Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Данная подпрограмма направлена на достижение цели и задач Программы и предусматривает обеспечение управления реализацией мероприятий Программы на федеральном и региональном уровнях в новых условиях лесоуправления.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. При этом, лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.

Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике страны, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения глобальных конкурентных преимуществ России в международном переговорном процессе по лесам и укрепления ее позиций на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" определены основные подходы применения программно-целевого метода для развития отраслей экономики Российской Федерации на перспективу. Однако в лесном хозяйстве программно-целевой метод управления и планирования пока не получил должного развития.

Достижение основных целей развития лесного хозяйства, представленных в Программе, неразрывно связано с обеспечением устойчивого управления лесами, которое в условиях децентрализации лесных отношений требует дальнейшего совершенствования разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений, разграничения зон ответственности органов государственной власти Российской Федерации и лесного бизнеса при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач. Требуются серьезные, с привлечением современных средств и методов научных исследований, проработки в области прогнозирования и стратегического планирования развития отрасли, ценообразования на лесные ресурсы, обоснования экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с учетом реальной ситуации, складывающейся в лесном секторе экономики.

Сегодня лесное хозяйство является малопривлекательным для вложения инвестиций, социальные и экономические условия труда остаются на уровне ниже среднего по стране.

Важнейшее значение в обеспечении устойчивого управления лесами имеет качество информации о динамике лесов и их использовании, получаемой при осуществлении государственной инвентаризации лесов и лесных мониторингов, а также уровень научного и кадрового обеспечения отрасли.

Согласно прогнозам, без целевого программного финансирования системой постоянных наблюдений в рамках государственной инвентаризации лесов к 2020 году будет охвачено не более 50 процентов площади лесного фонда, что существенно ограничит информационное обеспечение принятия управленческих решений на федеральном и региональных уровнях, а также выполнение международных обязательств России по глобальной оценке лесных ресурсов, проводимой Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций.

Несмотря на предпринимаемые действия, интеллектуальный потенциал научных и образовательных организаций недостаточно эффективно задействован в решении ключевых задач лесного комплекса. За последние 10 лет численность научных сотрудников, работающих в лесном хозяйстве, уменьшилась в 5 раз. Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации и мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов и другим актуальным направлениям исследований. Отмечается ежегодное уменьшение объемов финансирования научных исследований. Субъекты Российской Федерации и лесопромышленные организации практически не принимают участие в финансировании научно-исследовательской деятельности в этой сфере.

Согласно прогнозам, при сохранении финансирования науки по остаточному принципу к 2020 году можно ожидать практически полную ликвидацию отраслевых научно-исследовательских организаций. Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства, преодоление его технологического отставания обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды "генерации знаний", основанной на фундаментальных исследованиях в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативно-правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Лесные отношения, созданные Лесным кодексом Российской Федерации, предъявляют новые требования к системе образования, которая должна обеспечивать подготовку кадров, способных эффективно осуществлять как административные государственные функции, так и функции по управлению бизнес-структурами в лесном секторе, а также обеспечивать подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов.