Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

4. Обобщенная характеристика мер

государственного регулирования

Комплекс мер государственного регулирования направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач подпрограммы и достижение ее цели и включает финансово-экономические, правовые и административно-управленческие меры государственного регулирования.

К мерам государственного регулирования относятся субсидии на компенсацию потерь в доходах при осуществлении пассажирских перевозок. Пассажирские перевозки для железнодорожного транспорта сегодня являются убыточным видом деятельности, что обусловлено социально ориентированной тарифной политикой государства.

Пассажирские перевозки дальнего следования осуществляются в общих, плацкартных вагонах, купейных вагонах и вагонах повышенной комфортности (СВ). В настоящее время подлежат государственному регулированию тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе"). Таким образом, государственному регулированию подлежит тарификация перевозок пассажиров.

Субсидии предоставляются перевозочной компании ежемесячно из расчета возмещения потерь в доходах от выравнивания тарифа, определяемых как разность между доходами, которые перевозочная компания могло бы получить без применения выравнивания тарифа, и доходами перевозочной компании, полученными в результате выравнивания тарифа.

Оценка применения мер государственного регулирования в рамках подпрограммы приведена в Приложении 3 к Программе.

Эффективное и динамичное развитие железнодорожного транспорта зависит от дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования в этой сфере.

Основными задачами в сфере совершенствования правового регулирования являются:

формирование нормативной правовой базы конкурентного рынка транспортных услуг, включая создание правовых инструментов государственного регулирования его развития, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе;

внедрение сетевого контракта;

формирование нормативной правовой базы развития механизмов государственно-частного партнерства (привлечение государственных гарантий, облигационных займов, использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния), обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором на транспорте;

гармонизация российской и международной правовой базы транспортной системы, унификация технических стандартов и транспортных технологий в целях интеграции России в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны;

формирование нормативной правовой базы, направленной на обеспечение гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения, включая разработку и внедрение минимальных социальных транспортных стандартов, а также разработку нормативной базы, регулирующей допуск к коммерческой транспортной деятельности в области пассажирских перевозок;

формирование нормативной правовой базы, направленной на обеспечение безопасности и устойчивости транспортной системы, включая обеспечение безопасности в транспортной отрасли, развитие транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, а также сокращение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;

в целях сокращения убытков от пассажирских перевозок необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся безбилетного проезда граждан на железнодорожном транспорте;

актуализация существующей нормативно-правовой базы, приведение ее в соответствие со Стратегией развития железнодорожного транспорта, Программой структурного реформирования железнодорожного транспорта, основные мероприятия по реализации которой принято решение продлить до 2015 года.

Сведения об основных мерах правового регулирования на транспорте представлены в Приложении 4 к Программе.

Административно-управленческие меры государственного регулирования осуществляются в рамках системы управления реализацией Программы, действующей в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588.