Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. Обоснования выделения подпрограмм и включения в состав Программы реализуемых федеральных целевых программ

7. Обоснования выделения подпрограмм и включения в состав

Программы реализуемых федеральных целевых программ

Достижение целей Программы и решение ее задач осуществляется в рамках федеральных целевых программ, Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограмм.

В состав Программы включены две федеральные целевые программы.

Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" (проект). Государственный заказчик - координатор - Министерство транспорта Российской Федерации. Объем финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" на 2013 - 2020 годы в ценах соответствующих лет составляет - 9 572 159 015,07 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4 556 389 215,07 тыс. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 44 669 800 тыс. рублей, внебюджетных источников - 4 971 100 000 тыс. рублей.

Федеральная целевая программа "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" (проект). Государственный заказчик - координатор программы - Министерство транспорта Российской Федерации. Государственные заказчики - Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Объем финансирования мероприятий на 2013 - 2020 годы составляет 72 289 118,1 тыс. рублей, в том числе из внебюджетных источников - 22 287 900 тыс. рублей, из средств федерального бюджета 50 001 218,1 тыс. рублей.

Целесообразность включения федеральных целевых программ в Программу обусловлена использованием программно-целевого метода при ее формировании и определяется следующими факторами:

необходимостью системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит получить не только отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом;

возможностью концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития отдельных видов транспорта;

высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, что определяет их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия государства в их финансировании;

комплексным характером решаемой проблемы, что обусловлено, с одной стороны, сложной структурой транспорта, объединяющего в единую систему отдельные виды транспорта, с другой стороны, его особой ролью как инфраструктурной отрасли, обеспечивающей условия для экономического роста, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику;

внедрением проектного механизма управления Программой, который позволит скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других участников инвестиционного процесса и достигнуть синергетического эффекта от реализации взаимодополняющих друг друга инвестиционных, инновационных и других мероприятий.

Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" (проект) включает инвестиционные мероприятия по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов.

Мероприятия сгруппированы в подпрограммы по отраслевому и функциональному признакам с учетом их функциональной однородности, взаимосвязанности и рационального управления реализацией федеральной целевой программы. Реализация мероприятий федеральной целевой программы направлена на решение задач Программы по развитию сети автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных линий, аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые аэропорты и региональные аэропорты), формированию единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения, увеличению пропускной способности российских морских портов, повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров и комплексному развитию крупных транспортных узлов, обновлению парков транспортных средств, состава морского и речного флота, обеспечению транспортной безопасности и развитию интегрированной системы контроля безопасности на транспорте.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы позволит создать инфраструктурные условия для достижения целей Программы:

сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, до 5,1%;

увеличить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 85,1%;

обеспечить 2,3 тыс. сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;

увеличить объем перевалки грузов в российских морских торговых портах в 1,6 раза;

сократить долю протяженности внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, до 14%.

На железнодорожном транспорте будут введены в эксплуатацию 2,6 тыс. км новых линий, 1,6 тыс. км дополнительных главных путей, электрифицированы 2,4 тыс. км линий, скорость доставки грузовых отправок в 2020 году достигнет 309,1 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 980 км в сутки.

За время реализации Программы будут построены и реконструированы 7,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения.

На морском транспорте суммарная производственная мощность отечественных портов увеличится на 356,5 млн. тонн, пополнение морского транспортного флота составит 5653,4 тыс. дедвейт-тонн.

На внутреннем водном транспорте будут повышены безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений (доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 21,3% до 9%, опасный уровень - с 2,4% до 0%).

Развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта обеспечит формирование опорной сети аэропортов, будут построены и реконструированы 96 взлетно-посадочных полос, в том числе 11 - в крупных международных узловых аэропортах. Количество пассажиров, перевезенных в год на местных авиалиниях, возрастет более чем в 2 раза, трансферных авиапассажиров на стыковках международных и международных/внутренних рейсов - в 3,6 раза.

Федеральная целевая программа "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" (проект) направлена на решение задачи по обеспечению безопасности на транспорте и включает мероприятия по созданию укрупненных районов организации воздушного движения, совершенствованию аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах, модернизации сети авиационной электросвязи и передачи данных, оснащению радиолокационных позиций средствами вторичной радиолокации, внедрению единой системы планирования использования воздушного пространства, переходу к современным технологиям организации воздушного движения, внедрению интегрированных военно-гражданских автоматизированных систем управления воздушным движением, проведению технической модернизации и автоматизации системы метеорологического обеспечения аэронавигации и развитию единой системы поиска и спасания.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы позволит повысить уровень безопасности воздушного движения, в частности:

обеспечить рост числа полетов, обслуженных аэронавигационной системой, в 1,6 раза;

увеличить среднюю величину налета воздушных судов на 1 инцидент, произошедший по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием, на 10,1%;

повысить оправдываемость прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации до 91%.

