Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Воздушный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов Российской Федерации.

Устойчивое развитие гражданской авиации является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, обеспечения целостности и национальной безопасности государства, модернизации экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.

В настоящее время состояние авиатранспортной инфраструктуры и отечественной гражданской авиации в целом не отвечает потребностям социально-экономического развития страны. Состояние местных и региональных авиационных перевозок, особенно в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, характеризуется как критическое.

Снижается конкурентоспособность, экономическая эффективность и безопасность воздушного транспорта. Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад, срочного проведения реконструкции требует 12% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием. Только 65% аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования (71 аэродром светосигнальным оборудованием с огнями высокой интенсивности, 144 аэродрома - с огнями малой интенсивности).

Более 60% территории Российской Федерации относится к регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, где авиация зачастую является единственным средством обеспечения транспортной доступности. В свою очередь, доступность транспортных услуг относится к числу важнейших факторов, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики. В ряде регионов, таких как Европейский Север, значительная часть Сибири, северо-восточная и островная часть Дальневосточного региона, воздушный транспорт является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией России.

За последние годы гражданская авиация в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в труднодоступных районах претерпела существенные изменения. Значительно сократилось количество регулярных авиационных связей, закрылись многие местные аэропорты, основные производственные фонды аэропортов изношены на 80 - 90%.

Между многими областными городами, крупными административными и культурными центрами утрачено прямое авиационное сообщение. Осуществить такой перелет возможно только через Москву, Санкт-Петербург или через очень ограниченное число городов.

Большое количество населенных пунктов страны в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральном округах не имеет регулярной транспортной связи с местными административными и культурными центрами, поскольку здесь отсутствует круглогодичная альтернатива авиационному транспорту. Данное положение препятствует реализации конституционного права граждан Российской Федерации на свободное передвижение.

Состояние парка воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации нельзя считать оптимальным. Средний возраст воздушных судов растет, что говорит о низких темпах его обновления. Для магистральных пассажирских самолетов он составляет 17 лет, а для региональных приближается к 30 годам.

Анализ типов, состояния парка воздушных судов иностранного производства и их стоимостных характеристик, наиболее распространенных в настоящее время при использовании на внутренних региональных и местных авиамаршрутах, показывает, что прогнозируемая в ближайшие 5 лет потребность в приобретении или замене устаревшего парка воздушных судов, используемых в настоящее время для региональных и местных авиаперевозок, на более современные иностранные аналоги по аналогам CRJ 100/200, ATR 42/72 составляет 200 единиц и по аналогам SAAB 2000/340 - 50 единиц. Необходимость замены обусловлена выводом из эксплуатации отечественных типов воздушных судов Ту-134, Як-40, Ан-24 в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. нормативных требований по обязательному оснащению воздушных судов системами оповещения об опасном сближении с землей (EGPWS) и опасном сближении воздушных судов в воздухе (TCAS).

В целом потребность в поставках пассажирских самолетов для российских авиакомпаний в период до 2020 года оценивается в 1000 - 1300 воздушных судов.

В то же время размеры территории страны, недостаточное развитие наземных транспортных коммуникаций особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, определяют необходимость обеспечения устойчивого авиационного сообщения с этими регионами.

Необходимо разработать концепцию развития социально значимых региональных и местных авиаперевозок, предусматривающую скоординированное развитие аэропортовой инфраструктуры и авиационной промышленности, а также внести в нормативные правовые акты понятие "малая авиация".

Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства России является важной составляющей частью авиатранспортного процесса. Создание развитой национальной сети воздушных сообщений и обеспечение безопасного и надежного аэронавигационного обслуживания способствуют решению транспортных проблем, а также обеспечению экономически эффективной деятельности транспортного комплекса на территории Российской Федерации.

Основу технического обеспечения Единой системы организации воздушного движения составляют традиционные радиотехнические системы, ограниченные по дальности действия, точности и функциональным возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях обеспечения воздушного движения над большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью. Системы связи, навигации и наблюдения центров Единой системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют по различным типам от 56 до 85%. Кроме того, 70% эксплуатируемого самолетного парка, подлежащего в ближайшее время списанию, имеет на борту аэронавигационные системы и навигационные комплексы, не удовлетворяющие современным требованиям. Большая часть этих систем нуждается в замене.

Поиск и спасание является одним из видов аэронавигационного обслуживания. Для решения задач поисково-спасательного обеспечения учреждения, осуществляющие эту деятельность, должны оснащаться средствами десантирования, аварийно-спасательным оборудованием, имуществом и снаряжением, в них организуются учебные базы. Оперативность поиска и спасания зависит от уровня прикрытия территории страны поисково-спасательными силами и средствами. Расширение прикрытия территории страны позволит сократить время проведения поисково-спасательных операций.

Кроме того, от уровня профессиональной подготовки спасателей и других работников поисково-спасательных служб, их готовности к выполнению поисковых и спасательных работ, от степени технической оснащенности подразделений службы поисково-спасательного обеспечения в значительной степени зависит повышение выживаемости при авиационных происшествиях и космических событиях, а также финансовая устойчивость авиакомпаний.

Значительная часть проблем, стоящих перед гражданской авиацией, предусмотренных Программой, будет решаться в рамках федеральных целевых программ "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" (проект) и "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" (проект) и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Вместе с тем, задачи по обеспечению потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, охвату территории Российской Федерации деятельностью специализированных спасательных служб, ряд других задач и функций, предусмотренных Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, предусмотрено решать в рамках подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" (далее - подпрограмма).