Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Морской и внутренний водный транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества.

В последние годы значительное внимание уделяется вопросам модернизации и развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.

Вместе с тем, устойчивое развитие транспортной системы России и удовлетворение растущего спроса на перевозки пассажиров и грузов морским и речным транспортом требует повышения уровня безопасности функционирования морского и внутреннего водного транспорта и эффективного функционирования внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Для повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы необходимо обеспечить надежность и безопасность функционирования морского транспорта, что позволит повысить уровень безопасности судоходства на морских путях, подходных каналах и в акваториях портов, снизить количество аварийных происшествий на морском транспорте и минимизировать их последствия.

Увеличение объемов перевозки морем, в том числе нефти и нефтепродуктов и рост грузоподъемности танкеров создают предпосылки к росту количества случаев разлива нефти и объемов разлива.

В систему безопасности на море входят аварийно-спасательное и поисково-спасательное обеспечение. Для выполнения государственной задачи по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морских бассейнах, для выполнения международных обязательств Российской Федерации, Росморречфлотом и федеральным бюджетным учреждением "Служба морской безопасности" (далее - ФБУ "Служба морской безопасности") организовано несение аварийно-спасательной готовности в поисково-спасательных районах Российской Федерации. Несение аварийно-спасательной готовности организуется в соответствии с годовым и квартальными планами-графиками.

Обеспечение своевременного реагирования на возможные разливы нефти и аварийные происшествия с судами в зоне ответственности Российской Федерации акватории Мирового океана требует улучшения состояния материальной базы подразделений системы Госморспасслужбы России в морских бассейнах, в первую очередь, за счет поставок новых типов аварийно-спасательных судов, оборудования судоходных путей современными навигационными средствами.

Долгосрочные приоритеты государственной транспортной и энергетической политики Российской Федерации включают интенсивную эксплуатацию трасс Северного морского пути для реализации транзитного потенциала Российской Федерации, вывоза энергоресурсов с шельфа Северного ледовитого океана и устойчивое снабжение населения арктических территорий России.

Развитие Северного морского пути как единого инфраструктурного транспортного объекта связано с улучшением ледокольного, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного обеспечения, совершенствованием средств связи и реконструкцией базовых портов и терминалов на всем его протяжении.

В настоящее время Северный морской путь рассматривается как комплексный инфраструктурный объект, управляемый государством, где перевозчикам оказываются государственные услуги по обеспечению безопасных условий плавания.

Перевозки грузов в пункты Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также в труднодоступные районы Арктики, где водный транспорт является безальтернативным средством сообщения и практически обеспечивает жизнедеятельность этих регионов, находятся под особым вниманием участников транспортного процесса Российской Федерации.

Навигационно-гидрографическое обеспечение является составной частью системы безопасности судоходства. Основная цель навигационно-гидрографического обеспечения заключается в обеспечении безопасных условий плавания судов, создании благоприятной в навигационном отношении обстановки.

Навигационно-гидрографическое обеспечение на трассах Северного морского пути осуществляет федеральное государственное унитарное предприятие "Гидрографическое предприятие".

В целях предотвращения совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта и развития мер по охране судов и портовых средств в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) и Международным кодексом по охране судов и портовых средств сформирована международная структура, посредством которой суда и портовые средства могут взаимодействовать с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих безопасности в секторе морского транспорта.

С целью обеспечения защиты объектов морского и внутреннего водного транспорта от незаконных актов, направленных против безопасности судоходства, в соответствии с международными и национальными требованиями в области охраны в Российской Федерации функционирует ФБУ "Служба морской безопасности".

Внутренний водный транспорт является важной составляющей транспортного комплекса Российской Федерации. Вместе с тем, при всей его экономичности и экологичности, широкое использование его потенциала сдерживается по причине затянувшейся инфраструктурной модернизации транспортной системы.

Важнейшим инфраструктурным звеном транспортной системы являются внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения.

Протяженность внутренних водных путей Российской Федерации на 1 января 2012 г. составляет 101 380,6 км. В европейской части Российской Федерации создана Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, участки которой входят в перечень Европейского Соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения, а также входят в состав международного транспортного коридора "Север-Юг".

Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с установленными категориями средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированными габаритами судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений по государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства и федеральному государственному унитарному предприятию "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "Канал имени Москвы").

Путевые работы и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов осуществляются на основании планов путевых работ, разработанных государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и ФГУП "Канал имени Москвы".

В целях повышения эффективности работы речного транспорта, необходимо улучшить качественные параметры судовых ходов и обеспечить поддержание внутренних водных путей с гарантированными габаритами. В настоящее время доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и светоотражающей обстановкой от общей протяженности внутренних водных путей составляет 35,7%.

На внутренних водных путях Российской Федерации расположено 723 судоходных гидротехнических сооружения, сосредоточенных, в основном, в европейской части страны. В их числе - 108 шлюзов, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, 115 дамб, 93 плотины, 11 аварийно-заградительных ворот, 31 водоспуск, 128 каналов, 218 - прочие. Указанные гидротехнические сооружения состоят на балансе и находятся в оперативном управлении государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и в хозяйственном ведении ФГУП "Канал имени Москвы", обеспечивают устойчивость напорных фронтов водохранилищ, безопасный пропуск судов, санитарное обводнение рек, промышленное и питьевое водоснабжение, орошение и выработку электроэнергии.

Из 723 судоходных гидротехнических сооружений 335 сооружений отнесены к критически важным объектам Российской Федерации.

Серьезной проблемой является снижение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния. Большинство из действующих на внутренних водных путях Российской Федерации гидротехнических сооружений эксплуатируется 50 - 70 лет и более. На основе проведенного декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений на 1 июня 2012 г. установлено, что 17% сооружений имеют нормальный уровень безопасности, 65,7% - пониженный, 16,4% - неудовлетворительный и 0,9% - опасный.

Значительная часть задач, стоящих перед морским и внутренним водным транспортом, предусмотренных Программой, будет решаться в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" (проект) и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Вместе с тем, задачи в области повышения качественных характеристик внутренних водных путей, обеспечения безопасности на морском и внутреннем водном транспорте, обеспечения антитеррористической защищенности объектов водного транспорта, ряд других задач и функций, предусмотренных Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, не входят в состав вышеуказанных программ. Их предусмотрено решать в рамках данной подпрограммы.