Решение Верховного Суда РФ от 05.12.2012 N АКПИ12-1278 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 декабря 2012 г. N АКПИ12-1278

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации",

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" (далее - Постановление) утверждены Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора (далее - Правила), перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), изменения, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Изменения). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 3 сентября 2012 г., N 36, ст. 4919, "Российской газете" 31 августа 2012 г.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления по тем основаниям, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия по его изданию, поскольку размеры утилизационного сбора должны определяться соответствующим федеральным законом, Налоговым кодексом Российской Федерации утилизационный сбор не предусмотрен.

В судебном заседании М. уточнил заявленные требования, просил признать недействующими пункт 3 Правил, Перечень, абзац второй Изменений по тем основаниям, что возложение функции по взиманию утилизационного сбора на Федеральную таможенную службу противоречит Таможенному кодексу Таможенного союза и Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ), которым названная функция не предусмотрена; установление Перечнем коэффициентов расчета утилизационного сбора в зависимости от года выпуска транспортного средства, объема двигателя, от субъекта противоречит пункту 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, согласно которому при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами. Запрет регистрации колесных транспортных средств в случае, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ), правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и нарушает право собственности заявителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службе и Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 20 октября 2012 г. N ВС-П9-6249).

Представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации К.Н., К.Е., Л., Ч., представитель Федеральной таможенной службы Ш. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, соответствует федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (пункт 1); виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение названных положений Федерального закона, т.е. в пределах предоставленной компетенции.

Довод заявителя о том, что Постановление противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, не может быть признан обоснованным, поскольку утилизационный сбор установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1 статьи 51) и не является налоговым сбором. Следовательно, положения о таможенных платежах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, в данном случае не применимы, поскольку указанные нормативные правовые акты имеют иной предмет правового регулирования.

Поскольку утилизационный сбор не является налоговым платежом, на него не распространяется требование статьи 57 Конституции Российской Федерации об установлении налоговых платежей только законами, предполагающее закрепление в них помимо наименования самого налогового платежа также существенных его элементов.

Также несостоятельным является и утверждение заявителя о том, что Правительство Российской Федерации неправомерно возложило функции по осуществлению взимания утилизационного сбора на Федеральную таможенную службу, так как согласно пункту 4 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ определены функции (обязанности) таможенных органов, перечень которых не является закрытым, поскольку в силу части 2 данной статьи федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии с предоставленными Федеральным законом полномочиями, в пункте 3 Правил возложило обязанность по взиманию утилизационного сбора на Федеральную таможенную службу.

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5). Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (пункт 1).

Перечнем установлено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (сноска 2). Также им установлены базовые ставки для расчета утилизационного сбора (сноски 4, 5) и коэффициенты, которые определены в зависимости от вида и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, года выпуска транспортного средства, объема двигателя, массы.

Доводы заявителя о том, что год выпуска, полная масса колесного транспортного средства не оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, не могут быть признаны обоснованными, поскольку эти критерии прямо предусмотрены пунктом 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.

Такие критерии, как вид и категория колесных транспортных средств, объем двигателя, относятся к физическим характеристикам колесного транспортного средства, т.е. к факторам, оказывающим влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, что соответствует пункту 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.

Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о том, что размер утилизационного сбора не должен превышать сумму затрат на утилизацию колесного транспортного средства, поскольку утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение.

Установление Перечнем пониженных коэффициентов для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу, и не нарушает права граждан, в том числе заявителя.

Оспариваемым Постановлением в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, или необходимо принятие организацией - изготовителем колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, или утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ в случае, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870, за исключением колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.

В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 этой статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 данной статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 указанной статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым - четвертым, шестым и седьмым пункта 6 указанной статьи.

По смыслу приведенных нормативных положений, лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора, обязаны уплатить утилизационный сбор.

Недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили требования статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, не противоречит приведенным положениям названного закона. Оспариваемое положение направлено на регулирование административно-правовых отношений, вопросы же, связанные с возникновением и прекращением права частной собственности на транспортные средства, не регулирует и не может, вопреки мнению заявителя, рассматриваться как нарушающее его конституционные права, гарантированные статьей 35 Конституции Российской Федерации.

Поскольку Постановление издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления М. об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА