Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации

подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере

и прогноз ее развития

Реализация подпрограммы направлена на интенсификацию использования лесов, проведение мероприятий лесоустройства, формирование данных лесного реестра, информатизацию системы лесного хозяйства, обеспечение эффективного надзора за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, а также на снижение уровня нарушений лесного законодательства в лесном хозяйстве.

Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,7 процента валового внутреннего продукта. На сегодняшний день осваивается не более 30 процентов объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки).

Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.

При прогнозируемой на период реализации Программы расчетной лесосеке в 600 - 650 млн. куб. метров доля ее освоения в случае сохранения текущей ситуации в лесном комплексе может снизиться до 19 процентов, в том числе по хвойному хозяйству - до 25 процентов.

После принятия Лесного кодекса Российской Федерации расширились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе поступление платежей за использование лесов в указанных целях в бюджетную систему Российской Федерации должно существенно увеличиться.

Интенсификация использования лесов в районах действующих лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,46 км на 1 тыс. га лесных земель, тогда как в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км. Согласно проведенным расчетам, для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 6 тыс. км лесных дорог с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет около 1 процента от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу и достичь необходимого межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными рубками.

В последние 20 лет российское лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время около 70 процентов лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. В последние 4 года объем лесоустроительных работ (таксации лесов) снизился практически до нулевого уровня. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2020 году до 80 процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов.

В сфере реализации подпрограммы до настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках, отсутствие обобщенных данных государственного лесного реестра на уровне Российской Федерации. Имеется необходимость в модернизации технологии лесоустроительных работ на основе современных дистанционных методов оценки лесных ресурсов и информационных технологий, в повышении уровня развития системы государственного лесного надзора и системы государственного пожарного надзора в лесах.