия отечественной кинопродукции всех жанров на телевидении.
7. Отсутствие законодательной базы для борьбы с интернет-пиратством.
Необходима доработка Кодекса об административных правонарушениях в части защиты интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях, ответственности информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права.
8. Неравномерность доступа к услугам кинопоказа.
С учетом действующего законодательства о межбюджетных отношениях для реализации социальной функции государства в области культуры целесообразно введение критерия обеспеченности кинопоказом жителей российских городов. Введение критерия обеспеченности жителей услугами кинопоказа будет стимулирующей мерой для муниципальных властей к строительству и реконструкции кинотеатров, как за счет муниципальных бюджетов, так и на основе государственно-частного партнерства.
9. Присутствие отечественных фильмов на кинофестивалях и кинорынках.
Одной из форм продвижения отечественных фильмов является их участие в национальных и международных кинофестивалях. Для многих фильмов, являющихся высокохудожественными или экспериментальными произведениями, но не имеющих широкого доступа к зрителю, участие в фестивалях приравнивается к альтернативному прокату. В связи с этим необходимо увеличить присутствие отечественных фильмов на кинофестивалях и кинорынках с целью поддержки кинематографа как искусства.
Вместе с тем необходимо модернизировать государственную политику по поддержке кинофестивалей путем их классификации по значимости и влиянию на кинопроцесс и анализа целесообразности поддержки нескольких однотипных фестивалей в одном регионе.
10. Сохранность и включение в культурный оборот кинематографического наследия (восстановление, колоризация, реставрация, перевод на цифровые носители).
Отечественная кинематография нуждается в проведении мероприятий по обеспечению ее защиты и сохранности с участием государства. Многие фильмы, созданные в середине прошлого века, требуют особых условий хранения, реставрации и восстановления. Для более широкого доступа населения к шедеврам отечественной кинематографии необходим перевод архивов, насчитывающих десятки тысяч единиц хранения, на современные носители, тем более что по данным исследований <1>, именно фильмы, созданные в советский период, пользуются наибольшим успехом на телевидении. Например, в 2011 году высший рейтинг среди отечественных фильмов, показанных по телевидению, получил кинофильм "Иван Васильевич меняет профессию".
--------------------------------
<1> По данным Невафильм Research.
Первые опыты по колоризации классики отечественного кинематографа показали большой интерес широкой зрительской аудитории к подобным экспериментам. Этот вид работ необходимо продолжить в более широких масштабах.
Учитывая высокую стоимость колоризации, колоссальные объемы кинофонда, подлежащего восстановлению и переводу на современные носители, а также то, что речь идет о работе с государственным архивным материалом, требуется прямое финансовое участие государства в решении этих задач.
11. Обеспечение доступа лиц с ограниченными возможностями к произведениям киноискусства (субтитрирование, тифлокомментирование).
Для обеспечения равного доступа всех категорий граждан страны к произведениям культуры, искусства необходимо регулярно проводить субтитрирование отечественных кинофильмов для слабослышащих и тифлокомментирование для слабовидящих граждан.
12. Недостаточный анализ проблем современной киноиндустрии.
Многих проблем киноотрасли, к которым относятся, например, художественное и техническое качество кинопродукции, оснащение кинозалов и студий современным оборудованием, доступность просмотра фильмов в кинозале для лиц с ограниченными физическими возможностями, можно избежать при наличии всесторонних аналитических исследований. В настоящее время публикуемые результаты аналитической работы не дают полной картины процессов, происходящих в отрасли, и ее потребностей для дальнейшего развития. Решением этой проблемы может стать максимальная загрузка существующих НИИ и информационно-аналитических центров, для чего необходима также реструктуризация отраслевого научно-исследовательского сектора, создание условий для притока в научную сферу перспективных молодых кадров.
13. Низкий уровень просвещенности массового, в т.ч. юного, зрителя в сфере мирового и отечественного кинематографического наследия.
Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли кино и телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
В результате происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Кинопродукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов.
В целях решения обозначенной проблемы и воспитания художественного вкуса зрительской аудитории уже начиная с юного возраста предполагается введение в программу школьного обучения курса "100 лучших фильмов".
Курс, состоящий из шедевров отечественного и мирового кинематографа, имеет своей целью приобщение юных зрителей к мировой кинематографической культуре и развитие навыков понимания киноязыка, что в перспективе приведет к увеличению числа зрителей в кинотеатрах, в том числе на просмотрах национальных фильмов.
Внедрение в школьную программу курса "100 лучших фильмов" будет способствовать:
повышению культурного уровня подрастающего поколения;
увеличению посещаемости кинотеатров;
сохранению и развитию отечественного кино как области культуры и искусства, закладывающего в основу развития национальной киноиндустрии лучшие традиции отечественной киношколы;
воспитанию молодого поколения в духе высокой нравственности, гуманизма, патриотизма и толерантности".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей