Организация, формы и продолжительность обучения и контроль за обучением и его результатами

Организация, формы и продолжительность обучения и контроль

за обучением и его результатами

Целью изучения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций является познание и овладение их положениями настолько глубоко, чтобы органично применять в повседневной практической деятельности.

Для достижения поставленной цели процесс изучения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций должен быть подразделен на этапы.

На первом этапе каждому аудитору целесообразно самостоятельно изучить и осмыслить текст новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Для этого рекомендуется, чтобы аудитор, изучая своды этических правил, сопоставлял содержащиеся в них нормы с реальным содержанием собственной практической деятельности. Все непонятные ему этические правила, а также ситуации из его практической деятельности, которые он не может самостоятельно соотнести с этическими правилами, аудитор должен фиксировать. Это необходимо для того, чтобы впоследствии возникшие вопросы можно было обсудить на втором этапе обучения.

Только после добросовестного прохождения первого этапа обучения аудитору целесообразно посетить аудиторные занятия, которые могут проводиться в двух формах:

традиционной форме, когда обучение проводится в образовательных учреждениях, аккредитованных саморегулируемой организацией аудиторов для ежегодного обучения по программам повышения квалификации;

внутрикорпоративная форма обучения, когда обучение организуется саморегулируемой организацией аудиторов, проводится в саморегулируемой организации аудиторов с привлечением для проведения обучения аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторные занятия и при традиционной форме обучения, и при внутрикорпоративной форме могут проводиться с применением лекций, дискуссий, опросов, разбора кейсов, тестирования.

В целях достижения адекватного понимания и интерпретации норм Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций целесообразно обучение начать с 2-часовой лекции, в рамках которой после изложения каждого существенного вопроса преподаватель посредством опроса должен убедиться в наличии у слушателей адекватного понимания рассмотренных ключевых вопросов.

После проведения лекции целесообразно провести дискуссию (2 часа), в рамках которой должны быть обсуждены и решены вопросы, возникшие у слушателей на этапе самообучения.

После разрешения частных вопросов слушателей целесообразно провести семинар (4 часа) с разбором кейсов, иллюстрирующих конкретные ситуации выявления и оценки угроз, мер по их минимизации, поведения аудитора при решении конкретных этических конфликтов с учетом специфики осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации с точки зрения требований Кодекса профессиональной этики аудиторов.

На завершающем этапе занятий целесообразно провести итоговое тестирование (2 часа) участников курсов повышения квалификации, а также могут быть предложены иные варианты итогового контроля знаний.

Для организации предлагаемого процесса обучения саморегулируемая организация аудиторов должна:

- Обеспечить выдвижение из числа членов саморегулируемой организации аудиторов - экспертов (профессионалов, имеющих как практический аудиторский, так и преподавательский (лекторский) опыт, с таким расчетом, чтобы они могли охватить всех членов саморегулируемой организации аудиторов для проведения внутрикорпоративных семинаров;

- Обсудить с уполномоченными образовательными учреждениями предполагаемый план проведения занятий для слушателей - членов саморегулируемой организации аудиторов - аудиторов, избравших традиционную форму обучения;

- Разработать (возможно, с привлечением уполномоченных образовательных учреждений) тесты, кейсы для проведения внутрикорпоративных семинаров, а также для проведения итогового контроля знаний;

- Разработать рабочие документы для оформления хода проведения внутрифирменного обучения и его результатов, которые раздать для составления экспертам.

Предлагаемая организация процесса обучения позволит в относительно короткий срок охватить всех членов саморегулируемой организации аудиторов профессионально грамотным изучением системы этических требований у профессии аудиторов и тем самым создать необходимые условия для реального вступления в силу Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций с 1 января 2013 года.