Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Основные ожидаемые результаты реализации Программы

Основные ожидаемые результаты реализации Программы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным финансированием.

В результате решения задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок предполагается:

реализация мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечивающих создание в Российской Федерации эффективной системы профилактики, раннего обнаружения и тушения лесных пожаров в регионах, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;

дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы обнаружения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты применения которых позволят сократить сроки обнаружения лесных пожаров, повысить точность их обнаружения, а также существенно улучшить информированность населения и скорость оповещения противопожарных служб об угрозе лесных пожаров. Осуществление комплекса профилактических мероприятий, укрепление кадровой и материально-технической базы противопожарных служб, обеспечение межрегионального маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением поднимут показатели оперативности тушения лесных пожаров до уровня лучших в этой сфере зарубежных стран;

создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы, региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров (1550 единиц), а также специализированных лесопожарных учреждений в субъектах Российской Федерации (80 учреждений);

разработка и внедрение новых средств обнаружения (средства визуального и инфракрасного мониторинга, беспилотные летательные аппараты) и тушения (высоконапорные помпы, эффективные реагенты для тушения торфяных пожаров) лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, использование подземных источников водоснабжения, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, использование каркасных (мягких) емкостей для перекачивания воды и др.);

организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением.

Ответственные исполнители указанных мероприятий, а также возможные последствия их нереализации приведены в приложении N 2.

В результате решения данной задачи в области защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов предполагается:

реализация мероприятий Программы в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов, обеспечивающих создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий на федеральном и региональном уровнях, оперативное выявление и качественную диагностику лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах, своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий;

совершенствование и взаимоувязка методов лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований на основе развития технологий прогнозирования динамики численности вредных организмов, наземного, авиационного и космического зондирования лесов;

развитие интегрированной защиты лесов путем разработки новейших методов и технологий локализации и ликвидации очагов вредных организмов и лесозащитных препаратов, учитывающих последние научно-инновационные достижения;

создание эффективных технологий оценки фитосанитарного риска распространения инвазивных вредных организмов, обеспечивающих безопасность лесов Российской Федерации от видов, способных нанести значительный экономический и экологический ущерб;

реализация специализированных мероприятий в районах, подверженных радиоактивному загрязнению лесов на основе научно обоснованной системы профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесных земель на территории части субъектов Российской Федерации, а также реализация мер, обеспечивающих создание радиационно безопасных условий труда в лесном хозяйстве, снижение уровня радиационной опасности для населения, проживающего в условиях радиоактивного загрязнения, предотвращение поступления на рынок лесных продуктов, загрязненных радионуклидами.

Реализация мероприятий по указанной задаче обеспечит сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов на 33 процента (достижение уровня 0,14 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда), а также сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,6 процента.

Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме "Охрана и защита лесов".

В результате решения задачи по созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышению эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов предполагается:

повышение интенсивности использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади, посредством расширения объемов различных видов использования лесов, интенсификации лесовыращивания и лесопользования, более широкого применения несплошных рубок и рубок ухода для целей заготовки древесины, формирования условий для глубокой, комплексной и рациональной переработки лесных ресурсов;

увеличение объемов мероприятий лесоустройства, связанных с выявлением, учетом и оценкой количественных и качественных характеристик лесных ресурсов;

внедрение прогрессивных российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов;

формирование законодательной основы для обеспечения непрерывного, неистощительного, рационального и комплексного использования лесных ресурсов при своевременном и качественном воспроизводстве лесов, удовлетворяющей требованиям лесной сертификации, международных критериев и индикаторов устойчивого лесоуправления и способствующей продвижению российской лесной продукции на экологически чувствительные зарубежные рынки;

создание условий для более полного использования запасов древесины, особенно мягколиственных пород в районе европейско-уральской части страны, а также для освоения новых лесных массивов в районах Сибири и Дальнего Востока, в том числе в коммунальной и промышленной энергетике;

повышение доступности лесных ресурсов посредством наращивания объемов создания лесной транспортной инфраструктуры;

