Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3. Сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Российской Федерации

1.3. Сохранение и развитие традиционной

народной культуры, нематериального культурного наследия

народов Российской Федерации

В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном российском государстве.

Одним из основных механизмов обеспечения государственной культурной политики, направленной на сохранение и развитие традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, является сеть учреждений культурно-досугового типа.

Учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, вносят большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию традиционной культуры народов Российской Федерации, обеспечивают преемственность поколений в сохранении национальных культурных традиций, несут большую просветительскую и воспитательную миссию.

В Российской Федерации по состоянию на начало 2012 года функционировало 44 129 учреждений культурно-досугового типа, из них 39 552 (89,6 процента от общей численности) учреждений - в сельской местности. Учреждения культурно-досугового типа включают: дома, дворцы и клубы культуры, культурно-спортивные комплексы, дворцы молодежи, дома и центры народного творчества, дома и центры ремесел, дома фольклора, национально-культурные центры, передвижные культурные центры.

Наиболее яркой и привлекательной формой проявления народного творчества являются фестивали и праздники народного творчества, проводимые во всех регионах России. Они бывают многожанровыми, ориентированными на народный календарь, или специальными, такими как: фестивали народного танца, песни, костюма, ремесла и др. В любом случае эти акции преследуют цели духовного возрождения, пропаганды народных традиций.

Система пропаганды народного творчества включает в себя десятки международных, всероссийских и региональных фестивалей, проводимых под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, а также праздники и конкурсы по различным жанрам любительского художественного творчества.

Отдельной строкой выделяются проекты, направленные на сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства.

Помимо десятков традиционных фестивалей и праздников народного творчества, включению народных традиций в современное социокультурное пространство служат новые формы фестивальной практики - этнофутуристические проекты. В своем большинстве данные проекты объединяют различные жанры традиционной и современной культуры различных этнических групп и национальностей. Целями и задачами таких фестивалей являются: популяризация новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством; выявление и поддержка самобытных авторов-исполнителей и коллективов; интеграция современных и народных традиций в культурном пространстве.

За последние десять лет сеть культурно-досуговых учреждений в целом по стране сократилась на 15,8 процента, в сельских поселениях - на 16,5 процента. При этом количество участников клубных формирований возросло на 7,5 процента (с 5,3 млн. человек в 2001 году до 5,7 млн. человек в 2011 году).

Чтобы сохранить культурную идентичность нации, богатейшие традиции народного творчества, сочетая их с темпом современной жизни, стирающей национальные границы, насыщенной высокими технологиями, ведущей к стандартизации и унификации всех жизненных процессов, необходимо обратить особое внимание на работу культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности, поскольку уже созрели все социально-экономические и культурные условия для пересмотра их идеологии (миссии), сети, типов, содержания, форм и методов деятельности.

В настоящее время в данном секторе культуры наблюдается ряд проблем, требующих неотложного решения:

значительное сокращение сети учреждений культурно-досугового типа (на фоне мировых тенденций, которые свидетельствуют о перемещении рабочих мест в сферу культуры из других отраслей экономики);

стремление отдельных муниципалитетов скорее отказаться от "нерентабельных" учреждений культурно-досугового типа, чем организовывать их вывод на конкурентоспособный уровень;

усиление территориальных диспропорций в обеспечении доступности культурно-досуговых услуг для населения;

снижение платежеспособного спроса населения (особенно в сельской местности, где сконцентрирована подавляющая часть культурно-досуговых учреждений);

ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг;

устаревание применяемых технологий и форм работы;

ухудшение материально-технического оснащения (так, аудио и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговых учреждения, во многих случаях хуже имеющейся у граждан в личном пользовании);

"старение" и низкая квалификация кадров, несоответствие их профессиональных знаний и умений вызовам сегодняшнего дня;

острая нехватка менеджеров, которые умели бы разрабатывать и успешно реализовать бизнес-планы учреждений, находить общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом учреждений и другими заинтересованными сторонами;

ухудшение снабжения территорий специальной литературой, сокращение количества научно-практических конференций, сужение каналов методической помощи, уменьшение количества научно-исследовательских проектов по проблемам культурно-досуговой деятельности.

Для решения указанных проблем в первую очередь необходимо:

обеспечить повышение уровня оплаты труда работников культурно-досуговой сферы;

оказать помощь учреждениям культурно-досугового типа в осуществлении стратегического управления. Учитывая важность этого направления деятельности, необходимо усилить меры по организации в регионах соответствующих рабочих групп и экспертных советов, разработать методическое обеспечение, реализовать пилотные проекты, выявить и распространить лучший международный опыт в рассматриваемой сфере;

оказать адресную поддержку развитию инновационных процессов в деятельности сельских учреждений культурно-досугового типа;

расширить практику создания модельных домов культуры, которые ориентированы на обеспечение высокого потребительского качества и комфортности в предоставлении культурно-досуговых услуг;

продолжить работу по формированию электронного Каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.