Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели и задачи, показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов реализации Программы

2. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации Программы, цели и задачи, показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых конечных результатов, сроков

и этапов реализации Программы

Государственная политика Российской Федерации в сфере транспорта на долгосрочный период направлена на создание условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития и определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р), Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р), Концепции развития аэропортовой сети Российской Федерации на период до 2020 года (совместный приказ Минтранса России и Минобороны России от 29 мая 2008 г. N 003/0021), Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации (приказ Минтранса России от 9 июля 2009 г. N 112).

Долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики включают:

сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры на основе увеличения пропускной способности опорной транспортной сети, устранения разрывов и узких мест, развития крупных транспортных узлов, создания и развития портовых особых экономических зон;

транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока, в том числе развитие железнодорожных линий и автомобильных дорог, являющихся ключевыми в освоении соответствующих регионов России, развитие перевозок воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов;

формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, включая организацию скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог, развитие скоростных автомобильных дорог, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, обеспечение современным информационно-техническим оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций, внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения, внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем;

обновление парка транспортных средств (воздушных и речных судов), внедрение воздушных судов нового поколения, новой техники на рынке морских перевозок, в частности газовозов, контейнеровозов повышенной грузоподъемности и ледоколов нового поколения;

обеспечение комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива;

переход, в основном, к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением, дальнейшее повышение эффективности функционирования Аэронавигационной системы России в условиях прогнозируемого роста объема авиаперевозок в стране.

В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной транспортной политики, направленными на создание инфраструктурных условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, а также с учетом комплексной оценки текущего состояния транспортной системы определены цели и задачи Программы.

Цели Программы отражают конечные результаты решения транспортных проблем социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Достижение целей обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач федеральных целевых программ, Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и подпрограмм Программы.

Цель 1 - Ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

Для снижения транспортных издержек в экономике необходимо повысить эффективность системы товародвижения на базе современной и эффективной транспортной инфраструктуры.

Достижение данной цели обеспечивается путем решения задач по развитию путей сообщения (автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных линий и внутренних водных путей) и транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи и формирование единого транспортного пространства. Особое внимание будет уделено обеспечению функционирования сети автомобильных дорог федерального значения, повышению качественных характеристик внутренних водных путей, увеличению пропускной способности участков железнодорожной сети и строительству железнодорожных линий в районах нового регионального освоения, развитию сети внутрироссийских узловых аэропортов.

Цель 2 - Повышение доступности транспортных услуг для населения.

К числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения, относится доступность транспортных услуг.

Цель по повышению доступности транспортных услуг для населения обеспечивается решением задач по формированию в стране единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения, развитию региональных аэропортов, региональных и внутрирегиональных перевозок, обеспечению потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, обновлению парка транспортных средств, пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава.

Цель 3 - Повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг.

Для достижения цели необходимо решить задачи по увеличению пропускной способности российских морских портов, повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров, включая строительство скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства, комплексное развитие крупных транспортных узлов (Московского и Санкт-Петербургского), международных узловых аэропортов, и обновлению парка воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации, устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, увеличению протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.

Особое внимание будет уделено формированию транспортной системы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также транспортного пространства в рамках ЕврАзЭС.

Совершенствование технических характеристик международных транспортных коридоров и транспортно-технологической инфраструктуры будет способствовать снижению издержек во внешнеторговых цепях поставок, что благоприятно повлияет на конкурентоспособность российских экспортеров и темпы международной экономической интеграции в России.

Обновление парков транспортных средств позволит повысить конкурентоспособность отечественных перевозчиков и будет способствовать росту экспорта транспортных услуг.

Цель 4 - Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Достижение цели по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы обеспечивается решением задач по повышению уровня транспортной безопасности и развитию интегрированной системы контроля безопасности на транспорте, защите жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Показатели (индикаторы) целей и задач Программы соответствуют целевым показателям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, федеральных целевых программ и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы по годам реализации приведены в Приложении 1.

Реализация Программы позволит обеспечить снижение транспортоемкости валового внутреннего продукта в 2020 г. на 5,3% к уровню 2011 года. Уменьшение транспортной нагрузки на экономику за счет снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции до 12 - 16% к 2020 году и до уровня развитых зарубежных стран - 8 - 10% к 2030 году позволит повысить конкурентоспособность и эффективность отраслей экономики.

Сеть скоростных магистралей будет выполнять системообразующую функцию, создающую возможности для развития в регионах новых производств и предприятий сферы услуг. Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий составит 2,6 тыс. км, будет построено и реконструировано 7,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство 1,6 тыс. км скоростных дорог Государственной компанией "Автодор".

