Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года одна из стратегических задач государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для повышения качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, а также функции по техническому надзору и надзору за обеспечением транспортной безопасности является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Проводимые Федеральной службой по надзору в сфере транспорта операции позволяют вскрыть значительное количество нарушений, произошедших на транспорте, и предпринять необходимые меры по их решению и предотвращению в будущем. Транспорт ввиду своей специфики является потенциальным источником опасности, а если в его деятельность происходит противоправное вмешательство, либо халатность обслуживающего персонала, потенциальная опасность становится реальной опасностью. Вследствие этого необходимо постоянное совершенствование системы контроля и надзора в сфере транспорта.

Помимо средств и мероприятий прямого обеспечения безопасности на транспорте огромное значение в достижении данной цели играет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта. Без их совершенствования управление в сфере обеспечения безопасности транспортной системы будет лишено эффективной обратной связи.

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направлена на предотвращение реальных угроз жизни и здоровью пассажиров, сокращение числа происшествий в транспортном комплексе страны путем постоянного мониторинга безопасности и выполнения проверок предприятий и организаций отрасли. Тем не менее, уровень безопасности транспортной деятельности остается низким, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте.

Для снижения аварийности и риска возможных происшествий на транспорте необходимо:

повысить организационно-технологическую и исполнительскую дисциплину при осуществлении грузовой и пассажирской транспортной деятельности;

усилить информационный мониторинг при осуществлении перевозок опасных и крупногабаритных грузов;

систематизировать случаи инцидентов с опасными грузами и крушений при перевозке крупногабаритных грузов на транспорте.

Создание рынка конкурентоспособных транспортных услуг предполагает также развитие нормативно-правовой базы в сфере оказания транспортных услуг. При этом важнейшее значение для регулирования имеет создание эффективной обратной связи в виде системы контроля и надзора.

Для повышения качества и эффективности контроля за исполнением законодательства в области обеспечения безопасности на транспорте необходима разработка и создание информационных систем, которые бы позволяли в дистанционном режиме осуществлять систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование состояния безопасности, а также исполнения обязательных требований в сфере транспортной безопасности на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры (объектах первой категории) и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта остро нуждается в организации сети связи между головным центром управления региональными управлениями и территориальными отделами. Информационный обмен осуществляется передачей данных на переносных носителях, транспортируемых курьерами. Кроме того, отсутствие единого центра обработки данных приводит к тому, что серверы ряда информационных систем физически находятся на ресурсах разработчиков данных систем, что недопустимо. Ряд функций инспекторы выполняют "вручную", без применения автоматизированных систем.

Серьезной проблемой на фоне интенсивного технического развития объектов транспортного комплекса является низкая оснащенность инспекторского состава, использование устаревших специальных комплектов, необходимых при проведении проверок и расследований транспортных происшествий.

На морском и внутреннем водном транспорте проблема обеспечения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы не может быть решена при современном количественном и техническом состоянии патрульного флота территориальных управлений государственного речного надзора. Средний возраст судов патрульного флота составляет 30 лет.

Оснащение органов Госморречнадзора скоростными патрульными катерами и увеличение их количества позволят сократить время доставки инспектора к месту совершения транспортного происшествия в среднем до 1 суток, что значительно сократит непроизводительные простои флота в ожидании прибытия инспектора-дознавателя.

В сфере воздушного транспорта значительный рост числа зарегистрированных и незарегистрированных воздушных судов авиации общего назначения повышает степень риска авиационных происшествий с воздушными судами коммерческой гражданской авиации.

Для предотвращения несанкционированных полетов воздушных судов авиации общего назначения, сверхлегких летательных аппаратов и аэростатических воздушных судов (в том числе незарегистрированных) Госавианадзору необходимо активно и своевременно реагировать на подобные нарушения воздушного законодательства. Эта задача может быть решена Госавианадзором только при наличии в его составе мобильных транспортных средств - вертолетов.

Для обеспечения сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, недопущения несанкционированного проезда по ним транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, осуществляется весовой контроль грузовых транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

Одной из важнейших задач в процессе выполнения поставленных перед контролирующими органами задач является обеспечение бесперебойности движения на автомобильных дорогах путем сокращения времени для проверки транспортных средств и оформления выявленных нарушений.

В настоящее время на автомобильных дорогах федерального значения в Российской Федерации имеется 69 стационарных пунктов весового контроля, включая пункты весового контроля, расположенные на пограничных пунктах пропуска. Стационарные пункты весового контроля, организованные и обустроенные в 1995 - 1999 годах, не отвечают нормативным требованиям.

В рамках подпрограммы "Контроль и надзор в сфере транспорта" планируется реализовать систему взаимоувязанных мероприятий, которые обеспечат возможность оптимизации ресурсов, используемых для проведения проверок, а также создать систему контрольных мероприятий, позволяющую осуществлять оперативный дистанционный контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности на наиболее уязвимых объектах транспорта, что, с одной стороны, обеспечит стабильность уровня безопасности населения, а с другой стороны, даст возможность оперативно реагировать на возникающие нарушения и принимать меры, способствующие снижению угроз совершения актов незаконного вмешательства, халатности обслуживающего персонала, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме этого, для решения приведенных задач ведется разработка единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и на ее базе создание мобильных центров организации и проведения расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок непосредственно на месте транспортных происшествий.

Стоящие перед Ространснадзором задачи решаются посредством реализации как подпрограммы, так и федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" (проект) и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.