организация устойчивого лесопользования и управления лесами, стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики, а также привлечения существующих механизмов государственно-частного партнерства для решения инфраструктурных проблем лесного хозяйства;

создание и реализация технологий по достоверной оценке лесных ресурсов и объемов использования лесов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств (лесопарков);

совершенствование научных методов лесного планирования, определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов и их деления по целевому назначению, уровня развития транспортной инфраструктуры, товарной структуры и прироста насаждений, прогноза породной и возрастной структуры лесов;

дальнейшее развитие форм права пользования лесными участками, реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, создание системы проектирования лесных участков и государственной регистрации прав на лесные участки;

сокращение сроков актуализации данных государственного лесного реестра, обновление информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках, а также об изменениях, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур;

значительное снижение объема нелегальных рубок в результате повышения эффективности лесной охраны, завершения разработки и внедрения в субъектах Российской Федерации системы государственного учета заготовленной древесины, а также реализации комплекса мер по контролю за незаконным оборотом лесопродукции.

В результате реализации мероприятий для решения указанной задачи предусматривается достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 50 процентов.

Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме "Обеспечение использования лесов".

В результате решения задачи по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов предполагается:

обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления;

улучшение породного состава лесных насаждений;

увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами во всех регионах страны, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами;

создание улучшенных форм и сортов лесных растений, повышение качества посадочного материала и продуктивности отдельных лесных пород, создание генетически улучшенных форм древесных растений заданных целевых свойств за счет использования результатов научных исследований в сфере лесной биотехнологии и генной инженерии;

техническая модернизация работ в области лесного семеноводства, выращивания посадочного материала и лесовосстановления;

создание лесных плантаций на вырубках, лесных участках с малоценными насаждениями, а также на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения, позволяющих получать экономически выгодное древесное сырье для лесной промышленности и энергетики, в том числе в регионах с истощенной ресурсной базой.

В результате реализации мероприятий по указанной задаче предусматривается:

сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне не ниже 46,6 процента;

сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до уровня 70,54 процента.

Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме "Воспроизводство лесов".

В результате реализации мероприятий по задаче обеспечения баланса выбытия и восстановления лесов остаются нерешенными вопросы обновления парка техники и оборудования, используемого в субъектах Российской Федерации для воспроизводства лесов, за счет новых российских и зарубежных разработок.

В результате решения задачи по повышению эффективности управления лесами предполагается:

дальнейшее совершенствование системы лесоуправления;

развитие системы прогнозирования и стратегического планирования в лесном хозяйстве;

осуществление перехода к оказанию государственных услуг в сфере лесного хозяйства в электронном виде, а также присоединение к созданию электронного правительства Российской Федерации;

развитие системы государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, а также восстановление численности лесной охраны, что позволит существенно сократить объемы нарушений лесного законодательства;

повышение актуальности и производственной ценности лесных научных исследований и качества научно-аналитического обеспечения реализации Программы;

совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов лесного хозяйства;

развитие менеджмента и повышение эффективности бюджетных расходов в лесном хозяйстве.

В результате реализации мероприятий по данной задаче предполагается повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 39 процентов (достижение уровня 24,2 руб. в расчете на 1 га земель лесного фонда).

Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы".

В целом реализация мероприятий Программы будет способствовать:

повышению эффективности и доходности лесного хозяйства;

сырьевому обеспечению лесоперерабатывающей промышленности, повышению производительности труда в лесном секторе и конкурентоспособности российских товаров;

улучшению международного имиджа Российской Федерации, повышению ее роли в международном многостороннем и двустороннем переговорном процессе по лесам;

созданию условий для выведения лесного хозяйства Российской Федерации на качественно новый, инновационный уровень развития;

обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду, повышению качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической ситуации в регионах страны;

наиболее полному удовлетворению собственных нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах, обеспечению занятости сельского населения, а также населения, проживающего в отдаленных, малоосвоенных регионах страны, развитию малого и среднего бизнеса.