Скоростные магистрали обеспечат оптимальную с экологической и энергосберегающей точек зрения скорость движения транспортных средств и позволят сократить время в пути на 40%.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить качественные характеристики внутренних водных путей. Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, уменьшится до 0,7 тыс. км (при условии реализации Багаевского гидроузла). Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 21,3% до 9%, опасный уровень - с 2,4% до 0%.

Одним из важнейших результатов Программы является рост транспортной подвижности населения в 1,5 раза к уровню 2011 года (10,4 тыс. пасс.-км в год на 1 жителя в 2020 году, 15,6 тыс. пасс.-км на 1 жителя в 2030 году, что сопоставимо с уровнем транспортной подвижности в развитых зарубежных странах).

Достижение этого результата означает удовлетворение растущих потребностей населения по передвижению на основе повышения доступности транспортных услуг, которая относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики.

Развитие современного магистрального пассажирского транспорта, включающего гражданскую авиацию и систему высокоскоростного и скоростного пассажирского железнодорожного сообщения, предоставляет возможность для реализации конституционного права граждан свободно и беспрепятственно перемещаться по стране. В ряде таких регионов, как Европейский Север, значительная часть Сибири, северо-восточная и островная часть Дальневосточного региона, воздушный транспорт является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией России. Авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях увеличится за время реализации Программы в 2,1 раза.

За время реализации Программы с федеральным софинансированием будет построено и реконструировано 6,7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит обеспечить круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования 2,3 тыс. сельских населенных пунктов.

Повышение доступности транспортных услуг также непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.

Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, ускорит рост внутреннего валового продукта. Повышение конкурентоспособности российской транспортной системы позволит обеспечить рост экспорта транспортных услуг в 2 раза к уровню 2011 года. Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост привлекательности российских коммуникаций для транзитных грузопотоков и рост объемов перевалки грузов в российских портах до 879 млн. тонн.

Реализация мероприятий по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы позволит сократить число происшествий на транспорте на 31,4% к уровню 2011 года, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, подготовить квалифицированные кадры для транспортной отрасли. Количество дорожно-транспортных происшествий на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий сократится к уровню 2011 года на 16,2%.

Количество применяемых инновационных технологий в дорожном хозяйстве возрастет в 1,7 раза. На 24% протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, предусмотрено применение инновационных технологий, материалов, конструкций машин и механизмов. Применение на транспорте инновационных решений наряду с повышением эффективности будет способствовать существенному повышению устойчивости транспорта в аспектах безопасности движения и перевозок, транспортной безопасности и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Особенно значимым социально-политическим результатом реализации данного приоритета станет повышение уровня общенациональной безопасности и снижение террористических рисков.

Одним из результатов Программы станет повышение эффективности государственного управления, качества и оперативности предоставления государственных услуг, развитие инноваций на базе научных исследований, увеличение внутренних затрат на исследования и разработки в 3,4 раза к уровню 2011 года.

Действия государства по развитию транспортной системы будут сочетаться с эффективной предпринимательской деятельностью в отрасли. Совершенствование правовой базы и улучшение инвестиционного климата обеспечит привлечение необходимых для решения задач развития транспорта инвестиций юридических лиц, рост капитализации транспортного сектора, его экономическую стабильность, применение инновационных решений, рост качества транспортных услуг. Производительность труда возрастет на всех видах транспорта, в том числе на железнодорожном и водном транспорте в 1,6 раза, воздушном - 1,7 раза.

Программа реализуется в 2013 - 2020 годах.

Основные усилия в период реализации Программы будут сосредоточены на выполнении в полном объеме работ по содержанию и ремонту транспортной инфраструктуры, устранении ее "узких мест", обеспечении доступности (ценовой и пространственной) транспортных услуг для населения, повышении комплексной безопасности на транспорте, обеспечении потребностей внешней торговли.

На этой основе к 2020 году будет осуществлен переход к инновационной модели развития транспортной системы на основе расширения номенклатуры и повышения качества транспортных услуг, применения современных транспортно-логистических технологий, развития новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия видов транспорта, повышения производительности труда и энергоэффективности, усиления роли научно-технического обеспечения в развитии отрасли.

Промежуточные сроки и показатели реализации мероприятий Программы определяются федеральными целевыми программами, Комплексной программой и подпрограммами (на период их действия) с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития и предложений органов государственного управления транспортным комплексом.

Для обеспечения текущего контроля Министерство транспорта Российской Федерации при ежегодном планировании работ по Программе и корректировке состава мероприятий по мере их выполнения определяет промежуточные (контрольные) этапы для отдельных подпрограмм или мероприятий Программы.