Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Принятие Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было вызвано необходимостью создания эффективного инструмента для достижения следующих целей:

формирование опорной сети скоростных автомобильных дорог федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности и экологичности;

решение задач, связанных с гармонизацией инвестиционных циклов за счет привлечения частных инвестиций ввиду невозможности обеспечения в рамках существующего бюджетного процесса ритмичного исполнения инвестиционных обязательств государства;

формирование рыночно ориентированной системы управления дорожным хозяйством, направленной на привлечение частного капитала, а также на создание финансовых инструментов по мобилизации инвестиционных средств (размещение облигационных займов, привлечение частных кредитов, предоставление долгосрочных гарантий возврата капитала и др.);

извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог с целью направления их на повышение уровня содержания дорог и реализацию дорожных проектов;

повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог федерального значения, в том числе за счет улучшения технических характеристик дорог, увеличения их пропускной способности, а также за счет повышения уровня безопасности движения и качества сервисного обслуживания на дорогах;

повышение эффективности управления дорожным хозяйством и улучшение результативности работы дорожных предприятий, в том числе путем стимулирования внедрения новых материалов, оборудования и передовых технологий для снижения удельных затрат выполнения дорожных работ, улучшения их качества и роста производительности труда;

переход к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны, в том числе за счет формирования национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны.

Инфраструктурные ограничения экономического роста во многом обусловлены отставанием развития дорожной сети в Российской Федерации от потребностей экономики и населения страны. В последние годы темпы автомобилизации значительно превышают показатели прироста и увеличения пропускной способности дорожной сети.

В Российской Федерации отсутствует сеть многополосных автомагистралей, способных обеспечивать скоростной безостановочный режим движения транспортных потоков и высокий уровень услуг, предоставляемых пользователям, что приводит к невозможности использования географических преимуществ и транзитного потенциала России, существенному снижению скорости движения грузов и пассажиров, увеличению транспортных издержек в экономике, а также к снижению уровня мобильности населения и субъектов рынка в сравнении со странами, имеющими развитую дорожную сеть.

Конфигурация федеральной сети автомобильных дорог характеризуется ярко выраженной радиальной структурой, недостаточным числом соединительных и хордовых магистралей, ориентированностью на Московский транспортный узел, в то время как ряд регионов фактически лишены прямых транспортных связей по кратчайшим направлениям. Результатом существования подобной структуры является значительное увеличение протяженности маршрутов движения, перепробег автомобильного транспорта, а также возникающее в связи с этим увеличение транспортной нагрузки на Московский, Санкт-Петербургский и ряд других крупных транспортных узлов.

Интенсивность движения по ряду выходящих из г. Москвы радиальных маршрутов достигает 100 - 150 тыс. автомобилей в сутки, что значительно превышает предельную пропускную способность автомобильных дорог. Проблемы исчерпания пропускной способности въездных магистралей характерны и для других крупнейших городов Российской Федерации с численностью населения свыше 1 млн. жителей. В летний период, когда интенсивность движения достигает пиковых значений, многие участки федеральных автомобильных дорог на подъездах к крупным городам оказываются фактически парализованными в связи с возникновением многокилометровых транспортных заторов. Это приводит к увеличению транспортных издержек в 2 - 3 раза и временных потерь для экономики и пользователей автодорог.

Из-за несоответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог нормативным требованиям затраты на автомобильные перевозки возрастают в 1,3 - 1,5 раза, а потери от дорожно-транспортных происшествий - на 15 - 20 процентов.

Таким образом, к числу основных причин, сдерживающих развитие автомобильных дорог в соответствии с потребностями общества, относятся:

недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения строительства и реконструкции автомобильных дорог, приведения их в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние;

ограниченность возможностей существующей системы управления дорожным хозяйством по привлечению частных финансовых ресурсов, заключению долгосрочных контрактов на выполнение дорожных работ и использованию современных управленческих технологий, применяемых в сфере бизнеса;

низкая мотивированность дорожных организаций к достижению высоких хозяйственных результатов и качественному выполнению работ и услуг, включая повышение долговечности и надежности конструкций дорожных одежд, уменьшение материалоемкости и уровня удельных затрат, увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог и дорожных сооружений, сокращение сроков проектирования и производства работ;

недостаточная эффективность системы управления дорожным хозяйством, ориентированной на своевременное освоение выделяемых средств, а не на внедрение инноваций, повышение производительности труда, улучшение транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети и обеспечение длительного срока службы дорожных покрытий;

отсутствие действенных инструментов извлечения доходов от использования имущества федеральных автомобильных дорог, включая доходы от использования полос отвода и придорожных полос, которые позволили бы снизить уровень бюджетной нагрузки и создать дополнительное ресурсное обеспечение для модернизации и развития дорожной сети.

Решение перечисленных проблем в части автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление ГК "Автодор", предусматривается в рамках подпрограммы "Развитие автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства" (далее - подпрограмма) Программы.