Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

12.3.2. Вклад федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" в достижение цели государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" (2013 - 2020 годы)

12.3.2. Вклад федеральной целевой

программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" в достижение

цели государственной программы Российской Федерации

"Развитие культуры и туризма" (2013 - 2020 годы)

Реализация федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - программа) направлена на решение задачи 1 Программы (Сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации).

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Следующие задачи, безусловно, являются приоритетными при реализации государственной культурной политики и могут быть решены только путем укрепления и развития культурной среды в Российской Федерации: развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества; поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)", "Культура России (2001 - 2005 годы)" и "Культура России (2006 - 2011 годы)", удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия: разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры; неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников; ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян; снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры; стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и формировании духовных ценностей ее граждан; ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации; ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом; замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.

Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако, единичность и несистемность подобных мер рано или поздно могут привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.

Особенность культуры заключается в том, что важнейшие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества. Последствия такого рода часто не поддаются обычным статистическим измерениям. Поэтому в программе предполагается использовать систему индикаторов и показателей, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом проекты, включенные в программу, могут содержать показатели результативности.

Оценка эффективности реализации программы и отдельных проектов по каждому ее разделу осуществляется государственными заказчиками и государственным заказчиком - координатором программы.

Главный социально-экономический эффект от реализации программы выражается в повышении роли культуры и искусства в жизни людей и, следовательно, в повышении качества жизни в целом и упрочении статуса России как страны великой культуры.

Таким образом, в ходе выполнения программы предполагается достижение следующих результатов:

укрепление единства культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при самобытности населяющих ее народов;

создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;

создание условий для интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоение новых форм и направлений культурного обмена;

обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда и развитие эстетического воспитания молодежи;

активизация по сравнению с предыдущим 10-летием экономических процессов, способствующих развитию культуры, а также появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

Эффективность реализации программы определяется на основе оценки фактического достижения целевых индикаторов по отношению к нормативным индикаторам, утвержденным программой.

Достижение экономического эффекта программы предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, создания экономически привлекательных условий для бизнеса, а также повышения роли культуры. Формирование музеев-заповедников, культурной и туристской инфраструктуры позволит создать дополнительные рабочие места, пополнить бюджеты соответствующих уровней и обеспечить рост внутреннего валового продукта. Направленность программы на сохранение объектов культурного наследия позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе. Развитие культурного потенциала страны за счет укрепления базы музейных, театрально-концертных и иных учреждений культуры создает необходимые условия для ведения культурно-просветительной работы, образования в сфере культуры и искусства, а также для патриотического воспитания молодежи.