Программа включает Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р (далее также - Комплексная программа).

Комплексная программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". Координатором комплексной программы является Министерство транспорта Российской Федерации. Общий объем финансирования комплексной программы из федерального бюджета в 2013 году составляет 13 321 710 тыс. рублей, из средств субъектов транспортной инфраструктуры - 2 047 900 тыс. рублей.

Целью комплексной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В комплексной программе представлены мероприятия по обеспечению безопасности населения на метрополитене, автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, на железнодорожном транспорте, воздушном транспорте, а также на морском и внутреннем водном транспорте, гармонизации законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, формированию индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте, созданию системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, и созданию системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.

Реализация Комплексной программы обеспечит повышение количества защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям обеспечения транспортной безопасности, с 26,4% в 2010 году до 76,7% в 2013 году.

Паспорта федеральных целевых программ и Комплексной программы представлены в Приложении 8.

В рамках федеральных целевых программ и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте реализуются значительная часть инвестиционных и инновационных мероприятий Программы.

Вместе с тем, ряд мероприятий по ремонту и содержанию транспортной инфраструктуры, обеспечению потребности в перевозках пассажиров на социально-значимых маршрутах, транспортному обеспечению Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, обеспечению антитеррористической защищенности объектов и уровня мобилизационной готовности дорожного хозяйства, управлению реализацией Программы, другие задачи и функции, предусмотренные положениями о Министерстве транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных службе и агентствах, предполагается решать в рамках подпрограмм.

В составе Программы реализуются подпрограммы: "Магистральный железнодорожный транспорт", "Дорожное хозяйство", "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", "Морской и речной транспорт", "Надзор в сфере транспорта", "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства", "Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани", "Обеспечение реализации Программы".

При формировании подпрограмм государственной Программы заложены принципы максимального охвата всех сфер деятельности исполнителей и повышения эффективности бюджетных расходов.

Подпрограммы носят отраслевой и функциональный характер и будут реализованы в установленной сфере деятельности уполномоченных органов государственной власти (Минтранс России, подведомственные федеральные служба и агентства). Подпрограммы являются взаимонезависимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы не зависит от выполнения мероприятий другой подпрограммы.

Последовательность решения задач и выполнения мероприятий подпрограмм определяется Минтрансом России в соответствии с утвержденными паспортами подпрограмм и годовым планом реализации Программы.

Подпрограмма "Магистральный железнодорожный транспорт" включает мероприятия по компенсации потерь в доходах транспортных предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, модернизации транспортной инфраструктуры и созданию условий для реализации Программы в сфере железнодорожного транспорта. Реализация подпрограммы направлена на решение задач по обеспечению потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах и развитию железнодорожных линий.

Основным результатом подпрограммы является повышение доступности услуг железнодорожного транспорта за счет:

- перевозки в период реализации Программы из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации с учетом мер государственной поддержки 2187 тыс. человек;

- роста объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в 1,3 раза к уровню 2011 года;

- увеличения объема перевозок пассажиров в поездах дальнего следования за счет мер государственной поддержки за время реализации Программы на 10,3%;

- увеличения объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в городском и пригородном сообщении в Московском транспортном узле в 2,25 раза к уровню 2011 года;

- роста производительности труда на железнодорожном транспорте в 1,6 раза к уровню 2011 года.

Подпрограмма "Дорожное хозяйство" включает мероприятия по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, обновлению парка автоколонн войскового типа и созданию условий для реализации Программы в сфере дорожного хозяйства. Реализация мероприятий подпрограммы направлена на увеличение протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, повышение безопасности дорожного движения и уровня мобилизационной готовности. Основными результатами реализации мероприятий подпрограммы являются увеличение доли дорог, находящихся в ведении Росавтодора, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 85,07%, снижение количества дорожно-транспортных происшествий на сети дорог федерального, регионального и межмуниципального значения на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий на 16,2% к уровню 2011 года, приобретение 811 единиц автотранспортных средств для обновления парка автоколонн войскового типа, увеличение количества инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов, применяемых на сети федеральных автомобильных дорог, в 1,6 раза и доведение доли протяженности дорог федерального значения, на которых будут применяться инновационные технологии, в 2020 году до 23,89%. В рамках подпрограммы планируется реализация инновационных проектов и научных исследований. В частности, предусматривается реализация федерального инновационного проекта "Инновационная дорога", в рамках которого планируется внедрение инновационных технологий, включая интеллектуальные транспортные системы.

