Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы

Для достижения поставленной цели и решения задачи подпрограммы предусматривается реализация основного мероприятия "Обеспечение функционирования и развития системы государственного контроля и надзора в сфере транспорта".

Основное мероприятие реализуется по направлениям контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), дорожного хозяйства, гражданской авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты) транспорта, внутреннего водного транспорта, промышленного транспорта и обеспечения транспортной безопасности.

На железнодорожном транспорте осуществляются контроль (надзор) за безопасностью движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасностью на железнодорожном транспорте, контроль (надзор) за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, за организацией, обеспечением и выполнением организациями железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, лицензирование перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, лицензирование перевозки железнодорожным транспортом опасных грузов, лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, присвоение поездам при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных, контроль (надзор) за правильностью учета и классификацией транспортных происшествий и иных негативных происшествий на железнодорожном транспорте.

В сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства осуществляются контроль (надзор) за порядком осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль), лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдача удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок, прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для осуществления весового контроля, проверки габаритов транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, выдача специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов и перевозок опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, контроль (надзор) за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В гражданской авиации осуществляются контроль (надзор) за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных судов, лицензирование деятельности по ремонту авиационной техники, предприятий гражданской авиации, участие в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий.

В сфере морского и внутреннего водного транспорта осуществляется контроль (надзор) за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов. Осуществляются контроль (надзор) за организацией, обеспечением и выполнением организациями морского, внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, лицензирование перевозки морским транспортом, внутренним водным транспортом пассажиров, перевозки морским транспортом, внутренним водным транспортом грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Кроме того, осуществляются надзор за регистрацией морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные и прогулочные суда, ведение соответствующих реестров, обеспечивается контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту.

В рамках обеспечения транспортной безопасности осуществляются контроль (надзор) за поисковым и аварийно-спасательным обеспечением, согласование перечня организаций гражданской авиации, привлекаемых в установленном порядке к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ.

Одним из приоритетных направлений подпрограммы является создание комплексной системы контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. Для решения задачи по совершенствованию системы получения информации о происшествиях на транспорте и нарушениях законодательства в сфере транспортной безопасности разработан ряд мероприятий, которыми предусматриваются:

разработка и создание информационных систем дистанционного контроля и надзора готовности, дислокации и перемещения дежурных сил и средств функциональных подсистем Минтранса России, входящих в единую государственной систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS, в том числе создание 3 пилотных проектов на морском, внутреннем водном, воздушном и железнодорожном транспорте;

создание, включая проектирование, автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (на базе существующих дежурно-диспетчерских служб Ространснадзора, всего 9, в том числе: 1 - главный, 8 - территориальных);

совершенствование и расширение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для осуществления функций надзора и контроля по обеспечению безопасности населения на транспорте.

Реализация этих мероприятий позволит повысить качество и эффективность контроля за исполнением законодательства в области обеспечения безопасности на транспорте, решит проблему разработки и создания информационной системы, позволяющей в дистанционном режиме осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование состояния безопасности, а также повысит качество исполнения обязательных требований в сфере транспортной безопасности на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры (объектах первой категории) и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

Создание информационных систем контроля безопасности наиболее важных объектов транспортного комплекса, безопасности перевозок опасных грузов и готовности аварийных служб, а также создание центров мониторинга, контроля и надзора обеспечения безопасности на транспорте в г. Москве и в федеральных округах для анализа оперативной информации и поддержки принятия оперативных мер направлены на недопущение и (или) пресечение актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций, а также на ликвидацию их последствий.

К наиболее уязвимым объектам, систематическое наблюдение за состоянием обеспечения транспортной безопасности которых будет осуществляться на постоянной основе с использованием средств автоматизации, на этапе разработки подпрограммы отнесено 148 объектов. При этом количество объектов, систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований которыми будет осуществляться с использованием создаваемой информационной системы, будет утоняться по мере проведения работ по категорированию и оценке уязвимости.

Полномасштабное внедрение разрабатываемых информационных систем планируется в 2013 году.

С целью ликвидации существующего в настоящее время разрыва в информации о состоянии безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также с целью образования единого информационного центра, обеспечивающего получение и предоставление информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры с точки зрения транспортной безопасности и обеспечения безопасности населения на транспорте, в состав мероприятия включено создание информационных центров контроля и надзора (по одному центру в каждом федеральном округе и единого координационного центра).

При этом создаваемые информационные центры будут нести двойную нагрузку и использоваться с одной стороны как база данных о состоянии объектов транспортной инфраструктуры, с другой стороны - как оперативный антикризисный центр при возникновении, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для достижения цели подпрограммы предусматривается проведение научно-исследовательских работ по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.