Подпрограмма "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" включает мероприятия по содействию повышения доступности воздушных перевозок для населения, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок, государственной поддержке авиапредприятий, расположенных в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечению охвата территории Российской Федерации деятельностью специализированных поисково- и аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте, возмещению расходов за аэронавигационное обслуживание и услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, и создание условий для реализации Программы в сфере гражданской авиации и аэронавигационного сообщения. Реализация мероприятий подпрограммы способствует достижению целей Программы по повышению доступности транспортных услуг для населения и повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. За счет мер государственной поддержки будет ежегодно обеспечиваться перевозка 250 тысяч пассажиров из Калининградской области в Европейскую часть страны и в обратном направлении и 320 тысяч пассажиров с Дальнего Востока в Европейскую часть и в обратном направлении, 15,8 тысяч самолето-вылетов из аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и 21,3 тысячи самолето-вылетов из аэропортов, включенных в федеральные казенные предприятия. С государственной поддержкой будет приобретено в лизинг 478 воздушных судов, количество полетов, ежегодно обслуживаемых аэронавигационной системой, увеличится в 1,6 раза, уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов достигнет 100 процентов. Количество пассажиров, перевозимых на региональных авиалиниях, увеличится в 2,1 раза к уровню 2011 года, производительность труда на воздушном транспорте возрастет в 1,7 раза.

Подпрограмма "Морской и речной транспорт" включает мероприятия по обеспечению эксплуатации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, поисковому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства, навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на трассах Северного морского пути, реализации Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в сфере водного транспорта и созданию условий для реализации Программы в сфере морского и речного транспорта. Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит решение задач по повышению качественных характеристик внутренних водных путей и Северного морского пути, эффективности противодействия террористическим угрозам, обеспечению деятельности специализированных аварийно-спасательных служб. Основными результатами подпрограммы являются повышение качества услуг внутренних водных путей, рост объема перевозок по Северному морскому пути, повышение уровня безопасности и защищенности от террористических угроз инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта. Уровень технической оснащенности аварийно-спасательных служб на водном транспорте составит в 2020 году 52%, объем перевозок грузов по Северному морскому пути 63,7 млн. тонн, уровень технической оснащенности трасс Северного морского пути - 40,5%. Доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой составит от общей протяженности внутренних водных путей 36%, производительность труда на водном транспорте возрастет в 1,6 раза к уровню 2011 года.

Подпрограмма "Надзор в сфере транспорта" включает мероприятия по обеспечению функционирования и развития системы государственного контроля и надзора в сфере транспорта. Реализация мероприятий подпрограммы направлена на рост количества устраненных нарушений к общему количеству выявленных нарушений до 83,6%.

Подпрограмма "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства" включает мероприятия по организации развития автомобильных дорог Государственной компании и капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Государственной компании. Задачи подпрограммы решаются путем формирования рыночно ориентированной системы управления дорожным хозяйством, направленной на привлечение частного капитала и создание финансовых инструментов по мобилизации инвестиционных средств. Создание современной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог позволит повысить эффективность товародвижения и снизить транспортные издержки в экономике, увеличить протяженность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 85,5%, построить 1,6 тыс. км скоростных дорог, повысить безопасность дорожного движения. Доля внебюджетного финансирования мероприятий подпрограммы увеличится за время реализации Программы с 13,4% до 57,8%, доля протяженности автомобильных дорог Государственной компании, строящихся, реконструируемых или обслуживаемых по комплексным долгосрочным контрактам с частным финансированием продолжительностью 4 года и более, достигнет 79,8%.

Подпрограмма "Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани" включает мероприятия по строительству объектов инфраструктуры и организации транспортного обеспечения подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, в том числе планирование и организацию пассажирских перевозок, обеспечение перевозки грузов для строительства объектов Олимпийских игр 2014 года.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит наиболее эффективно решить задачу по транспортному обеспечению XXII Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Будут внедрены Комплексная схема организации движения и Автоматизированная система управления дорожным движением в г. Сочи между железнодорожными вокзалами Адлер и Сочи, Имеретинской низменностью и горным кластером, будет создан Логистический транспортный центр по управлению пассажиропотоками и движением грузов, будет перевезено 92,4 млн. тонн материально-технических ресурсов. Количество пользователей транспортной системы г. Сочи в период проведения Олимпийских игр 2014 года составит - 1,72 млн. человек.

Подпрограмма "Обеспечение реализации Программы" направлена на эффективное решение задач и достижение целей Программы, своевременное достижение запланированных результатов и включает мероприятия по управлению реализацией Программы. Управление реализацией Программы предусматривает обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере реализации Программы, материально-техническое, информационное и научное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти. Внутренние затраты на исследования и разработки в сфере транспорта увеличатся в 3,6 раза.

Паспорта подпрограмм Программы и их описание представлены в Приложении 9.

Представленная структура Программы позволяет сконцентрировать ресурсы на приоритетных задачах и существенно упростить процедуры мониторинга, актуализации и корректировки Программы, повысить эффективность управления ее реализацией.